В Украине запретили российские фильмы и передачи

922

Депутаты приняли закон, который ставит под запрет популяризацию армии и силовых структур страны-агрессора и запрещает показ всех передач, снятых после 1 января 2014 года.

Решение поддержали 259 депутатов (необходимый минимум голосов - 226). В тексте законопроекта №1317 указано: "В Украине запрещается распространение и демонстрация фильмов, содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий, создающих положительный образ сотрудников государства-агрессора, сотрудников советских органов государственной безопасности, оправдывающих или признающих правомерной оккупацию территории Украины", информирует kp.ua.

То есть фильм автоматически попадает под запрет, если в числе главных героев ленты есть сотрудники органов РФ, если сюжет "закручен" (прямо или опосредованно) вокруг военных, полиции или сотрудников госбезопасности России, либо же если в картине ставят под сомнение территориальную целостность Украины (например, говорят "Крым наш"). Киноленты, снятые до 1991 года (в годы СССР), запрещать к показу не будут.

Что точно запретят

Из того, что сейчас идет на украинском ТВ, теперь точно в Украине перестанут показывать:

- "Улицы разбитых фонарей - 13", "Бандитский Петербург" (НТН),

- "След", "Операция "Кукловод" ("Украина"),

- "Прокурорская проверка", "Бригада. Наследник", "Литейный" (ICTV),

- "Граница. Таежный роман", "ППС-2", "Ментовские войны - 6" ("2+2")…

Нарушителей будут штрафовать

Если же телеканал (или кинопрокатчик) по недосмотру пропустит в эфир запрещенный контент - штраф. Расплата за невнимательность будет стоить от 10 до 50 минимальных зарплат (от 12180грн.) за каждый случай.

Правда, телевизионщикам и киношникам дали время на изменение сетки вещания и подбора фильмов для кинопроката. Закон будет сдан в публикацию только через два месяца.

Раздутая информация

При внимательном рассмотрении оказывается, что в ситуации есть ряд нюансов – как хороших, так и плохих. Во-первых, растиражированная новостными СМИ цитата («запрещается распространение и публичная демонстрация фильмов, произведенных физическими и юридическими лицами РФ») в законопроекте, опубликованном на официальном сайте ВР, отсутствует, акцентирует forbes.ua. Речь идет лишь об очередных ограничениях на показ кино, снятого кинематографистами РФ (согласно тексту закона и в соответствии с постановлением Рады от 27 января – «страны-агрессора»).

До автоматического «бойкота» всему российскому кино (включая гипотетическую независимую фестивальную картину, не затрагивающую политической повестки дня, или студенческую работу, снятую начинающим режиссером-гражданином РФ или при финансовой поддержке продюсера из РФ) дело еще не дошло. Запрет, однако, распространяется на фильмы, в которых фигурируют «органы страны-агрессора» – то есть российские вооруженные силы, полиция, прокуратура и так далее, а также советские органы госбезопасности. Формулировки в тексте, обнародованном на сайте Верховной рады, позволяют запретить фильмы, пропагандирующие или выставляющие в положительном свете упомянутые органы, а также намекающие на правомерность оккупации территории украинского государства.

До автоматического «бойкота» всему российскому кино дело еще не дошло

«Центральный орган исполнительной власти, отвечающий за реализацию государственной политики в области кинематографии» обязан, согласно закону, предоставлять критерии и экспертное мнение по вопросу о том, прославляет фильм или нет упомянутые органы.

Отдельные детали позволяют предположить, что постановление можно легко трактовать в самом широком смысле: так, в тексте закона говорится, что среди положительных героев «допустимого» фильма в принципе не может быть работников упомянутых «органов», в том числе – на всякий случай – бывших или внештатных.

Также законопроектом запрещается кинопродукция от лиц, представляющих угрозу национальной безопасности (что, памятуя о запретах на фильмы с Пореченковым и Охлобыстиным, не кажется такой уж новостью), а еще – фильмы, пропагандирующие «войну, насилие, жестокость, фашизм и неофашизм», неуважение к нации и национальным ценностям, и, наконец, «неуважение к родителям, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм и другие вредные привычки». Критерии для выявления фильмов, пропагандирующих жестокость, алкоголизм и неуважение к родителям, не указаны. Наконец, одна из поправок, предложенная в ходе заседания ВР Олегом Ляшко, сделала неактуальной растиражированную СМИ информацию о запрете фильмов, снятых в 2014 году и далее: «отсчет» в окончательном законе ведется с 1 августа 1991 года.

Сегодня, 6 февраля, сразу же в след за принятием законопроекта №1317, Госкино рассмотрело еще 25 российских фильмов и сериалов на предмет пропаганды, из которых наложило запрет на 20. Громких названий в списке нет – это преимущественно фильмы о военных («Снайпер», «Марш-бросок»), а также сериалы вроде «Солдат» (сезоны 13, 14, 15, 17) и «Группа «Зета».

По мнению программного директора Одесского международного кинофестиваля Антельма Видо, учитывая, что Украина и Россия находятся в ситуации войны, закон не вызывает удивления. «Полный запрет российского кино в Украине, однако, я расцениваю как ошибку. В российской кинематографической среде существует давняя традиция политической критики, и украинцы должны следить и поддерживать ту часть гражданского общества России, которая не узнает себя в действиях своего правительства», – отмечает эксперт.

По его мнению, фильмы вроде «Левиафана» Андрея Звягинцева, финансированного частично Министерством культуры РФ, однако резко критикующего царящую в России атмосферу коррупции, – яркое свидетельство демократического гражданского сознания. «Мне кажется, это та Россия, которую Украине стоит услышать. Следовательно, прятать ее не следует», – резюмирует Видо.

Закон принят с грубыми нарушениями

Депутат от партии «Оппозиционный блок» Юрий Павленко говорит, что «принятие сегодня этого закона было очень странным. В первую очередь, он принят с грубым нарушением регламента. Во-вторых, сам законопроект противоречит целому ряду статей Конституции Украины. В-третьих, запрет на российские фильмы или поддержка производства украинских фильмов – это всего лишь фон, а по сути, через этот закон может быть установлена очень жесткая цензура. Более того, есть целый ряд достаточно коррупционных моментов. Кроме Также в законе нет ни единого слова относительно стимулов, которые бы привели к увеличению количества украинских фильмов или украинских телевизионных сериалов. Вместо российских появятся африканские, а украинских как не было, так и не будет. Это очень серьёзный удар по украинскому телевидению, по украинским телеканалам», цитирует lifedon.com.ua.

Юрий Павленко пояснил почему закон содержит коррупционные моменты: «И Конституция, и рекомендации Совета Европы четко говорят о том, что критерии, по которым определяется нарушает ли средство массовой информации закон или нет должны устанавливаться законом. И решение, нарушил телеканал или не нарушил, должно приниматься судом. Данный законопроект дает право устанавливать правила и дальше наказывать Госкино и Министерству культуры – государственному органу власти, то есть конкретному чиновнику, который сможет повернуть этот закон для неугодных по-одному, для угодных – по-другому. И кроме того, это стимул для коррупции – кто-то захочет чтоб тот или иной критерий оценивали или позитивно или негативно. Критерии не четкие. Также, есть целый ряд критериев относительно привлечения к ответственности, которые опять же полагаются на государственные органы власти, что противоречит и Конституции и рекомендациям Совета Европы. Таким образом, закон еще и подрывает механизмы правового государства».

Юрий Павленко рассказал о нарушениях регламента во время рассмотрения и принятия законопроекта: «А само рассмотрение законопроекта очевидно было ужасным. Например, один из народных депутатов внес 10 поправок, они были отклонены Комитетом. Закон ему дает право, Конституция ему дает право представить свои поправки и попытаться переубедить зал в том, что он прав. Ему даже не дали слова. Я внес на переголосование 4 поправки, по которым я хотел, чтобы зал Верховной Рады четко высказался. В результате, только две было поставлено Главой Верховной Рады, дальше они увидели что ситуация может изменится в результате дискуссии. Поэтому, по сути закон не рассматривался и по состоянию на эту минуту никто не может понять, что приняла Верховная Рада. 88 поправок, 50 страниц текста, которые были розданы только сегодня. Еще и Глава комитета в шумном зале что-то дополнительно называл. Поэтому результат будет понятен завтра».

Народный депутат уверен, что закон коснется всех украинских телеканалов и прямо нарушает права граждан на получение информации: «Этот закон касается всех украинских телеканалов. Все украинские телеканалы сегодня через этот закон будут пытаться ставить в стойло, с тем чтобы они исполняли задание власти. А что касается зрителей, то на самом деле нарушено право каждого гражданина на свободное получение информации и это может вообще заставить украинских зрителей смотреть спутниковое телевидение. Спутник доступен и открыт. Уже сегодня 25% украинцев смотрят спутниковое телевидение – и не украинские каналы, а все возможные».

Юрий Павленко рассказал о том, какие меры планирует предпринять Оппозиционный блок для предотвращения вступления закона в силу: «В первую очередь мы завтра подадим жалобу по поводу того, что закон принят с нарушением регламента и будем требовать от Главы Верховной Рады его не подписывать, а все таки внести повторное рассмотрение согласно процедуре – чтоб все несогласованности были сняты и закон соответствовал и Конституции и европейским стандартам. Кроме того, я не исключаю, что мы можем обратится и в суд и, конечно же, будем обращаться к Президенту как гаранту прав и свобод человека и гражданина защитить людей от такого закона. Оппозиционный блок за защиту информационного пространства Украины, мы за то, чтобы как можно больше появлялось украинской продукции, украинских сериалов, украинского кино, но мы против того, чтобы под красивыми слоганами устанавливалась цензура и в стране шло наступление на свободу слова».