Газотранспортный консорциум на двоих
До саммита «Украина-ЕС» Украина официально заявляла о стремлении создать трехсторонний консорциум по усовершенствованию и эксплуатации газотранспортной системы в течение месяца. Кроме того, было предложено провести круглый стол с участием стран ЕС и газовых компаний. Однако как выяснилось позднее, серьезно Украина рассматривала лишь создание двухстороннего консорциума с Россией. Причем делалось это на высшем уровне. Очевидно, что Янукович заинтересован в создании консорциума без Европы. Одной из основных причин является то, что такой консорциум можно сделать гораздо быстрее, чем при участии ЕС. Это весомый фактор для нынешнего положения Януковича. Кроме того, сотрудничество с Газпромом будет менее контролируемым и прозрачным для оппозиции и народа, то есть придраться будет сложно. Также это позволит привлечь в бюджет лишних 4 млрд. долларов в год. Российская сторона также обещает снижение цены на газ, что позволит сэкономить не менее 8 млрд. долларов в год. При этом Газпром обещает прокачивать через трубу ежегодно более 60 млрд. кубометров газа. Украине разрешать закупать около 40 млрд. кубометров газа с правом реэкспорта совместно с Газпромом, что в теории позволяет создать транзитную базу на основе подземных газохранилищ и также заработать. Если же Янукович договорится о вхождении в Таможенный союз, то это даст ему еще 15 млрд. долларов, которые, несомненно, пригодятся на социальные программы накануне президентских выборов. Однако чтобы все это осуществилось, Украина должна выйти из Договора о присоединении к Энергетическому сообществу.
Истинная позиция Москвы выяснилась в ходе последней поездки Януковича в Россию. На сегодняшний день закон «О трубопроводном транспорте» запрещает передавать в аренду концессию или лизинг газотранспортную систему. Однако Газпром требует, чтобы это положение было изменено парламентом, и это еще далеко не все. Для того чтобы создать с Газпромом двусторонний консорциум потребуется в срочном порядке принять, как минимум пять законов, а также деанонсировать Договор о присоединении к Энергическому сообществу. Две недели назад во время пресс-конференции премьер-министр Азаров заявил, что организация трехстороннего консорциума целиком зависит от Евросоюза. Незамедлительно последовал ответ Европейской комиссии, отметившей, что при желании Украины и России Европа вступит в переговоры в любое время и готова играть содействующую роль в случае создания трехстороннего консорциума. Немного позже российский премьер Медведев заявил, что решать вопрос о необходимости двух- или трехстороннего консорциума будет Украина, которая еще должна заинтересовать российскую сторону в участии. Москва готова вступить в переговоры только при условии гарантирования своих интересов. И самое главное, что он отметил – договориться Россия и Украина смогут только после того, как Украина выйдет из ряда институтов, в том числе и из Договора о присоединении к Энергетическому сообществу. То есть Москва предлагает дружить с постепенным сползанием Украины в ТС или же отправляет дружить с Европой, но при этом никаких преференций и предвыборных бонусов Янукович не получит.
Fitch: Газпром не даст Украине скидок на газ
Информационный портал job-sbu.org отмечает, что в Энергетическое сообщество Украина вступила еще в 2011 году, после чего нынешняя власть долго этим хвалилась. Однако на этом все закончилось. Энергосообщество предлагает не только права, но и требует обязательства, большинство их которых Украина и не думала выполнять. В Еврокомиссии не обошли вниманием заявление Медведева и подчеркнули, что участие Украины в Энергособществе является важным инструментом, позволяющим поддерживать прозрачность, конкурентоспособность, а также защитить украинскую энергобезопасность от проблем энергетического рынка, целиком зависящего от основного внешнего поставщика. В качестве примера европейцы привели реверсные поставки газа из ЕС.
Если Украина все же решится выйти из энергетических институтов, в том числе из Договора о присоединении к Энергетическому сообществу, то чем это грозит? Прежде всего, она утратит право управления собственной газотранспортной системой. Очевидно, что без участия Евросоюза право управления рано или поздно захватит российская сторона. Уже давно понятно, что управления в равных долях не существует. Все равно кто-то станет главнее. Очевидно, что в этой ситуации скорее Газпром купит Нафтогаз чем наоборот. Скорее всего Украина не получит льготные кредиты от европейских финансовых институтов для того, чтобы реконструировать ГТС. Этим не будет заниматься и Россия, а значит после того, как Газпром попользуется трубой до запуска обходных путей, Украина останется со своей ржавой трубой. Кроме того, Украина лишится возможности полноценно участвовать в европейском энергетическом рынке. Очевидно, Газпром не позволит ей продавать излишки газа, лишая себя прибыли. А Газпром тем временем поддержит свой статус в качестве надежного поставщика. Украинский газовый рынок потеряет конкуренцию среди своих газовых поставщиков. Возможно, Газпром оставит некоторую долю только старому партнеру Фирташу. Снижение цены на российский газ также малоперспективно, так как даже после окончания знаменитого газового контракта, подписанного Тимошенко Газпром все равно останется монополистом, и будет и далее диктовать цены потребителям. Явно ничего не получится и со сланцевым газом, а Shell, с которой борется «Свобода», борьбы с Газпромом не выдержит. Это естественно перекроет и инвестиции в нефтегазодобычу в Украине, в том числе и относительно разработок местонахождений на шельфе Черного моря. Эти и многие другие факторы окончательно закроют вопрос энергонезависимости Украины и поставят крест на ассоциированном членстве в ЕС.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org