Первое пришествие Лазоришинца
Впрочем, нельзя сказать, что это было большой неожиданностью. Во-первых, “место проклято”. Во-вторых – Лазоришенец был первым замминистра в 2008-2010 годах. Он получил бесценный опыт борьбы со свиным гриппом путем закупок “Тамифлю”. Несмотря на то, что все документы подписывал “стрелочник” – тогдашний замминистра Валерий Бедный,закупками “Тамифлю” по завышеным ценам у злополучной фирмы “Ганза” занимались кроме него еще Лазоришинец, замминистра Зиновий Мытнык и главный санитарный врач Александр Беловол (заявления всех перечисленных о свином гриппе и “прекрасно проведенных закупках” можно без труда найти через поиск в интернете). Кстати, эту историю должен отлично помнить нынешний президент Петр Порошенко, который тогда, в 2009 году, привез в Украину 200 тыс. доз “Тамифлю” по цене втрое ниже той, по которой Минздрав покупал препарат у “Ганзы”.
В те годы Василий Лазоришенец также полностью ведал закупками по кардиологическому направлению (вместе с сотрудником СБУ Дмитрием Демьяненко, который до сих пор обретается в Минздраве на должности неофициального советника министра, о чем тоже писал LB.ua). Кроме того, Василий Васильевич был причастен к двум печально известным кредитам 2009-го года: австрийскому на 100 млн. евро на закупку машин скорой помощи и американскому на 100 млн.долларов на медоборудование (хотя документы подписывал Зиновий Мытнык, а не Лазоришинец). В уголовном деле по факту злоупотребления служебным положением фигурировала Юлия Тимошенко, а вот руководителей Минздрава прокуратура вниманием почему-то обошла.
Не зацепила их и люстрация, направленная по непонятным причинам лишь против чиновников времен президентства Януковича. Так что теперь старые новые здравоохранители имеют доступ к распределению госбюджета.
Лакомый экспертный центр
Кроме того, и.о. министра взялся за решение кадровых вопросов. Как и другие руководители ведомства, Лазоришинец едва ли не в первую очередь заинтересовался должностью главы Государственного экспертного центра Минздрава, который занимается регистрацией лекарственных средств и контролем за проведением клинических испытаний в Украине (обратите внимание на яркий блеск – это блеск золотого дна).
Уволить действующего главу центра – Елену Нагорную – и.о. министра не удалось, потому как она заблаговременно ушла на нескончаемый больничный. Но Лазоришинец все равно назначил своего человека – с формулировкой “на период временного отсутствия директора”.
Новый и.о. директора центра – Игорь Шкробанец, бывший “регионал”, семь лет руководил черновецким облздравом (карьера Лазоришинца тесно связана с Черновцами). В 2007 году Шкробанец даже баллотировался в Верховную Раду по списку Партии регионов, а 21 февраля 2014 года, увидев, что Майдан победил, а родную партию ждут не лучшие времена, с громким заявлением покинул ПР и создал вместе с другими “бывшими” в облсовете фракцию “Христианское возрождение”.
Не знаю, как ему удалось проскочить сквось грабли люстрации (а главлюстратору Егору Соболеву сейчас не дозвониться – после скандала с партией “Воля” трубку он хронически не берет). Но назначаение Шкробанца – не самая дурная новость для экспертного центра. Есть и похуже: сотрудники центра утверждают, что там снова начал появляться бывший первый заместитель директора – Анатолий Морозов.
Морозов работал на этой должности с 2007 по 2013 годы. До 2007 года он занимался… страхованием пациентов во время клинических испытаний, будучи главой страховой компании “Панацея-1997”. Как вы помните, именно клиническими испытаниями ведает экспертный центр. Уже будучи замдиректора центра, Морозов создал еще две страховые компании – “Гарант-Фармамед” и “Гарантия”. Основателем “Гарант-Фармамед” числится дочь Морозова – Валентина, директором – некая Алла Степаненко. Компания “Гарантия” также завязана на Степаненко.
Эта же Алла Степаненко вместе с Морозовым с 2009 года стали руководителями Центрального формулярного комитета Минздрава. Также в 2011 году Степаненко назначили советником министра здравоохранения Богатыревой (и она оставалась на этой должности вплоть до конца февраля 2014 года).
Директором Департамента клинических исследований в 2010 году стала Валентина Николаева – кума Лазоришинца. (Сам Василий Васильевич тогда еще отбывал срок на должности первого замминистра здравоохранения).
Внимательный читатель без труда догадается, какие страховые фирмы стали монополистами на рынке страхования пациентов при проведении клинических исследований. Это – “Гарант-Фармамед” и “Гарантия”. В 2012 году, к примеру, “Гарант-Фармамед” взяла 36% рынка, “Гарантия” – 20%, “Панацея-1997” – 13%.
Эти компании заработали миллионы на здоровье “подопытных” украинцев, в том числе – детей и психически больных. И даже после увольнения Морозова своих позиций сильно не сдали – связи-то у Морозова остались. Но самое ошеломительное – в Украине не было ни единого прецедента страховой выплаты пациенту, пострадавшему в ходе проведения клинических испытаний.
Ходили слухи, что на следы деятельности Морозова напали СБУ и прокуратура. Но вместо ожидаемого в медицинском сообществе ареста, произошло его назначение в Квалификационную комиссию Минздрава – первого августа 2014 года. А 7 августа в состав Центрального формулярного комитета вернули Аллу Степаненко – замом главы ЦФК.
Возвращение Морозова, Степаненко и прочих, насколько известно LB.ua, лоббирует фармбизнесмен Борис Литовский (о котором мы уже подробно писали), который не сошелся с Еленой Нагорной в вопросе регистрации его индийских онкопрепаратов. Именно он раскручивает коррупционный скандал с мужем Нагорной.
Таким образом, ситуация в экспертном центре рискует возвратиться на “дореволюционные” круги.
Впрочем, как и ситуация в Минздраве.
Перспективы болота в Мариинском парке
Василий Лазоришинец – один из самых вероятных претендентов на кресло министра. У него обширные, как уже мог заметить читатель, связи – как в мире политики, так и в мире фармбизнеса. Особенно хорошие отношения у Лазоришинца с Юлией Тимошенко. У них столько общих воспоминаний о кредитах и свином гриппе.
Кандидатура Лазоришинца, в общем-то, всех устроит.
Ныне отстраненный министр Олег Мусий вряд ли сможет сохранить должность. Помешают вконец испорченные отношения с Арсением Яценюком (по информации LB.ua, Мусия отстранили как раз из-за того, что он скандалил с премьером на заседании Кабмина, а вовсе не за задержки с госзакупками), с влиятельным нардепом Николаем Мартыненко (его человек – первый зам Мусия Руслан Салютин – сейчас тоже отстранен) и подмоченная репутация (тут постарался Лазоришинец, который изо всех сил стремился возглавить Минздрав и вел информационную кампанию против Мусия, подговаривая коллег заявлять о некомпетентности министра).
При этом вину в задержке закупок лекарств с Мусия снимать не стоит – закупки не проводились из-за внутренних распрей чиновников Минздрава и управляющих ими фармбизнесменом. Мусий же как участник распрей и ответственное лицо, вряд ли может быть “ни при чем”, как он пытается представить ситуацию.
Также место министра активно прочат Ольге Богомолец. Правда, по информации LB.ua, она намерена отказаться от этого места, чтобы не портить себе политическую карьеру грязными минздравовскими разборками.
И буквально сегодня появилась информация о том, что министром может стать Владимир Курпита. Это – общественный деятель с обширными связями за рубежом. По образованию врач-инфекционист. В 2005-2009 года он был специальном по ВИЛСПИДу при Бюро Всемирной организации здравоохранения. В 2009 году возглавил общественную организацию “Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИДом”. С 2014-ого – глава Госслужбы по вопросам противодействия ВИЧ/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям. Достаточно быстро стал влиятельным человеком в Минздраве.
По слухам, “в пакете” с Курпитой идет назначение Анны Гопко на должность вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам. Возможно, она будет претендовать также на должность министра проклятого места. Что, конечно, будет нелепо с учетом ее специальности и диссертации на тему экологической публицистики. Врачи не слишком радушно встречают начальство без медицинского образования.
"Виктория Герасимчук"