Сергей Лещенко: «Почему я не верю Луценко»
Ирония судьбы: Блок Петра Порошенко объединил коррупционера и журналиста, в свое время доказавшего его коррумпированность.
Вчера в Сети появилось видео особняка-«миллионщика», в котором проживает семья политика Юрия Луценко. Юрий Витальевич в брутальной манере отказался отвечать на вопрос журналистов об источнике происхождения средств на покупку особняка, стоимость которого даже при беглой оценке стартует от 2-х миллионов долларов.
Подробности — в публикации «Луценко» живет по-новому «или почему» Ахметов — попутчик революции.
Юрий Луценко известен всей стране эпатажностью своих публичных высказываний. А еще — неразборчивостью в связях с людьми с очевидно грязной репутацией. Чиновник и политик Ю.Луценко до сих пор был известен как человек, не доводящим до конца ни одного дела.
Тем не менее, сегодня Ю.Луценко — глава президентской партии «Блок Петра Порошенко» (БПП), и по сообщениям СМИ, возглавлял парламентскую избирательную кампанию этой политической силы.
Интересно, что в проходную часть списочного состава кандидатов от БПП вошли известные журналисты, в том числе и Сергей Лещенко из «Украинской правды». В свое время именно «Украинская правда» и лично С. Лещенко доказали, что Юрий Луценко — лжец и коррупционер. Что, впрочем, не помешало тому же Лещенко войти в списки политической силы, возглавляемой коррупционером и лжецом.
Публикуем расследование «УП» семилетней давности и самый первый блог С. Лещенко на УП. Блог, который был посвящен именно коррупции Юрия Луценко.
Коррупционный соблазн Юрия Луценко
Фото «Народной самообороны»
«Юрий Луценко неоднократно подавал как собственное политическое достижение отсутствие серьезного компромата на себя. Две недели назад в прессе появилась информация об отдыхелидера мега-блока «Наша Украина — Народная самооборона» на Крите. Эта несущественная, как казалось, тема подтолкнула к расследованию, которое неожиданно представило экс-министра в компрометирующем свете.
На пресс-конференции в Киеве Юрий Луценко попытался доказать, что имеет легальные доходы для отдыха в пятизвездочном отеле.
— В прошлом году моя жена задекларировала официальный доход в 500 тысяч гривен. Если приплюсовать к этому около 200 тысяч моего личного дохода, то я мог себе позволить отдых на Крите в санатории, — заявил Луценко.
При этом он подчеркнул, что уже неоднократно говорил:
— Я чист перед своими избирателями и могу доложить о любых своих расходах.
Зарплата Ирины Луценко в размере 500 тысяч гривен в год — то есть более 8000 долларов в месяц — не всюду в Киеве считается очень высокой. Такие деньги, например, может получать начальник управления в мощном банка.
Но вопрос, что является источником средств семьи Луценко, заинтересовал «Украинскую правду», учитывая объявленный лидером мега-блока «крестовый поход против коррупции».
По логике, человеком, который должен был честно и откровенно сообщить о месте работы своей жены, должен был быть сам Луценко. Его пресс-служба, ссылаясь на шефа, в ответ на наш запрос заявила, что Ирина Луценко работает в фирме «Українські новітні телекомунікаційні системи» («Украинские новейшие телекоммуникационные системы» — русск.).
Однако поиск такой компании в базах данных налоговой администрации и комитета статистики был неутешительный. Нет о ней ни одного упоминания и в сети интернет. Подозрение, что такой фирмы просто не существует, укрепилось после разговора с самим Луценко, которому позвонил корреспондент «Украинской правды».
— Юрий Витальевич, фирма, где работает ваша жена, называется «Українські новітні телекомунікаційні системи»?
— Да.
— Точно?
— Точно.
— Однако такой фирмы не существует!
— Ну, может, я ошибся в одном каком-то слове... Я знаю точно, что моя жена работает на должности финансового директора.
— Но Вы можете уточнить название фирмы?
— Нет, это не входит в мои обязанности. Я не занимаюсь бизнесом жены.
— Тогда мы просили бы Вас подсказать, как связаться с Вашей женой, чтобы выяснить все у нее?
— Вам этот вопрос нужен — вы и занимайтесь! Я не уполномочен называть ее телефон или адрес фирмы. Зачем мне создавать вам информационный повод, который я не хочу?
Разговор закончился на раздраженных тонах экс-министра. Через несколько дней «Украинской правде» удалось по мобильному телефону вызвонить жену Луценко, которая, впрочем, тоже не захотела ничего рассказывать.
— Вы не уполномочены требовать у меня отчета о заработанных средствах. Все отчеты я подаю в налоговую, и перед государством я чиста. Поэтому я отказываюсь комментировать что-либо. Вы меня беспокоите в рабочее время, я не хочу тратить на такие комментарии, — заявила спутница жизни лидера оранжевого блока.
В дальнейшем жена Юрия Луценко вообще отказалась брать телефон.
Юрий и Ирина Луценко. Фото журнала «Публичные люди»
Подозрительное нежелание ответить на элементарные вопросы побудило не останавливаться в выяснении подробностей.
Они оказались весьма интересными.
Фирма, которую Луценко пытался сохранить в секрете, называется «Українські новітні телекомунікації» («Украинские новейшие телекоммуникации» — рус.). В названии, которое он сообщил редакции, Луценко назвал одно лишнее слово, заставив нас заниматься безрезультатными поисками того, чего не существует в природе.
Для такой загадочности у Луценко были все основания.
Общество с ограниченной ответственностью «Українські новітні телекомунікації», которое заплатило жене Луценко полмиллиона гривен, было зарегистрировано в Святошинском районе Киева в августе 2005 года.
Учредителями фирмы выступили Юрий и Елена Воскобойниковы. Как и Луценко, родом они из Ровенщины, и, по нашей информации, являются кумовьями экс-министра внутренних дел.
Самым интересным в этой истории есть одна комбинация, которую попыталось реализовать руководство МВД времен Луценко. Становится очевидным, что экс-министр сознательно пытался скрыть название компании, которая не могла быть для него неизвестной.
Будучи главным милиционером, Луценко лоббировал «Українські новітні телекомунікації» — с тем, чтобы эта фирма, где работает его жена, получила доступ к деньгам МВД, которые расходуются на мобильную связь.
«Українські новітні телекомунікації» не является мобильным оператором, однако они могут выступать посредником, то есть провайдером услуг UMC. Необходимость появления загадочной компании объяснялась намерением удешевить расходы милиции на связь.
В распоряжении редакции есть письмо за сентябрь 2006 года, подписанное заместителем министра внутренних дел, ближайшим соратником Луценко Александром Новиковым.
Новиков требовал, чтобы все подразделения Министерства внутренних дел перешли на тарифные тарифы «Украинский новейших телекоммуникаций ». Кроме того, предлагалось в дежурных частях милиции (!) ввести вместо стационарных телефонов GSM-шлюзы, которые, опять же, замыкались на фирму-посредника.
Довольно сложно понять, почему такое письмо было подготовлено Новиковым. Он пришел в МВД на должность начальника Департамента внутренней безопасности.
Затем Новиков дослужился до заместителя министра. Как заявил сам Луценко, представляя его на новой должности, в сферу компетенции Новикова вошли вопросы кадровой политики, образования и внутренней безопасности.
То есть, его задачей было ловить оборотней в погонах, которые злоупотребляли своим служебным положением. В реальности же картина вышла с точностью до наоборот — сам Новиков должен стать объектом расследования милицейских ревизоров.
В то же время за материально-техническое обеспечение МВД отвечала другой заместитель министра — Лидия Поречкина.
«Украинская правда» связалась с Поречкиной, которая призналась, что не все вопросы ее компетенции проходили через нее.
«Вы же видели, что в письме относительно мобильной связи я не фигурирую. Я действовала исключительно согласно планам материально-технического обеспечения МВД: бензином, формой, автомобилями, оружием... Все, что делалось внепланово, происходило по непосредственному указанию Луценко. Министр мог давать отдельные указания заместителям. Меня часто не ставили в известность по тем вопросам, которые решали в неплановом порядке», — рассказала Поречкина.
Эксклюзивную роль при МВД «Украинские новейшие телекоммуникации» получили несмотря на свой молодой возраст и отсутствие опыта: заявку о включении в «Реестр операторов, провайдеров телекоммуникаций» они подали только 12 апреля 2006 года.
Сколько подразделений внутренних дел перешли на пакеты «Украинских новейших телекоммуникаций» — неизвестно. После того, как вышло письмо с требованием воспользоваться услугами этого посредника, Луценко проработал министром два с половиной месяца.
Он не ограничился лоббированием «Украинских новейших телекоммуникаций» в том, чтобы они выполняли функции провайдера мобильной связи для милиции.
Луценко, по нашей информации , проявил неравнодушие в вопросе получения «Украинской новейшими телекоммуникациями» лицензий.
15 сентября 2006 года фирме, где работает жена Луценко, было выдано разрешение «на местную телефонную связь с емкостью сети более 10 000 номеров с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставление в пользование каналов электросвязи».
В тот же день" Украинские новейшие телекоммуникации" получили лицензии на междугородную и международную телефонную связь с применением технологии IP-телефонии.
А 4 июля «Украинские новейшие телекоммуникации» получили лицензию до 2021 годана радиосвязь в диапазоне 5760-5820 мегагерц.
Найти «Украинские новейшие телекоммуникации» оказалось непросто. В телефонных справочниках она не фигурирует. Национальная комиссия регулирования связи сообщила адрес фирмы на бульваре Дружбы народов 24/2. Это оказалась обычная квартира в потрепанной «сталинке». Однако «Украинские новейшие телекоммуникации» и оттуда съехали, как рассказали почтальоны из местного отделения почты.
И все же «Украинской правде» удалось выйти на основательницу фирмы.
Елена Воскобойникова подтвердила, что жена Луценко уже два года работает у них финансовым директором. То есть, она была среди руководителей компании и в то время, когда ее муж требовал подключаться к мобильным операторам через «Украинские новейшие телекоммуникации».
Елена также подтвердила и другую информацию — что они с Луценко вместе крестили детей. Конфликт интересов в этой истории с мобильной связью стал просто очевидным.
«Я с Юрием Витальевичем училась в одной школе. Наши родители дружили, моя мама учила Юру. Мы знаем друг друга с детства. Я его знаю столько лет, сколько сейчас мне. Его жену я знаю ровно с того момента, как он на ней женился. То есть мы дружим семьями всю жизнь. Конечно, мы кумовьями», — призналась Елена Воскобойникова.
Итоговая картина выглядит не слишком оптимистично: жена Юрия Луценко получает немалые деньги в недавно зарегистрированной фирме. Эта компания основана их родственниками и именно их лидер «Народной самообороны» во времена своего руководства МВД пытался подсадить на деньги, которые тратила милиция на мобильную связь.
Если это не коррупция, то что?
25 июля 2007 года
Виктор Чивокуня, УП
Перевод: Аргумент
***
P.S. Сергей Лещенко: «Почему я не верю Луценко»
«Наконец есть повод начать блог.
Блог — хорошее место, чтобы рассказать, как все было.
На прошлой неделе Луценко собрал пресс-конференцию, где начал оправдываться по совершенно мелочному поводу — отдых на Крите. Ему стоило промолчать, ограничившись тем, что путевку на этот остров могут себе позволить многие. И это на самом деле так — в июне знакомые ездили туда на две недели за 550 евро. Правда, это была гостиница три звезды, а не пять, но все равно.
Однако Луценко решил сказать больше, чем следовало.
Он заявил, что имеет достаточные доходы, поскольку лично заработал 200 тысяч за прошлый год, а его жена — полмиллиона.
История с Ириной Луценко заинтересовала. Когда-то сам Юрий Витальевич обмолвился, что его супруга работает в «Оранте» — страховой компании, принадлежащей Виктору Пинчуку.
Поэтому возник вполне закономерный журналистский интерес — выяснить, продолжает ли Ирина Луценко работать там далее. Для «Оранты» 8 тысяч долларов в месяц — это зарплата руководящего состава. То есть, если бы все оказалось правдой, то жена Луценко работала топ-менеджером на предприятии Пинчука.
Компромата в этом нет никакого, просто любопытный факт.
Я позвонил сотруднику пресс-службы Луценко, которая сообщила, где работает жена лидера. Название фирмы, которое она привела — «Українські новітні телекомунікаційні системи».
Через свои контакты мы проверили его в базах данных Государственной налоговой администрации и Госкомстата, где также регистрируются все предприятия. Ни в той, ни в другой базе компании с таким именем не оказалось.
Перезвонил еще раз — она еще раз проверила по своим записям и опять назвала имя «Українські новітні телекомунікаційні системи».
Звоню Луценко. Между нами состоялся диалог, приведенный в статье. Луценко не захотел сообщить, как точно называется фирма его жены. По его словам, он не помнит. Телефон жены тоже не дал.
Еще тогда, в прошлую пятницу, 20 июля, я его предупредил: «Юрий Витальевич, вы же понимаете — вы заставляете нас заняться расследованием из-за того, что не хотите ничего нормально сообщить, как прозрачный политик».
Луценко ответил: «Это ваше дело. Я не хочу создавать информационный повод, который мне не нужен — поэтому говорить ничего не собираюсь».
Я и несколько коллег по редакции засели за Интернет и начали тупо шариться по Google в поисках упоминаний фирмы. Оксана — моя коллега по «Украинской правде» — нашла упоминание на сайте proUA о фирме «Українські новітні телекомунікації». Название на одно слово отличалось от того, которое привел Луценко. В комментариях к этой статье упоминалось, что в данной компании работает супруга Луценко.
Так все и закрутилось. Найти адрес «Українських новітніх телекомунікацій» было заданием непростым. В Нацкомиссии регулирования связи дали адрес, с которого они уже съехали месяц назад — так говорят почтальоны. Это двух-трехкомнатная квартира на бульваре Дружбы народов. Для фирмы, которая планировала омобилить всю милицию, это выглядело несолидно. Найти их нынешний офис так и не удалось.
Вообще функция, которую предполагалось отвести компании «Українські новітні телекомунікації» в МВД, напоминает роль, которую играет РосУкрЭнерго на газовом рынке. Такая же компания-прокладка, которая завладела всеми газовыми поставками, а свое присутствие объясняет благородно — потому что покупать газ у них дешевле, чем в Газпроме.
«РосУкрЭнерго» тоже размещено в офисе на четыре комнаты в швейцарском Цуге — видел собственными глазами.
Неоценимую помощь в написании статьи о Луценко и мобильной связи оказала Елена Воскобойникова — акционер ООО «Українські новітні телекомунікації». Она внесла в уставной фонд компании17,5 тысяч гривен — столько же внес ее муж.
Г-жу Воскобойникову удалось вычислить благодаря базе 09 — там предоставили ее домашний телефон. Во вторник вечером мы поговорили по телефону — она подтвердила, что Луценко — ее кум, друг детства и едва ли не член семьи, а его жена — финансовый директор в компании «Українські новітні телекомунікації».
Почему я не верю Луценко:
1. Трудно представить, что Луценко не знал название фирмы жены, учитывая, что она учреждена его ближайшими друзьями, учитывая, что жена там работает два года, учитывая, что эта фирма предложила МВД свои услуги в мобильной связи. Нужно быть совсем наивным, чтобы поверить, что Луценко не обсуждал этот вопрос с супругой и узнал о распоряжении Новикова — своего ближайшего соратника — из прессы.
2. Луценко всегда был заинтересован в телекоммуникациях. Он был советником премьера Пустовойтенко по этим вопросам. В парламенте четвертого созыва возглавлял подкомитет Верховной Рады по связи. Его помощница времен депутатства Филиппова по протекции Луценко стала членом Нацкомиссии по регулированию связи.
3. Фирма «Українські новітні телекомунікації», где работала жена Луценко, без конкурса получила лицензию до 2021 года на радиосвязь в диапазоне 5760-5820 мегагерц — которые позволяют развивать чрезвычайно актуальный формат WiMAX. Заплатив несколько сот тысяч гривен, ее можно перепродать за несколько десятков миллионов.
История с подключением мобильных телефонов милиции к операторам через фирму своей жены и кумов — это не единственный случай, представляющий Юрия Луценко в неожиданном образе.
Уже после выхода статьи произошли другие любопытные события.
Через полчаса после публикации позвонил сам Луценко, который с оскорблениями обвинил нас в публикации заказной статьи.
Он заявил, что замминистра Новиков предлагал подключиться на тарифы компании его жены и кумовьев только учебные заведения МВД.
Аргумент выглядел глупо, поскольку во втором абзаце письма прямо сказано, что оно адресовано начальникам главных управлений Внутренних войск МВД, главных управлений МВД и просто управлений МВД.
Луценко решил перевести наезды в публичную плоскость, обвинив нас в фальшивке. Если это так, мы предлагаем подать в суд и там все выяснить. Боюсь только, что в процессе этого дела выяснится много лишних подробностей для Юрия Витальевича".
"Сергей Лещенко"