Новый «относительно честный способ отъема» имущества у граждан Украины

555

В Украине вскоре появится новый вид «относительно честного отъема ценностей». Депутаты приняли за основу законопроект, который позволит конфисковать у подсудимых движимое и недвижимое имущество еще до вынесения приговора. Правда, норма распространяется только на собственность, нажитую преступным путем. По мнению юристов и правозащитников, от нового закона могут пострадать и вполне законопослушные граждане.
Под грифом «специально»
Новый способ изъятия имущества называется «специальная конфискация». От обычной она отличается тем, что не является разновидностью наказания. «По действующему Уголовному кодексу конфискация имущества считается таким же наказанием как, к примеру, лишение свободы или штраф, — поясняет адвокат одной из столичных юридических фирм Павел Кривошия. — Поэтому она может применяться как санкция в четко определенных законом случаях, в частности только за тяжкие и особо тяжкие преступления. В проекте же предлагается разрешить конфискацию имущества, денег и ценностей у подсудимого по любой статье, если суд решит, что собственность была нажита преступным путем».


Таким образом, если проект все-таки станет законом, вопрос о применении специальной конфискации имущества будет решаться по усмотрению судьи. Во-первых, он сможет наложить арест на имущество подсудимого, и если тот будет признан виновным, то изъять арестованные вещи в пользу государства. Интересно, что «специальное изъятие» будет применяться даже в тех случаях, когда гражданин не подлежит уголовной ответственности (невменяемый, юный возраст подсудимого, состояние здоровья) либо по каким-то причинам освобождается от основного наказания.
Сокровища мадам Петуховой
Суть «специальной конфискации» заключается в двух принципиальных позициях. Во-первых, это необходимость доказать преступный способ получения имущества. Причем преступным, по новому закону, может быть не только путь, но цель и последствия. «Конфисковать смогут имущество, полученное вследствие совершения преступления, и доход от такого имущества, — поясняет Кривошия. — Также специальному изъятию подлежит все, что предназначалось для финансирования или материального обеспечения преступлений или в награду за совершение преступления. Предмет преступления, его средство или орудие тоже подлежат специальной конфискации».
Второй принципиальный момент состоит в том, что суд сможет назначить изъятие имущества у родственников обвиняемого или любых других лиц, которые знали или должны были знать о преступлении. «К примеру, преступник крадет драгоценности, — допускает независимый юридический консультант Андрей Осадчий. — На вырученные от продажи краденого деньги он покупает дом и дарит его, предположим, теще. Обычная конфискация здесь бессильна. А вот специальная конфискация может отобрать подарок щедрого зятя».
По словам юристов, под изъятие в специальном режиме, например, подпадают бриллианты, которые подарил жене чиновник, пойманный на взятке. Суд имеет право изъять квартиру, записанную на племянника, оформленную на компанию машину или золотой слиток, презентованный коррупционером молодоженам на свадьбу. Главное, чтобы были доказательства «криминального происхождения» подарка, и никакой путь его получения не застрахует от конфискации ни дарителя, ни получателя. «Предполагается, что специальное изъятие будет направлено на борьбу с коррупцией, — считает Осадчий. — Видимо, поэтому в проекте закона указано, что в первую очередь его собираются применять к экономическим преступникам».
Все в суд. Европейский.
Несмотря на благородные цели документа, юристы отмечают в нем один существенный пробел: практически невозможно в полной мере доказать, что именно эти бриллианты были куплены за взятку, а машина — за украденные деньги. «Главная опасность заключается в возможности субъективной оценки и субъективного мнения судьи, — считает Кривошия. — Поэтому после вступления изменений в силу вполне возможны злоупотребления со стороны органов власти относительно незаконного применения специальной конфискации без достаточных на то оснований. А это, в свою очередь, является грубейшим нарушением права собственности».
Закон оставляет возможность оспорить решение суда о специальной конфискации. Однако весь процесс обжалования от местного до высшего специализированного суда по гражданским делам будет занимать в среднем около года. Поэтому правозащитники ожидают значительный рост обращений пострадавших в Европейский суд по правам человека. «Если национальный законодатель не предусмотрит никаких гарантий противодействия подобным злоупотреблениям, наши граждане начнут обращаться в международные инстанции. К сожалению, это смогут сделать как несправедливо лишенные имущества украинцы, так и родственники взяточников и коррупционеров», — резюмирует Кривошия.

По материалам: izvestia.com.ua