Молодые донецкие рвутся к власти

636

В окружении президента за последние три года появилось очень много новых людей. Новые донецкие, в отличие от старых, проходили школу жизни уже в рыночных условиях. Для этой молодой команды методы ведения бизнеса из постперестроечных времен - нечто незнакомое и далекое, партбилетов у них нет, никаких семейно-группировочных связей, способных удержать их от дела не существует. Тем не менее, конечная цель новых донецких такая же, как и старых. И при всем этом они не забывают финансировать идею.

Один из представителей новых донецких Александр Клименко после назначения на пост министра доходов и сборов в первую очередь оборудовал свою штаб-квартиру. На входе была установлена пропускная система по отпечаткам пальцев, видимо, чтобы никто не сомневался в отсутствии публичности фискального ведомства. Охранно-пропускной режим, заборы – все это непременная атрибутика донецкой элиты. Впрочем, принципа закрытости придерживаются все поколения в команде власти. Видимо стремление не выносить сор из избы стало причиной того, что конфликт между Александром Клименко, который является другом старшего сына Януковича и креатурой президента Виталием Захарченко не стал достоянием прессы. Поводом для конфликта стало желание заполучить в свое ведомство полномочия налоговой милиции.

Положение об этом ведомстве поступило на утверждение президенту, но подписание было отложено ввиду претензий МВД. Виталий Захарченко захотел переподчинить налоговую милицию себе. По этому причине в воздухе зависли как полномочия министерства доходов и сборов, так и вся концепция реформирования правоохранительных органов. Из конфликта можно было выйти, например, назначив Захарченко первым вице-премьером вместо Арбузова, но тогда его пришлось бы сделать главой Кабмина. Однако повышение Захарченко на должность вице-премьера на повестке не стояло и не стоит, а потом конфликт разразился нешуточный. Тем не менее, Янукович все же отдал новое ведомство новому министерству. А теперь налоговики стали еще и силовиками. Стоил ли этот вопрос внутрикомандной ссоры? Похоже, стоил. Если прежнее поколение регионалов было объединено борьбой с днепропетровским кланом, и держаться друг друга им пришлось, сражаясь с «оранжевыми», то молодая команда жертвовать своими интересами ради целостности не умеет.

Для новичков в окружении президента Партия регионов не является родной политической силой. Нужно также отметить, что у Александра Януковича много друзей, ранее замеченных в связях с «оранжевыми» и по подозрению старых регионалов, эти связи все еще не разорваны. По некоторым слухам Клименко до сих пор имеет партбилет «Нашей Украины». По крайней мере об этом говорят старые донецкие, и независимо от верности этого предположения молодежь для ветеранов ПР своей так и не стала. Справедливости ради информационный портал job-sbu.org отмечает, что Клименко вообще никогда не состоял в «Нашей Украине». Зато его брат Антон, как и нынешний первый вице-премьер Сергей Арбузов не только являлись членами «Нашей Украины», но и состояли там не один год. Мало того Антон Клименко достаточно долго был едва ли не надеждой оппозиции. Прежде он также был ближайшим соратником Юрия Луценко, еще во времена, когда тот возглавлял Донецкую областную организацию СПУ. В то же время Сергей Арбузов, пребывая в лагере «оранжевых», вел себя пассивно и даже не платил членских взносов. А как утверждают сами нашеукраинцы, Антон Клименко перестал сотрудничать с «оранжевыми» как раз после избрания Януковича президентом. Возможно, старожилы и вовсе потеряли бы бдительность если бы молодая команда не только отказалась бы от «оранжевого» прошлого, но и вступили бы наконец в Партию регионов. Однако молодежь в этом не нуждается. Как правило, партийная карьера используется для того, чтобы попасть в политику, а им это не нужно – они уже не только уже в политике, но и у власти.

Старые донецкие начали создавать команду фактически когда собирали капитал, проходя через школу разборок суровых 90-х. Молодняк стрельбу только слышал, но от тех самых стрелок далек. Это отразилось и на методах, которые конечно стали менее кровавыми, но остались такими же убедительными. Вместо криминальных разборок молодежь использует прессинг государственной машины и правоохранительных органов. Несговорчивые подвергаются всевозможным маски-шоу, а собственников предприятий препровождают в СИЗО. Теперь никто не угрожает расправой, а просто предлагают решить проблему в бизнесе, возникшую как бы внезапно. В то же время нужно отметить, что там, где правит старшее поколение, отмечается тот самый стиль 90-х. В таких регионах вновь используют угрозы, поджигают автомобили, а послания передают через родственников. Что интересно молодежь не обращает особого внимания на политические взгляды тех, чьи активы их интересуют. Таким образом, риску подвергаются даже сами регионалы.

Как говорят политологи, если представители молодой группы, так называемой «семьи» захотят и дальше расширять сферы влияния, то партийная принадлежность вообще перестанет иметь значение. Они будут брать то, что их заинтересует. Конечно, пока это не коснется наиболее важных фигур в политике, но средний бизнес однозначно в зоне риска.

Основу команды Януковича по-прежнему составляют экспортеры. Донецкие даже считаются сторонниками экспортной экономики ввиду близости регионалов к наиболее крупным предприятиям химической, металлургической и угольной промышленности. Однако после того как к регионалам переметнулись перебежчики из «Батькивщины» в окружении президента усилились и позиции импортеров. Например, считается, что друг детства президента Юрий Иванющенко контролирует бизнес в сфере импорта продуктов питания и товаров широкого потребления. Нельзя не упомянуть и бизнесмена Сергея Курченко и его группу «ГазУкраина 2009», которая быстро наращивает импорт газа и нефтепродуктов. Сегодня поддержка экспорта не является для правительства безальтернативным приоритетом. Это подчеркнуло и поведение НБУ. Как известно, Нацбанк в свое время потребовал от экспортеров продавать половину валютной выручки.

Еще одной отличительной чертой молодой команды Януковича является то, что у нее нет истории конфликта с Тимошенко, которая еще недавно была главным соперником Януковича. Для «семьи» Тимошенко – это некая легенда из прошлого, а не сегодняшний весомый политик. В связи с этим вопрос ее заключения для них безразличен. Старые донецкие имеют на этот счет совсем другое мнение и совершенно неравнодушны к этому вопросу. Тот же Шуфрич, который входит в группу Андрея Клюева, голосовал за декриминализацию тех статей, за которые сидит Тимошенко. Как отмечают некоторые политологи, среди регионалов немало депутатов, недовольных тем, что Тимошенко находится в тюрьме. В их числе и Фиртащ, и Левочкин, и Хорошковский. Все они выступали против ареста экс-премьера, предполагая, что это может осложнить отношения с Европой. Фирташ вообще не имел никаких претензий после того, как получил назад 11 миллиардов кубометров газа. Среди активных сторонников ареста Тимошенко были люди, близкие к старым донецким, в том числе Ахметов и как ни странно Яценюк. В «Батькивщине» некоторые депутаты не раз заявляли, что Ахметов спонсирует Яценюка.

Впрочем, между старой и новой командой есть кое-что общее. И те, и другие чрезвычайно и публично набожны и обожают церковное спонсорство. На территории Министерства доходов и сборов даже строят храм. И Клименко и Арбузов регулярно бывают в Лавре, где видятся с представителями старых донецких. С паломническим визитом в позапрошлом году Янукович ездил на Афон. В поездке его сопровождали Хорошковский и Левочкин, а также Колобов и Ставицкий.

В «семье» молодежь и старики едины в желании продемонстрировать богатство не только материальное, но и духовное. В целом для молодых действует стратегия «донецких понятий», но в то же время они более нетерпеливы. Похоже, что старики уже сыграли свою игру и теперь к власти рвется молодая братва.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org