Княжицкий «два в одном»: защитник Кучмы и ярый оппозиционер

721

Народный депутат от «Батькивщины» и самый «оппозиционный журналист» Украины Николай Княжицкий снова оказался в эпицентре скандала. Если ранее у него возникали проблемы с другими структурами, где он работал – СТБ, ICTV, ТОНИС, то около года он регулярно «всплывает» в сводках, где упоминается оппозиционный телеканал ТВі, на котором он до депутатства был генеральным директором. Летом канал пережил налоговые проверки, был обвинен в уклонении от налогов, в сотрудничестве с фирмами-однодневками, через которые якобы отмывались деньги. Тогда Княжицкий и вся Объединенная оппозиция дружно заявляла о том, что таким образом власть хочет дискредитировать самый честный канал в стране. Теперь скандал вокруг ТВі набрал новых оборотов. Княжицкий ушел с канала – все логично, ведь его выбрали народным депутатом. Но вместе с тем его исключили и с членов Совета канала, якобы за то, что он пытался активно влиять на редакционную политику. Кроме этого, негласно говорят о том, что Княжицкий чуть не довел канал до банкротства. Возник конфликт интересов. Княжицкий выступил против главного инвестора канала - российского опального олигарха Кагаловского. Более того, после захвата телеканала заявил, что процесс смены власти прошел законно. Законно уволили Наталью Катеринчук, а на ее место законно назначили «человека Княжицкого на ТВі» Юрия Шевченко.

Темные схемы на СТБ

Николай Княжицкий один из «самых заслуженных» журналистов страны. Имеет два высших образования – окончил журфак в Киевском национальном университете имени Шевченко и факультет международных отношений в Львовском нацуниверситете им. Франко. Трудовой путь начинал еще в советские времена, писал в газеты, «делал» новости на центральном государственном канале. Позже был замом гендиректора ИА «УНИАН», директором «Интерньюс-Украина». Потом стал гендиректором СТБ, работал в НТКУ, на ICTV, потом вышел в «ссылку» на ТОНИС, а затем стал гендиректором ТВі. На парламентских выборах прошел в парламент по спискам Объединенной оппозиции, член фракции «Батькивщина».

Первый большой скандал произошел, когда Княжицкий руководит СТБ. Сам он вспоминает о том времени, как об очень сложном в его жизни. По его словам, собственниками канала был Сивкович и компания ЛУКОЙЛ. Но на Сивковича начали давить, чтобы он отдал свою долю в канале. Сивкович тогда на время покинул страну, так как узнал, что его «заказали», рассказывает Княжицкий. По словам Княжицкого, и на его жизнь тоже покушались. Некоторое время он был вынужден жить на даче у Романа Зварича и пользоваться услугами его охраны. Также Княжицкий рассказывает, что Сивкович был готов просто отдать свою долю в канале, но Княжицкий слетал в Россию и договорился, что ЛУКОЙЛ выкупит у Сивковича его часть бизнеса. Также теперешний депутат, вспоминая о непростых временах на СТБ, рассказывал и о смерти журналистки Марьяны Черной. Ее в июне 1999 года нашли повешенной в квартире. Но он умолчал об одном факте. Дело в том, что милиция в квартире погибшей журналистки нашла ее предсмертную записку. В ней Марьяна Черная разоблачала руководство на канале Николая Княжицкого, писала о схемах отмывания денег. В свою очередь Княжицкий тогда заявил, что записка фальшивая и ее подбросили в квартиру журналистки. Хотя позже экспертиза установила, что записка подлинная, а Княжицкий подал в суд иск на то, что правоохранители нарушили тайну личной переписки, обнародовав предсмертную записку Марьяны Черной. Тогда СМИ писали, что этим иском в суд Княжицкий косвенно подтвердил ту информацию, которую журналистка оставила в записке.

Защитник Кучмы и распространитель темников

Второй скандал уже произошел на ICTV. Сам Княжицкий в одном из интервью похвастался, что именно он покупала часть этого канала. По его словам, в то время каналом владели Бакай и американская фирма в равных долях. Но американцы захотели продать свою часть в канале и полностью выйти с медиа-рынка. Так вот Княжицкий утверждает, что он договорился с американскими собственниками, чтобы они продали свою часть Сивковичу. Но ему опять не повезло. Княжицкий говорит, что Сивковича вызвали к Кучме и сказали, чтобы он отдал свою часть в канале Пинчуку. Переговоры опять вел Княжицкий. Сам об этом рассказывает и утверждает, что именно в это время его отношения с Президентом были более чем натянуты. В это время, говорит Княжицкий, он даже думал о том, чтобы эмигрировать. Якобы ему предлагали неплохие должности в России и Польше. Но журналист остался. Ему, по его словам, Пинчук предложил помириться с Кучмой. Для этого нужно было заняться кампанией по «отбеливанию» Кучмы после скандала с обнародованием пленок Мельниченко. Княжицкий вместе с российский журналистом Дмитрием Киселевым и российским политтехнологом Дмитрием Куликовым должны были каждый день выходить в эфир и вести программу.

В то время эксперты говорили, что Княжицкий подтасовывал факты и замалчивал важную информацию о том, чтобы спасти репутацию Кучмы. Также якобы в его бытность на ICTV появились пресловутые темники от Кучмы и Медведчуа.

Сам Княжицкий по этому поводу говорит о том, что ему действительно иногда было тошно выходить в эфир, но неправды он никогда не говорил и за каждое слово может ответить и сейчас. Например он и теперь считает, что Мельниченко – провокатор . Также он подтверждает, что в программах были применены некоторые манипуляции. Но это по его словам, и есть настоящая журналистика.

Именно об этом периоде в жизни Княжицкого в период прошлогодней предвыборной кампании писало общественное движение ЧЕСТНО. Активисты писали, что Княжицкий приложил руку к распространению темников на канале, умалчивал важную информацию и манипулировал информацией. Также активисты писали, что в 2001-2002 годах Княжицкий боролся против… свободы слова. После появления информации на сайте общественной организации Княжицкий, писал гневные смс-ки по этому поводу руководителям движения. В частности об этом на своей страничке в сети написал журналист Богдан Кутепов, который якобы был свидетелем реакции Княжицкого на публикацию ЧЕСТНО.

Во время работы на канале Княжицкий вступил в партию «Трудовая Украина». На очередные выборы пошел как мажоритарщик по Львовской области, но избиратели не поняли политических пристрастий Княжицкого и не проголосовали за него. Таким образом, в то время Княжицкий не попал в парламент. В то время у него были напряженные отношения с «Нашей Украиной» и Виктором Ющенко. В НТКУ Княжицкий попал якобы по квоте самого Ющенко, но потом был отозван з НТКУ «за предательство», так как во время оранжевой революции «сетовал о том, почему Кучма не может баллотироваться на третий срок».

Ссылка на ТОНИС

С приходом к власти оранжевой команды, Княжицкий оказался в «ссылке» на канале ТОНИС. Медиахолдин в то время возглавлял Владимир Кастерин, который был дружен с Виктором Ющенко. С его помощью Княжицкий хотел наладить отношения с «оранжевыми», но не получилось. Он со скандалом увольняется с «Медиадома», заявляя о цензуре на канале. Эксперты говорят, что это заявление последовало сразу после того, как Кастерин решил проверить, куда пропали или на что были потрачены 20 млн. гривен, которые он инвестировал в канал. Тогда писали, что Княжицкий умеет виртуозно «осваивать» деньги инвесторов.

ТВі-махинации

Со ссылки Княжицкий опять вышел в «большую журналистику», стал гендиректором канала ТВі, который организовали в Украине два опальных российских олигарха Гусинский и Кагаловский. Якобы к финансированию канала был причастен и Борис Березовский.

Канал позиционировал себя, как оппозиционный. Тем не менее, во время его работы с канала были уволены некоторые журналисты. По неофициальной информации, они публично обвинили Княжицкого в махинациях с деньгами инвесторов и за это расплатились работой.

В прошлом году были опубликованы материалы, которые говорят о том, что канал ТВі в лице Княжицкого отмывал деньги с помощью двух структур – фирмы «Интерпрофит» (на ее счет руководство канала просило зрителей перечислять деньги для поддержки оппозиционного телеканала) и «Мембрана техно-импульс». Журналисты заявляют, что по адресу первой компании находится СТО и там ни о ТВі, ни о «Интерпрофит» даже не слышали. Вторая компания зарегистрирована в жилом доме и тоже имеет признаки компании однодневки для отмывания денег.

Тогда Княжицкий отказался комментировать обнародованную информацию, заявив, что ее опубликовали «желтые» издания, а «надписи на заборах он не комментирует». Но информацией заинтересовались налоговики и пришли на ТВі с внеплановой проверкой. В результате проверки были найдены факты уклонения от налогов на сумму более трех миллионов гривен, было открыто уголовное производство.

Тогда Княжицкий и все лидеры Объединенной оппозиции говорили о том, что таким способом власть пытается дискредитировать Княжицкого и закрыть неугодный власти канал. Депутаты и украинцы собрали необходимую сумму «неуплаченных налогов», внесли ее. Дело против Княжицкого было закрыто.

Имея высокий проходной номер (номер 11), Княжицкий прошел в парламент. Понятно, что он должен был уйти с поста гендиректора ТВі. Но его уволили и из Совета канала, якобы за то, что он пытался вмешиваться в редакционную политику. Княжицкий ушел с канала, но на нем оставил верных себе людей, которые и помогли организовать «переворот». Как результат, Артем Шевченко, креатура Княжицкого, был назначен гендиректором. Княжицкий в свою очередь заявил, что все, что происходит на канале – законно. Смена инвесторов, увольнения и новые кадровые назначения – все в рамках закона.

Эксперты говорят, что Княжицкий хочет вернуть себе влияние на канал. По словам народного депутата Елены Бондаренко, она не удивлена событиями вокруг ТВі, поскольку везде, где присутствует Княжицкий, происходят масштабные разборки между владельцами канала. По ее словам, то, что сейчас происходит - лишь цветочки. Ягодки будут тогда, когда станет известно, кто на самом деле стоит за разборками вокруг ТВі.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org