Зелёный курс на европейские инновации

821

Зеленая реформа энергетики реализуется в Украине более охотно, чем другие продвигаемые Западом реформы. Судя по всему, в рамках зеленого курса Green Deal уже запланирован отказ от добычи угля с последующим закрытием шахт. В Кабмине уже одобрили первый проект по угольной трансформации региона, и судя по всему реализоваться он будет достаточно быстро. Тем более что зеленый курс стал отдельным пунктом соглашения Байдена по «Северному потоку-2». В этом соглашении Украине пообещали около 1 миллиарда долларов инвестиций. И хотя самим соглашением все недовольны, но деньги есть деньги, и уже строятся планы по их освоению.

Проект угольной трансформации поддерживает в первую очередь Германия, которая собирается выделить 35 миллионов евро. На первых порах дело коснется лишь двух регионов угольной добычи – Черноград Львовской области и Мирноград Донецкой области. В результате этого проекта в городах должны реализовать некие новые возможности, а шахты закрыть. в кабмине уже утверждена концепция после яркой презентации, посвящённой трансформации этих городков, которым обещают поддержку малого бизнеса, развитие экономики и новых видов производств, которые позволят создавать рабочие места. Однако это лишь первый этап. В общем сложности трансформация затронет 60 населенных пунктов, и в 2030 году Украина закроет практически все угольные шахты. В профсоюзе горняков уже отмечают, что все это больше напоминает уничтожение угольной отрасли с совершенно невнятными планами в отношении работников. Тем более что не все шахтеры готовы превратиться в рыночных предпринимателей. Не менее важным вопросом является ситуация с ТЭС, которые работают на угле. Отказ от них пока в принципе невозможен. Тем более с развитием зеленой энергетики придется маневрировать мощностями при помощи ТЭС. Для этих процессов АЭС не подходят. Это означает, что развивая зеленую энергетику и закрывая шахты, Украина будет вынуждена закупать импортный уголь или активнее использовать газ. Но оба вида топлива постоянно дорожают. Так уголь обходится более 130 долларов за тонну, а газ – 450 долларов за 1000 кубов. При переводе ТЭС на экспортные ресурсы все тарифы вырастут во много раз. Эксперты отмечают что украинские шахты способны разрабатывать уголь по себестоимости всего 50 долларов за тонну, даже не используя дотации. Для этого потребуется отобрать наиболее перспективные шахты и усовершенствовать их хотя бы на полмиллиарда долларов. Такие проекты в Украине существовали, но вместо них решили просто уничтожить отрасль.

Чем же займутся в городах, где шахты являются градообразующими предприятиями? Судя по планам Кабмина, жителям предложат новые виды деятельности. В общей сложности в программе участвует 5 регионов и более 60 населенных пунктов. Для реализации программы установлен срок в 5 лет. Уже в следующем году откроется мультидонорский фонд и целевая программа от государства, благодаря чему к Червонограду и Мирнограду добавятся другие населенные пункты. В первую очередь это Николаев Лисичанск, Горск, Нововолынск, Торец и Доброполье. Например, в Червонограде предполагают развивать туризм, где население должно активно начать работать. В качестве туристического центра собираются использовать одну из шахт, где и разместят все объекты. Например, это может быть экстрим-отель, где шахтеры станут экскурсоводами. На эти цели государство собирается добавить еще 6 миллионов гривен к немецким инвестициям. Подобные проекты планируют и в Мирнограде. Там запланирован некий индустриальный парк, а предпринимателям будут даваться налоговые льготы. Например, в Покровске Донецкой области предлагают использовать еще более экзотические варианты, например, выращивать в шахтах грибы. Естественно для бизнес-групп самым главным вопросом тут является последующий передел региона, а именно земля, добавки и льготы. у них уже есть свои интересы. Так например в Мирнограде собираются заполучить средства для создания технопарка.

Очевидно, что создать в маленьком городке десяток тысяч рабочих мест для шахтеров да еще и в туристической сфере правктически невозможно. Но в Кабмине об этом не слишком забоятся. К тому же доля угля в украинской энергетике и без того постоянно уменьшается. Если в 1996 году в сфере работало почти 700 тыс шахтёров, то к прошлому году осталось лишь 35 тыс. К тому же Украина присоединилась к Парижской конвенции и взяла на себя обязательство реализовать зеленый курс Европы. Что остается делать шахтерам – так это искать себе работу. Отсюда, как отмечают эксперты, растет трудовая миграция. так например в Польше тоже объявили о закрытии шахт, но лишь на словах и потому охотно принимают шахтеров из Украины на работу с зарплатой до 2 тыс евро в месяц.

Но самой главной опасностью тут являются проблемы для ТЭС. использование импортных ресурсов приходится Украине не по кармане. Электростанциям будет выгодно вообще остнавливать работу, что происходит уже сейчас. С сокращением числа работающих шахт угольный кризис будет лишь нарастать. А для перевода на газ только Ахметовским электростанциям потребуется около 4 миллиарда евро. К тому же голубое топливо не менее дорогое чем уголь. Уже сейчас понятно, что весь это зеленый курс в Украине Европа оплачивать не будет .