«Укринтерэнерго» не может расплатиться за поставленный из ЮАР топливо

837

Скандал с закупкой угля продолжается. Лондонская компания Steel Mont Trading ltd заявила INSIDER, что Украина не рассчитывается за купленный уголь.
Плата за растрату
В августе трейдер Steel Mont заключил контракт госпредприятием "Укринтерэнерго", занимающимся экспортом энергетической продукции, на закупку угля из ЮАР по $112 за тонну с доставкой.
Основной владелец трейдера - индус Раджеш Кумар Сарайа. INSIDER встретился с ним в киевском офисе Steel Mont на улице Саксаганского. Индус выглядел растерянным. Дело в том, что 13 ноября он получил запрос из Генпрокуратуры с требованием предоставить весь пакет документов, касающихся поставки угля в Украину.
Уголовное производство по факту преступления при закупке африканского угля, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УК – "Завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением", было открыто 5 ноября. 7 ноября на заседании Совбеза о необоснованно высокой цене в угольном контракте заявил президент Петр Порошенко.
Запрос подписан старшим следователем ГПУ по особо важным делам Степаном Божило. Этот следователь в 2013 году занимался делом убийства Евгения Щербаня, подозреваемой по которому проходила экс-премьер Юлия Тимошенко. Связаться с Божило вчера не удалось.
Собственник Steel Mont, обеспокоенный вниманием ГПУ, подробно рассказал о том, почему срочный фрахт судна обошелся дороже обычного. Здесь и то, что весь уголь на мировых рынках закантрактован на год вперед, и то, что глубина осадки в Ильичевском порту меньше, чем в порту Richards Bay в ЮАР. Из-за этого пришлось на 5-10 тысяч тонн недогружать сухогрузы.
Однако, больше всего коммерсанта беспокоит то, что "Укринтерэнерго" не может рассчитаться с его компанией за поставленное топливо.

"Всего мы обязались поставить в Украину шесть кораблей с углем общим объемом около полумиллиона тонн, - говорит Сарайа. - Четыре из них уже пришли в Украину, однако "Укринтерэнерго" сообщило, что не может заплатить нам очередной транш - около $7 млн, предусмотренных контрактом".

Всего, из более чем $50 млн, "Укринтереэнерго" осталось заплатить около $20 млн.

"Да есть проблемы, потому что мы не можем валюту купить", - подтвердил INSIDER эту информацию гендиректор "Укринтерэнерго" Владимир Зиневич.

В эти часы у африканского берега загружается углем последнее из шести суден. Одно - недавно отплыло, а еще одно вот-вот войдет в Ильичевский порт и станет под разгрузку.

Суда, зафрахтованные Steel Mont для обеспечения украинских контрактов
Если госкомпания не заплатит по контракту, уголь на украинские ТЭС не попадет. Уже сейчас Steel Mont ищет альтернативных покупателей, которые могут принять топливо с оставшихся двух суден.

АП продолжает бить по Кабмину

Почему "Укринтерэнерго" не может купить необходимый объем валюты, чтобы рассчитаться со Steel Mont?

"По указанию Администрации президента Нацбанк запретил продавать компании валюту для этих целей", - говорит источник INSIDER в правительстве.

Руководитель "Укринтерэнерго" отверг эту версию. "Мы покупаем доллары на межбанке, - говорит Зиневич, - нету валюты в стране".
С Нацбанком связаться не удалось. В течении дня руководитель пресс-службы НБУ Инна Гордиенко не снимала трубку.

Как сообщал INSIDER, именно АП начала кампанию по дискредитации контракта на закупку угля из ЮАР. Досудебное расследование по этому делу ведет ГПУ, руководитель которой назначается президентом.

Альтернативный поставщик – кипрский трейдер Neocar Contracts, заключивший контракт с государственной энергогенерацией "Центрэнерго". Его контролирует Сергей Кузяра, бывший советник Эдуарда Ставицкого – министра энергетики в Кабмине Николая Азарова.

Кузяра рассказал INSIDER, что поставляет российский уголь с Кузбасса по $80 за тонну – 150 тысяч тонн ежемесячно. Однако после скандала вокруг закупки африканского ресурса и у Neocar возникли проблемы.

"ГПУ изъяла всю документацию по сделке, - говорит Кузяра. – Поставки топлива в декабре сейчас под вопросом".

Высокопоставленный собеседник в Кабмине считает, что "лоббирование администрацией президента поставок угля из России, и, возможно, ЛНР-ДНР, является частью минских договоренностей Порошенко с президентом РФ Владимиром Путиным в августе".

Избранная недостаточность

Где государственные теплоэлектростанции будут брать уголь?

Информация об этом опубликована на сайте "Центрэнерго". По сообщению компании, заключены договора на поставку 1,08 млн тонн дефицитных в стране марок "А" (антрацит) и "Т" (тощий).

Из них 250 тысяч – уголь из ЮАР, закупленный у Steel Mont. 509 тысяч тонн – российский уголь, частично купленный у Neocar Кузяры.

320 тысяч тонн – уголь украинского происхождения. Судя по всему, имеется в виду уголь марки "Г" (газовый), который добывается в Селидово и Красноармейске, контролируемых украинской властью. На угле этой марки работает Углегорская ТЭС, входящая в "Центрэнерго".
Очевидно, что законтрактованного топлива недостаточно. 17 ноября в энергогенерации заявили, что ведут переговоры с американской компанией Recursion Ventures о закупке топлива из США.

"В связи со скандалом, сорвались запланированные поставки, поэтому они готовы говорить с любым, кто готов поставлять уголь", - говорит INSIDER участник угольного рынка, не пожелавший называть себя.

Recursion Ventures действительно есть в США. Однако на ее сайте указано, что компания предоставляет услуги по обеспечению безопасности.

В "Центрэнерго" от комментариев вчера отказались.

Тяжелая альтернатива

В то же время, на территории Донбасса накопилось большое количество добытого топлива необходимых Украине марок. "Около 4 млн тонн находится на складах шахт Донбасса, еще 2 млн тонн вывезено в Ростовскую область РФ", - рассказал собеседник на угольном рынке.

По его словам, руководство самопровозглашенных республик очень заинтересовано в его продаже. Это один из немногих источников поступления валюты в ДНР и ЛНР. "Около 50 покупателей в Турции хоть сейчас готовы заключить договора на этот уголь", - говорит собеседник.

Экспорту донецкого угля не помешают и санкции, так как потенциальные покупатели распложены вне Европы и США. Кроме того, поставки можно организовать через цепь посредников: кипрская компания продает уголь виргинской, та – панамской и т.д.

Единственное, что мешает руководству непризнанных республик начать экспорт – отсутствие порта. Именно поэтому, считают собеседники INSIDER, в конце лета при поддержке российских войск началось наступление на Мариуполь – порт на берегу Азовского моря.

Однако до холодов взять его не удалось. Сейчас же атаковать Мариуполь безсмысленно - зимой навигация невозможна.

"Для Украины покупать донецкий уголь – самое целесообразное решение с экономической точки зрения, - говорит собеседник INSIDER, - однако не ясно, как обосновать его перед обществом, ведь продающая сторона ответственна за боевые действия, в которых гибнут украинцы".

По материалам: theinsider.ua