«Летучий голландец» в степях Украины: странности украино-голландской «дружбы»

733

Визит премьер-министра Украины Николая Азарова в Нидерланды в середине сентября этого года закончился довольно неожиданной договоренностью о сотрудничестве украинских и голландских судостроителей. Впрочем, на практике это сотрудничество отмечалось и ранее – в частности, украинская компания Smart Maritime Group (SMG, входит в состав группы компаний «Смарт-Холдинг», принадлежащей ныне народному депутату Вадиму Новинскому), организовывала по заказу голландской Damen Shipyards постройку серии корпусов универсальных контейнеровозов на мощностях Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве, также входящего в «Смарт-Холдинг». Были и другие примеры партнерства.
Неожиданность же нынешних договоренностей состоит в том, что впервые за годы независимости Украины речь зашла о совместном с европейцами строительстве военных кораблей — ранее сотрудничество ограничивалось лишь гражданскими судами. Предназначаться совместно построенные корабли будут для нужд ВМС Украины.
Причем сразу после визита Николая Азарова в Нидерланды и заявления о договоренности создать украинско-голландскую рабочую группу по активизации сотрудничества в судостроении, в SMG уточнили, что речь идет именно об этой компании. В частности, SMG собирается строить корабли для ВМС в сотрудничестве все с тем же голландским партнером — Damen Shipyards. И хотя корабли будут строиться по проектам голландцев, базой для строительства будут мощности николаевского ЧСЗ. Сообщивший об этом глава набсовета SMG Павел Константинов уточнил, что в случае успешности сотрудничества в совместном строительстве военных кораблей, украинская SMG и голландская Damen Shipyards могут расширить партнерство и на коммерческое судостроение.

Приключения голландцев в Украине

Стоит заметить, что Damen Shipyards (а это весьма крупная мировая судостроительная группа с годовым оборотом свыше $1 млрд., владеющая более чем 50 судостроительными заводами по всему миру) еще десятилетие назад очень серьезно пыталась реализовать свои интересы в Украине, высоко оценивая потенциал украинского судостроения. Но эти усилия после шести лет головной боли для посланцев из Амстердама закончились полным провалом. Оказалось, что потенциал – это, конечно, хорошо, но основную роль в его реализации играет-таки «местная специфика», способная загубить на корню самые блестящие инициативы.
В частности, в 2000 году Damen Shipyards стала собственником 78% принадлежащих государству акций украинского ОАО «Судостроительный завод «Океан». Причем уже в течение года, в результате дополнительной эмиссии акций «Океана» и выкупа части акций у портфельных инвесторов, голландцы получили 98,7% акций украинского судозавода.
К слову, о самом заводе. Судостроительный завод «Океан» основан в 1951 году, ему принадлежит земельный участок площадью около 101 га и участок водной акватории площадью 42 га в Николаеве, общая длина достроечных набережных превышает 600 метров. Основные виды деятельности предприятия — судостроение и судоремонт. Здесь имеются две технологические линии крупнотоннажного (строительство танкеров и контейнеровозов) и среднетоннажного (баржи, понтоны, буксиры) судостроения. Продукция в советское время — супертраулеры, морские плавучие полупогружные установки для бурения нефтяных скважин, сухогрузы, рефрижераторы, нефтерудовозы, лесовозы. В 1972 году на «Океане» был введён в эксплуатацию один из крупнейших в Европе сухой док, а за период до 2000 года было построено более 300 судов различного водоизмещения.
В 2000 году Фонд госимущества Украины выставил предприятие на продажу, причем за копейки – упомянутые 78% акций обошлись голландцам в смешные для такого предприятия 26,3 млн грн. Изначально закупила акции компания Holding Maatschappij Damen, принадлежащая Коммеру Дамену, также владеющему Damen Shipyards Group. После этой продажи ОАО «Судостроительный завод «Океан» был переименован в ОАО «Дамен Шипярдс Океан», после чего голландцы быстренько довели свой актив акций до 98,7 % и взяли «Океан» под свой полный контроль. Голландцы руками украинских рабочих строили суда, худо-бедно поддерживали предприятие на плаву и строили радужные планы на будущее.
Эта идиллия продолжалась пять лет, пока в 2005 году правительство Юлии Тимошенко вдруг ни с того ни с сего не отменило закон «О мерах господдержки судостроительной промышленности Украины» вместе с предусмотренными им льготами на налогообложение для судостроителей. Голландские собственники оказались неготовыми к увеличению расходов, — финансовая политика предприятия сразу же «поплыла». К слову, по некоторым данным, и во время действия упомянутого «поддерживающего» закона Украина умудрилась кинуть владельцев из Нидерландов более чем на 50 млн грн – речь идет о предусмотренном законом возврате НДС, которого господа из Damen Shipyards так и не дождались. Также голландцы жаловались на хитрую украинскую налоговую политику, согласно которой по ходу дела всплывали все новые налоги, о существовании которых проклятые европейские капиталисты не подозревали, а также на различные махинации украинских чиновников и партнеров в финансовых операциях.
Как бы там ни было, поддержать голландцев взялись норвежцы в лице компании Aker Yards. В Нидерландах было создано совместное предприятие Okean B.V., сконцентрировавшее 98,7% акций предприятия «Дамен Шипярдс Океан». Норвежцы взялись погасить задолженность по зарплате на предприятии, возникшую у голландских партнеров – она на тот момент составила 11 млн евро. Понятно, что делала это Aker Yards вовсе не за красивые голландские глазки – по договоренностям, норвежцам в итоге перешло 50, 01% имевшихся у голландцев акций предприятия. Два года – с 2006 по 2008 гг, — «Океаном» управляли сразу голландцы и норвежцы, однако в недобрый час норвежские собственники возжелали получить завод в свою полную собственность. Голландцы согласились, и как раз в начале финансового кризиса 2008 года головная боль полностью досталась Aker Yards. Голландская же Damen Shipyards убралась из Украины, проклиная суровую украинскую действительность, правительство Тимошенко и украинских чиновников.
«Российский след»

Однако история на этом не закончилась. Начиная с 2008 года, вокруг «Океана» произошла цепь детективных событий, которые приводят в итоге к нынешнему главному партнеру голландской Damen Shipyards в лице олигарха Вадима Новинского и его «Смарт-холдинга».
В частности, пока норвежская Aker Yards ломала голову, что ей делать с «Океаном» в разгар кризиса, «помощь» пришла довольно нежданно. В марте 2008 года к собственникам предприятия вдруг обратилась с предложением продать завод люксембургская компания FLC West Holding (за пакет «Океана» вместе с двумя принадлежащими норвежцам судостроительными верфями в Германии выкладывали 291,9 млн евро). Норвежцы быстро согласились, а вскоре выяснилось, что люксембургская компания FLC West Holding – это совместное предприятие зарегистрированного в Москве очень мощного ОАО «Финансовая лизинговая компания» и скромного кипрского оффшора Almiar Investments.
Глава этой структуры – российский бизнесмен Андрей Бурлаков. Последний, как известно, был арестован в 2009 году по обвинению в нецелевом использовании государственных активов, которые, по версии следствия, незаконно шли на инвестирование судостроения в Украине и Германии. Позже, 29 сентября 2011 г, Бурлаков смертельно ранен в центре Москвы. К слову, есть данные, что малоизвестная Almiar Investments имела в составе учредителей серьезных игроков из первого эшелона российской власти, в частности, выходцев из Санкт-Петербурга. Сам Бурлаков признавался, что судостроительный сегмент контролировал Виталий Юсуфов, сын бывшего министра энергетики России, члена совета директоров «Газпрома» Игоря Юсуфова. В то время как сам Бурлаков скромно называл себя совладельцем компании.
Пока «Океаном» руководил российско-кипрский собственник, на заводе накапливались долги по зарплате, оплате коммунальных услуг и налогам, быстро приближаясь к отметке в 20 млн. грн. Параллельно к концу 2010 года «Океан» задолжал в общей сложности более 5 млн евро кредиторам в лице другой структуры с российскими корнями – компании «Укршиппинг Лимитед», дочерней структуре «Укрречфлота» (владельцы – небезызвестный Константин Григоришин, являющийся также партнером Новинского, и Иван Фурсин).
В 2011 году, на фоне полной деградации предприятия, в дело включается местная власть во главе с руководителем Николаевской облгосадминистрации Николаем Кругловым. В частности, управление Пенсионного фонда в Корабельном районе Николаева подает иск против «Океана» и возбуждает дело о его банкротстве. 10 октября 2011 г решением суда имущество предприятия передается арбитражному управляющему Тамаре Гуцал. Спустя 10 дней она же решением хозсуда назначается исполняющей обязанности президента компании.
Интересно, что в это время живой интерес в «Океану» высказывает представитель окружения уже оппозиционной Юлии Тимошенко - Константин Жеваго. Он вводит во временное руководство предприятия своих людей (в частности, из состава управления принадлежащему ему завода «Залив» — при этом председатель наблюдательного совета завода «Залив» Николай Кузьменко заявляет, что руководство предприятия намеревается участвовать в санации «Океана» с последующей привязкой к «Заливу»), а также обеспечивает охрану предприятия. В это же время, по некоторым данным, Жеваго проводит переговоры с губернатором Кругловым по поводу дальнейшей судьбы «Океана»). Однако с губернатором, как сообщали СМИ, встречались и представители другой заинтересованной стороны – в частности, Григоришин.
Таким образом, «Океан» оказался в сфере внимания двух игроков – Жеваго как ставленника оппозиционной Тимошенко и «российскими игроками» во главе с Григоришиным, за спиной которого маячил Новинский, стремительно набирающий вес в новом украинском политическом раскладе. К слову, на тот момент Новинский был гражданином России (украинское гражданство за «выдающиеся заслуги перед Украиной» Янукович предоставил ему только 29 мая 2012 года). А потому речь шла о действительно «российском следе».
18 ноября 2011 г заводоуправления и проходные «Океана» стали жертвой штурма, имеющего все признаки рейдерского захвата. Его атаковали представители госслужбы охраны (к слову, милицейские машины, по данным СМИ, имели херсонские номера), а также неизвестные – некоторые из которых, по информации очевидцев, на одежде имели нашивки «Черноморский судостроительный завод» (принадлежит Новинскому). Захват предприятия мотивировался решением наблюдательного совета, а в результате его на место руководителя предприятия был поставлен Василий Федин, который до этого занимал должность гендиректора Херсонского судостроительного завода, также входящего в «Смарт-холдинг» Вадима Новинского.
А вскоре стало известно, что «Смарт-холдинг» принял в оперативное руководство Николаевский судостроительный завод «Океан». Об этом на пресс-конференции 22 ноября сообщил член дирекции «Смарт-холдинга» и корпоративный советник Наблюдательного совета ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» Владимир Нусинов. «Между акционерами завода “Океан” и “Смарт-холдингом” были достигнуты договоренности о партнерстве, имея большой опыт и в судостроении, и вывода предприятий из кризиса, «Смарт-холдингу» было в общем-то поручено оперативное руководство деятельностью завода», — сказал он.
Кстати, на сегодня задолженность по зарплате на «Океане» составляет около 6 млн. грн. Недавно в одном из николаевских СМИ встретилось описание ситуации на заводе с такой характеристикой: «…Старожилы судостроительного завода с горечью констатируют, что «света в конце тоннеля» не видать и ни о каких перспективах на будущее говорить не приходится». Вот такое «спасение» «Океана», и вот такая реальность завода, с которого в свое время выдавили голландскую Damen Shipyards…
Из чьего кармана возврат кредитов?

Но вот на дворе осень 2013 года, и мы видим поразительную картину – та самая Damen Shipyards вдруг возжелала вернуться в Украину. Точнее, не вернуться, а стать главным европейским партнером предприятия Вадима Новинского, который так ловко подобрал завод, брошенный убегающими голландцами в 2008 г.
С одной стороны, ничего странного в этом нет – завод все же не девушка, чтобы дуться на того, кто подобрал твою бывшую супругу. Вопрос в другом: с чего бы голландцам, которые на своей шкуре на полную катушку ощутили украинскую специфику, снова соваться в эту страну?
К этому недоумению добавляется осознание сомнительности перспектив подобного бизнеса. Так, сейчас, как известно, Украина пытается принять меры по спасению собственного судостроения – в сентябре 2012 года Верховной Радой был принят базовый закон о проведении эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности. Но прошел год, а эффекта от этого закона не видно, поскольку так и не разработаны механизмы его реализации. И в конечном итоге вся эта инициатива выглядит очередной «предвыборной заманухой», разыгранной перед прошлогодними парламентскими выборами.
Но этом фоне особенно удивляет, что первоочередным заказчиком продукции украинских и голландских судостроителей должны стать ВМС Украины. Это похоже на скверный анекдот, ведь на сегодня это весьма сомнительный по платежеспособности клиент. Минобороны Украины, имеющее в активе всего один проект по постройке боевого корабля (речь идет о широко известной «корветной программе»), постоянно срывает график финансирования строительства – по некоторым данным, строящий корвет ЧСЗ уже второй год проводит работы в основном за счет собственных средств, в расчете, что государство с ним рассчитается «когда-нибудь потом». То есть этот корабль уже сам превратился в некоего ускользающего от украинских военных моряков «летучего голландца», с совершенно непонятной перспективой. Как в таких условиях можно рассчитывать на успешную работу в интересах ВМС Украины, остается загадкой.
Ответ, очевидно, кроется в том, что озвученная задача Damen Shipyards в этом партнерстве — содействие в организации привлечения долгосрочного финансирования строительства кораблей западноевропейскими коммерческими банками. Уже заявлено, что участие в этом процессе примет страховое агентство Atradius — одна из ведущих мировых страховых компаний, занимающихся страхованием торговых кредитов и поручительством (ее доля на этом рынке превышает 31%), ежегодно обеспечивающая выполнение международных контрактов на сумму более 450 млрд евро.
Таким образом, пока мы видим безудержное стремление наших воротил при помощи голландцев получить серьезные кредиты из Европы. При том, что сам «бизнес» выглядит весьма сомнительно – если, конечно, не разбираться втонкостях кредитоспособности украинского Минобороны (очевидно, здесь ключевую роль играет то, что гарантии под эти кредиты должно предоставлять государство, т.е. в конечном итоге они будут отдаваться из кармана налогоплательщиков). Ну а как эти кредиты будут использованы в реальности – остается догадываться…

Дмитрий ТЫМЧУК
СЛЕД.net.ua