Зеленский не боится конфликта с Коломойским из-за обыска на 1+1

954

Президент Украины Владимир Зеленский допускает обострение конфликта с собственником телеканала «1+1» бизнесменом Игорем Коломойским после обысков, проведенных сотрудниками Службы безопасности Украины (СБУ) у журналистов проекта «Деньги» по делу о прослушивании премьер-министра Алексея Гончарука.

«У меня столько конфликтов со всеми, что, знаете, – плюс один, один плюс один», — сказал Зеленский с улыбкой в эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина».

«Я люблю, кстати, этот канал, потому что там наш продукт, потому что долгие отношения. Это не касается ситуации, которая есть у СБУ с работниками Саши Дубинского. Я считаю, что надо разделять. Ну, будет конфликт, что я могу сделать», — сказал он.

Говоря о расследовании дела о прослушивании главы правительства, Зеленский отметил, что «главный вопрос – кто заказал, второй – кто это сделал, третий – кто выкладывал эту информацию. Надо развязать этот узел».

С чего все началось?

Скандал возник в середине января. В Сеть выложили аудио совещания у Гончарука, где он называет себя «профаном в экономике» и обсуждает, как лучше преподнести президенту преимущества завышенного курса гривны, убедив его, что это не спекуляции.

Тему оперативно подхватили медиа и нардепы, связанные с Игорем Коломойским. Что в итоге дало повод говорить о причастности олигарха к этой утечке.

В итоге премьер написал заявление об отставке, которую, впрочем, никто так и не принял.

Указание разобраться, кто ведет прослушку первых лиц государства, дал Владимир Зеленский еще 17 января. На исполнение приказа он отвел две недели. Однако, как видим, срок этот вышел, а следстве еще идет.

Причем движется оно, по всей видимости, в направлении структур Игоря Коломойского и близких к нему депутатов.

Это тем более интересно в силу того, что на Банковой собираются уже в ближайшее время окончательно лишить олигарха перспектив вернуть «Приватбанк». И об этом уже открыто заявил президент.

Обыски на «плюсах»

Ближе к концу дня 5 февраля СБУ пришла с обыском на телеканал 1+1. Достматривалось помещение программы «Секретные материалы», продюсером которой был нардеп Александр Дубинский.

Длился обыск порядка трех часов. Правоохранители изъяли в студии компьютеры и другую технику. Происходящее в прямом эфире показывал журналист «Секретных материалов» Владимир Тимофейчук.

Позже СБУ объяснила визит на канал.

«Обыски, которые проводятся по улице Куреневской, 18 не связаны с деятельностью телеканала 1 + 1, а осуществляются в отношении конкретных лиц, по местам возможного создания и хранения ими аудио файлов, полученных незаконным способом.

Следственные действия также проводятся и в отношении других лиц, которые проверяются на причастность к незаконному использованию специальных технических средств.

Никакого вмешательства в работу ТВ канала 1+1 не производится», — заявила пресс-служба ведомства.

У себя в телеграм-канале экс-нардеп Сергей Лещенко заявил, что записи Гончарука могли искать на компьютере сотрудника программы Евгения Куксина. Ранее об этом сообщали СМИ. По их данным, файлы прослушки якобы монтировались на компьютере программы расследований на одном из крупных телеканалов. В «телеканале» тут же, после появления этой информации, опознали 1+1. А в «программе расследований» — программу Гроши, в которой работал до избрания в Раду нынешний нардеп от «Слуги народа» Александр Дубинский и где сейчас работает Евгений Куксин (при этом остается открытым вопрос, кто непосредственно записывал Гончарука — на этот счет есть разные версии, которые «Страна» уже публиковала).

Сам Куксин обыски пока не комментирует. Но запостил у себя в соцсети фото с обыска:

На телеканале прокомментировали обыски и назвали их давлением на независимые СМИ:

«Причины происходящего нам неизвестны. Примечательно, что за все время существования независимой Украины это первый обыск, который проводится в 1+1 медиа. Мы можем только предположить, что он связан с обличительной деятельностью программы. Обычно программа «Секретные материалы» является источником важной информации. Мы возмущены и обеспокоены тем, что на нарушения, которые обличает редакция, реакции в большинстве случаев нет, зато журналисты сами стали заложниками своей разоблачительной деятельности.

Чтобы не дать возможности политическим силам использовать их ресурс для давления на свободу медиа, мы обращаемся к журналистскому сообществу с просьбой не оставить эту ситуацию без внимания и придать ей максимальную огласку, не допустить посягательства на свободу слова в Украине, что напрямую связано с национальной безопасностью. Такие «визиты» в редакцию программы «Секретные материалы» является полным нарушением журналистской неприкосновенности и давлением на независимые СМИ», — говорится в заявлении «плюсов».

Ситуацию также отслеживает глава Комитета Рады по свободе слова Нестор Шуфрич, который инициировал заседание комитета Рады по свободе слова на завтра, в 14:30.

«СБУ проводит следственные действия на основании решения суда, которое уполномочено их это делать. Буквально пару минут назад, на моих глазах, был отсоединен блок компьютера. Сейчас готовится его изъятие в присутствии понятых и юристов», — сказал Шуфрич, который выехал на телеканал.

Что будет дальше?

Ведь, во-первых, даже с формальной точки зрения, прослушивание премьер-министра — это посягательство на интересы национальной безопасности. Там могли быть и факты государственной тайны, и все что угодно — так реагировать надо.

Второй важный момент — крайне грубое нарушение правил взаимоотношений между партнерами. Да, партнеры уже скорее условные, но тем не менее между Зеленским, его командой и Коломойским сохранялись партнерские отношения: Дубинский даже член пропрезидентской фракции. И поэтому прослушивание премьер-министра у Зеленского оценили как крайне грубое нарушение правил — вторжение на чужую территорию, что неприемлемо как с моральной, так и политической точки зрения. Поэтому надо было пойти на ответный удар. Наказать — на этот раз Дубинского, который этим всем занимался. Просто зафиксировать: так действовать нельзя, и каждый — даже член команды — за нарушение правил понесет наказание. И это, на мой взгляд, не только правовой, административный, но и символичный и политический шаг: демонстрация того, что президент не станет мириться с такими действиями и будет жестко отвечать на любую попытку подслушивать если не его, то его близкое окружение, в частности премьер-министра.

Как будет реагировать Коломойский? Возможны различные сценарии. К рациональному он прибегал часто: как только для него возникали серьезные угрозы и риски — шел на мировую. Неважно, было это в Лондонском суде с Пинчуком, во времена Януковича, с ПриватБанком и Порошенко. Коломойский не то что бы пугается: просто можно идти на конфликт, но надо уметь и действовать рационально, договариваясь.