Земельная реформа: продолжение

230

Рынок земли в Украине на протяжении большей части своего существования функционировал в условиях военного конфликта. Однако это не помешало проведению реформы, и с начала января 2024 года был запущен ее второй этап. Теперь землю имеют право покупать не только физические лица, но и компании, а лимит земли, которую можно концентрировать «в одни руки», увеличился с 100 гектаров в сто раз – до 10 тысяч гектаров. Вступление иностранцев на этот рынок будет возможным лишь после проведения всеукраинского референдума. Продажа государственной земли до сих пор находится под мораторием.

Хотя уже в 2020 году было известно о том, что бизнес получит право на покупку земли с 2024 года, запуск второго этапа реформы вызвал недовольство среди некоторых депутатов и фермеров. На днях народным депутатом Дмитрием Разумковым был представлен законопроект, который призван отложить запуск второго этапа реформы на год, и одна из крупных аграрных ассоциаций подала петицию президенту с просьбой отложить либерализацию. Данные дебаты, как обычно, сопровождались негативными прогнозами от Юлии Тимошенко. Все противники реформы руководствуются одним и тем же аргументом: во время войны фермеры не имеют доступа к внешнему финансированию, часто терпят убытки и не могут позволить себе приобретение земли. Таким образом, считается, что это приведет к концентрации земель в руках больших бизнес-структур. С другой стороны, остальная часть рынка уверена, что именно благодаря продолжению реформы появятся дополнительные средства, а опасения относительно концентрации земель в руках крупных игроков не обоснованы, по крайней мере, на ближайшие десять лет.

С 1 июля 2021 года более 20 миллионов гектаров сельхозземли были выведены из-под моратория на продажу. До 1 января 2024 года покупателями могли быть только физические лица, их приобретение ограничивалось лимитом в 100 гектаров «в одни руки». Хотя и эта запретная мера не помешала некоторым предприятиям и агрохолдингам консолидировать землю.

За это время около 540 тысяч гектаров земли сменили владельцев, как свидетельствуют данные Госгеокадастра. Продажа приходилась лишь на треть этой земли, причем остальные площади передавались другими способами, такими как дарение или наследование. Обычно продавались небольшие участки до 5 гектаров. После начала Великой войны рынок земли на некоторое время замедлился, но уже в мае 2022 года активность вернулась, но восстановление сектора еще очень далеко. К концу 2023 года объем продаж составил лишь треть от уровня 2021 года. В результате сейчас на рынке участвует всего около 1% от общего объема сельскохозяйственных земель, отмечают в Министерстве аграрной политики и продовольствия. Это достаточно неплохой результат, учитывая все трудности. В мирное время примерно такой же объем земли находится в обращении на других устойчивых рынках.

Анализируя ситуацию, можно отметить, что пока точное количество земли, перешедшей во владение бизнеса через связанных с ним физических лиц, остается неизвестным. Эксперты считают, что более 70% проданных участков могут принадлежать юридическим лицам, в то время как остальные обрабатываются сами покупатели. Из этой категории 70% некоторая часть могла быть приобретена компаниями через аффилированные лица.

Впрочем, эксперты не считают, что крупные компании сразу скупят всю землю при снятии моратория. Скорее всего, ни один агрохолдинг не сможет выкупить всю землю, которую он обрабатывает. Даже если владелец агрохолдинга и их семьи приобретут по 10 тысяч гектаров каждый, это будет значительный земельный банк, однако такая перспектива далека. Кроме того, не все агрохолдинги смогут юридически приобрести землю, так как Земельный кодекс запрещает компаниям стать владельцами земли, если среди бенефициаров есть иностранцы. Это ограничение выталкивает из игры некоторых крупных участников аграрного рынка, у которых есть иностранные инвесторы. Иностранные компании, такие как «Агропросперис» (США) или «Континентал фармз групп» (Саудовская Аравия), которые обладают большими земельными банками в Украине, не смогут покупать землю. Также на рынке, вероятно, не будет видно публичных украинских компаний, в акционерном капитале которых есть иностранные инвесторы, таких как «Мироновский хлебопродукт» Юрия Косюка или «Кернел» Андрея Веревского.

Современная политическая ситуация в Украине непосредственно отражается на аграрном секторе экономики. Официальная статистика продажи земли, которую учитывает государство, не отражает реального положения дел. Цены, указанные в этих данных, значительно ниже фактической стоимости земли. Эта проблема особенно затрагивает малых фермеров, в то время как более крупные аграрии стремятся зафиксировать более высокие цены в официальных данных.

Стоит отметить, что не все поддерживают запуск второго этапа земельной реформы. Всеукраинский аграрный совет направил петицию к президенту, в которой просит отложить увеличение лимитов до окончания военного конфликта и в течение двух лет после него. В петиции отмечается, что такие изменения в законодательстве являются нецелесообразными в условиях войны и приведут к уничтожению малого и среднего агробизнеса. Эти категории аграриев не имеют средств для покупки земли и не могут привлечь кредиты для этой цели, что означает, что им будет недоступно приобретение земельных участков. Более 70% опрошенных аграриев, объединенных в ассоциации, также выступают против увеличения лимитов и выражают опасения о риске концентрации земли в руках недобросовестных игроков.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org