«Золотой батон» для Владимира Лукьяненко
В сентябре прошлого года одно из популярных Интернет-изданий поведало о том, как Владимир Лукьяненко во время пребывания в должности председателя правления НПО имени Фрунзе, фактически обворовал его коллектив на миллионы гривен. Возвратится к этой истории, описанной в публикации «Карманные миллионы для президента», надо хотя бы для того, чтобы понять - поменялись ли приоритеты в работе наших правоохранителей и прокуратуры, или все осталось так, как было во времена Януковича? Когда торжествовало телефонное право «семьи», а энное количество купюр с портретом Бенджамина Франклина становилось главным «доказательством» в любом хозяйственном или уголовном деле.
Ретроспектива
Эта история берет свое начало с 2007 года. Именно тогда, 16 марта, Владимир Лукьяненко, как председатель правления ОАО «Сумское НПО имени Фрунзе», подписал контракт № М-158 с компанией-нерезидентом CRODET STRUCTURE LTD (Великобритания). «Англичане» обязывались выполнить субподрядные работы по монтажу оборудования, поставленного сумскими машиностроителями, при строительстве компрессорного цеха № 4 на компрессорной станции «Опорная», что в Казахстане. Через три месяца после заключения этого соглашения Владимир Лукьяненко скрепил своей подписью акт приема-передачи выполненных работ. Согласно этому документу, компания-субподрядчик выполнила работы по монтажу газотурбинных блоков (7 шт.) и центробежных компрессоров (7шт.). За проделанную работу Сумское НПО имени Фрунзе перечислило CRODET STRUCTURE LTD 574000 долларов США, что в нынешнем эквиваленте составляет почти девять миллионов гривен.
Вполне возможно, что этот контракт покрывался бы пылью в архиве, если бы Владимир Матвеевич не поменял свою должность председателя правления на пост президента НВО. Новое руководство правления, для оптимизации расходов, решило провести проверку непроизводственных затрат предприятия. Ведь только на обслуживание самолета Владимира Лукьяненка, зарплаты, командировочные ему и его свите ежегодные затраты составляли, по нынешним меркам, около двадцати миллионов гривен. Учитывая огромный объем работ, проверка происходила на протяжении 2011-2013 годов. Именно во время внутреннего расследования, проведенного службой экономической безопасности НПО имени Фрунзе, и было установлено, что документального подтверждения выполненных работ, так называемой английской компанией CRODET STRUCTURE LTD, просто не существует.
Это обстоятельство и стало основанием для обращения руководства предприятия в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Двенадцатого июля прошлого года, после его внесения в Единый реестр досудебных расследований, следователь следственного отделения Сумского городского отдела МВД Украины А.Марченко начал досудебное расследование по ст. 191 ч. 3 Уголовного кодекса Украины (Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением).
Начали за здравие…
В рамках этого дела было произведено ряд процессуально - следственных действий, в том числе опрошены свидетели, проведена почерковедческая экспертиза подписи Владимира Лукьяненка, поскольку он утверждал, что не помнит подписания документа, установлены корреспондентские банковские счета, на которые перечислялись денежные средства.
А документ, за подписью начальника следственного отделения Г.М. Безпалой, на котором более детально мы остановимся чуть позже, четко зафиксировал: «Допрошенный представитель НВО им. Фрунзе (указано конкретную фамилию) подтвердил факт подписания Лукьяненком В.М. контракта и акта приема - передачи выполненных работ... Документов, подтверждающих выполнение этих работ, на предприятии не сохранилось. В свою очередь, найдены документы, которые подтверждают выполнение работ на данном участке подрядными организациями ООО «Зангар К», ООО «Дефектоскопия», ООО «Апекс» и ООО «Мунай Газ Инжиринг».
И дальше госпожа Безпала продолжает: «Допрошенные работники ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе» (указано четыре фамилии) пояснили, что …подрядные работы выполнялись предприятиями ООО «Зангар К», ООО «Дефектоскопия», ООО «Апекс» и ООО «Мунай Газ Инжиринг». О выполнении работ на указанном участке компанией CRODET STRUCTURE LTD никто из них не знает».
Казалось бы, все эти свидетельства и документы в совокупности подтверждают фиктивность контракта и акта выполненных работ, подписанных господином Лукьяненком. По которым, тем не менее, компания CRODET STRUCTURE LTD получила немалые, вполне реальные деньги от НПО имени Фрунзе. Но своим постановлением от 17 октября сего года начальник следственного отделения Г.М. Безпала уголовное производство… закрывает. Основание для этого, если учесть перечисленные ею факты, сформулировано более чем странное: «В связи с отсутствием в действиях Лукьяненко В.М. и других должностных лиц ОАО «Сумское НВО им.Фрунзе» признаков уголовного правонарушения, предвиденного ст.191 УК Украины.
После этого невольно вспоминаешь пословицу: «Начали за здравие, а кончили за упокой». Ведь своим постановлением руководитель отделения фактически перечеркнула более чем год работы следователя. Кроме того, согласно статье 284 Уголовного процессуального кодекса Украины постановление о закрытии уголовного производства принимает следователь, прокурор или суд в случае, если на это есть четко очерченные статьями закона правовые основания. А, как известно досудебное следствие по этому делу вел А.Ю. Марченко, а не госпожа Безпала. И если учесть, что под постановление о закрытии его производства нет подписи следователя, то напрашивается вывод, что оно подписано, мягко говоря, без его согласия.
Альтруизм?
Относительно самого документа, то главным для его принятия госпожа Безпала посчитала то, что еще нет ответа на запрос, отправленный по месту регистрации компании CRODET STRUCTURE LTD в Великобританию и Северную Ирландию. Хотя, напомним, свидетели по делу четко высказались о том, что «о выполнении работ компанией CRODET STRUCTURE LTD никто из них не знает». Скорее всего, они и не могли знать. Почему? Ответ на это можно найти в упоминаемой публикации «Карманные миллионы для президента». Там есть очень любопытное мнение о том, почему CRODET STRUCTURE LTD не могла выполнить приписанные ей господином Лукьяненком работы: «В ее состав входило лишь два человека — директор и секретарь. При этом следует учесть, что зарегистрирована компания в 2005 году, а ее уставный капитал, все активы составляли всего 100 фунтов стерлингов. И цифра эта ни разу не менялась в течение следующих лет, вплоть до исчезновения данной фирмы из реестра».
В связи с этим напрашивается вывод, что правоохранители и прокуратура, которая могла, но не опротестовала Постановление госпожи Безпалой, решили продолжить традиции времен Януковича. Который в день 75-летия президента НПО имени Фрунзе наградил его орденом князя Ярослава Мудрого IV степени. Ну а продолжением этой традиции можно считать то, что 17 октября этого года, накануне 77-летия Владимира Матвеевича, начальник следствия преподнесла ему в виде подарка постановление о закрытии уголовного производства. Чем не золотой батон, если оценить цену вопроса?!
Правда, в том же горотделе МВД утверждают, что этот подарок начальник следствия сделала не по доброй воле , а «благодаря» экс-прокурору Сумской области В.Г.Петрову. Мол, после вступления в силу Закона «Об очищении власти», последний вынужден был распрощаться с должностью. Но перед этим, через своего заместителя, который нынче и.о. прокурора области, господин Петров, наверно, чисто с альтруистических побуждений, сумел помочь господину Лукьяненку освободиться от бремени ответственности.
Безусловно, в НПО имени Фрунзе не горят жаждой увидеть господина Лукьяненка на тюремных нарах. Поскольку понимают, что в его возрасте срок, предусмотренный законом за нанесение огромного ущерба предприятию, вряд ли позволил бы ему выйти на волю. Но средства, которые он, скорее всего, переложил из одного своего «кармана» в другой, нужны сегодня предприятию как глоток воздуха. Особенно с учетом того, что Россия по сути заблокировала экспорт продукции фрунзенцев. В том числе благодаря главному «радетелю» за судьбу Сумского НПО имени Фрунзе - Владимиру Лукьяненку. Ведь именно он помогал взрастить главного конкурента сумских машиностроителей - группу российских компаний «Гидромашсервис». Благодаря этому и его сын – гражданин РФ, превратился в крупнейшего акционера этого российского холдинга. Так, что возвратить каких-то десять миллионов гривен НПО имени Фрунзе для господина Лукьяненка все равно, что его сыну сходить пару раз в казино.
Неплохо было бы, чтобы о возврате средств предприятию побеспокоились также в МВД и Генпрокуратуре. И довели дело до логического завершения. После этого на вопрос относительно изменения приоритетов в работе наших правоохранителей и прокуратуры можно будет услышать хоть что-то положительное.
По материалам: from-ua.com