«Зрада» vs «Перемога»

917

12 Достаточно комичным выглядит заявление, в котором министр Климкин «печется» о гражданах Украины за границей и решает их из одной страны (где мигрантам в принципе комфортно, раз их там так много), перекинуть в другую (потому что, правительству так захотелось). В чем тут комедия? Украинские мигранты – это люди, спасающиеся от «хотелок» нашего правительства, а оно их не отпускает даже за границей. В финале получается какой-то «Бэнни-хилл» с известной всем сценой погони.
Но тут речь пойдет не об этом, а скорее о том, как можно классифицировать мигрантов, живущих в РФ? Часть более радикальных граждан скажут, что украинские мигранты в России – это «зрадники», поскольку идет война, а они работают в пользу противника и т.п. Ранее такими категориями рассуждало даже наше правительство. Вспомнить хотя бы речь Порошенко, который негодовал из-за «зрадофілів», но уже внутри страны, мешающих ему лично «разрезать» ленточки и открывать инклюзивные школы. Данную фразу президент сказал 10 октября, а из головы она не выходит по сей день.

И своими словами президент создал абсолютно новое значения слова «зрада». Он заявил, что есть люди, которым «и то не так, и это не то». Которым «Тризуб над Кремлем поставь, они скажут, что криво стоит». Что же это значит?

«Зрада» в русском языке есть «предательство», синонимом может быть «измена». Предательство одних идей в пользу других, измена (предательство) одной группы в пользу другой. Но, что мы имеем в данном случае? Придаем ли мы кого-то, если заявляем, что «Тризуб над Кремлем действительно стоит криво»? Нет. А что же с нами тогда происходит? Возможно, мы подавлены? Или недовольны правительством? Возможно требуем справедливости и потому любой «тризуб» повешенный вами для нас кривой по умолчанию? Такого рода вопросы можно задавать бесконечно.

Достаточно часто разнообразные СМИ подают нам новости, а в описании к тексту предлагают оценить событие в комментариях, как «зраду» или «перемогу». Подразумевается ли в этот момент контекст «предательства»? Нет.
«Зрада» благодаря украинскому политическому дискурсу приобрела два значения: классическое и постреволюционное.

Классическое, как реальную «зраду» одних в пользу других и позитивное.

«Зрада» в постреволюционном значении — это часть политической культуры украинцев, которая появилась лишь совсем недавно, продолжает развиваться и означает она критический подход к получаемой информации, к действиям правительства и политиков, к словам политических и общественных экспертов. Постреволюционная «зрада» — это еще одна призма посредством которой наши граждане оценивают политические события в Украине.

Почему «зрада» является именно политической? Потому что, «зрада» в состоянии объединять вокруг себе большие группы людей (зрадофилов и зрадофобов). Мобилизовать их к действию, поскольку протесты достаточно часто организовываются на почве «зрадницьких» деяний правительства. «Зрада» также может быть инструментом в руках политиков. Например, Порошенко попробовал использовать в своей речи «зрадофилию», но можно ли назвать это успешным решением вопрос спорный, поскольку достаточно просто обернуть слова президента против него же. Благодаря «зраде» многие из нас посредственно или непосредственно конкретизируют (наполняют обобщенное, детализируют) свободу в публичном пространстве. Иногда в шуточной форме, но юмор неотъемлемая часть политической жизни.

Самое интересное, что в классическом смысле слова «Зрада» (т.е. предательски) поступить может только и исключительно правительство в отношении своих граждан. Граждане совершают негативные действия в отношении власти только после того, как правительство перестает ответственно подходить к своим обязанностям. Это связано с тем, что граждане не имеют ни ресурсов, ни организации и самое главное не имеют мотивации для снятия власти, если их устраивает актуально существующий порядок.

В свою очередь, власть в результате доступа ко многим ресурсам, инструментам влияния, принуждения и т.д. имеет мотивацию для предательства в отношении граждан. Мотивация может быть самой разнообразной и на примере украинских политиков можно изучить все эти «раздражители», подталкивающие к предательству.

Это не значит, что окажись на их место кто-либо из простых граждан, он не начнет поступать похожим образом. Это не имеет значения, поскольку такого рода действия все равно будут нести предательский характер.

О чем же тогда говорил Порошенко? Он призывал обращать больше внимания на «победы» и «не гнать волну». Все это происходит в крайне завуалированной форме, но «зрада» — это наше идентичное требование справедливости. В таком случае, если мы откажемся от этого «шестого» чувства, «пятого» элемента (очень смешно в тексте про Порошенко упоминать «пятый элемент») нашего культурного кода, то рискуем потерять и чувство справедливости. Оно несет экзистенциональный характер для выживания нашего общества и, если мы хотим его сохранить, то нам необходимо развивать в себе те качества, что позволяют нам объединяться против наших противников. «Зрада» позволяет нам успешно идентифицировать противника, что в свою очередь является фундаментальным шагом для выживания.

Франц Боас утверждал, что каждое общество развивается по собственному пути, проходя специфические только для нее стадии развития, а даже, если они похожи на другие, то все равно никогда не идентичны. В данном случае, «зрада» — это результат культурного усилия украинцев. Без доли иронии, это выработанная опытным путем, идея. Даже, если «зрада» в более мирное, стабильное время уже и не понадобится украинцам, то в данный момент отказ от этой идеи кажется мне крайне небезопасным решением.

По материалам: hvylya.net