Запад как сторона конфликта

239

Украинский конфликт спустя почти год не только не стихает, но и набирает обороты, затрагивая уже далеко не только Россию и Украину и кажется постепенно обретая статус общемирового. И нет никаких признаков и намеков на то, что этот конфликт в ближайшем обозримом будущем можно разрешить военным или политическим путем. Когда ни одна из сторон не готова уступать – единственным возможным сценарием для всех участников является эскалация, даже несмотря на высокую цену такого решения для всего мира.

Прошедший в Киеве европейский саммит ожидаемо показал, что Запад готов по-прежнему поддерживать украинскую сторону. позицию Евросоюза можно озвучить как желание идти до победного конца, чтобы эта победа не досталась России. Однако и противник настроен не менее решительно, ссылаясь на желание защищать свое государство и нежелание прекращать боевые действия до тех пор, пока не будут достигнуты все поставленные цели. Обмен этими посланиями красноречиво показывает, что речь идёт о дальнейшей военной эскалации без всяких перспектив решить вопрос в рамках политического урегулирования за столом переговоров.

Военное участие НАТО в конфликте уже тоже нельзя отрицать. Более правильно было бы называть его не российско-украинским, а российско-западным. Так сразу два государства – Швейцария и Германия – отказались держать военный нейтралитет. После долгого сопротивления со стороны Европы в Германии дали согласие на поставки танков Leopard 2. В целом на этой почве будущее Евросоюза видится туманным и вызывает немало вопросов. Ведь судя по характеру немецкого участия в управлении Альянсом, он может фундаментально измениться. Сам Берлин при этом не стольу получит выгоду, сколько понесет потери.

Запад с одной стороны не желает явно вступать в конфронтацию с Россией, однако ситуация на Украине может вылиться в военный конфликт уже между Москвой и странами НАТО. На это указывает довольно активное косвенное участие стран блока в противостоянии. Ведь именно оттуда Украина получает такое необходимое ей оружие, чтобы противостоять агрессору. И экономическое давление на Москву оказывается также с целью наказать и ослабить украинсого врага. Но если боевые действия в итоге распространятся на территорию соседних с Украиной государств, которые являются членами НАТО, то косвенным участием конечно же все не ограничится. Альянс должен будет дать соответствующую ответную реакцию.

Ещё в начале конфликта между Москвой и Вашингтоном существовала договоренность о правилах ведения боевых действий. В соответствии с ними НАТО имело право максимум оказывать поддержку Украине. Но теперь перспективы США стать активным участником прямого вооруженного противостояния с Москвой исключать нельзя. До сих пор там неохотно снабжали украинскую армию истребителями из опасений, что они используются для атак на территории России. В таком случае сохранят официальный нейтралитет было бы куда сложнее.

Впрочем, западная помощь, на которую так рассчитывают в Украине, не может быть неиссякаемой. Уже на данный момент некоторые запасы вооружения начинают истощаться, а значит помощь может стать менее устойчивой.
Аналитики американской RAND Corporation проанализировали главные требования сторон-участников конфликта. Так Москва все еще не желает вступления Украины в НАТО, а Киеву необходимо получение гарантий безопасности со стороны Запада из-за полного недоверия России. Проведение переговоров маловероятно, потому что и Россия, и сама Украина делают ставку на войну и каждая сторона уверена в том, что победа будет за ней. И даже в случае, если бы стороны решились на переговоры, нельзя быть уверенным в том, что мир установился бы на долгое время. Слишком высок уровень недоверия двух государств друг другу. Хотя для Европы было бы выгодно заключение долгосрочного мирного соглашения. Возможно стоило бы прояснить, в какой форме они бы поддерживали Украину в будущем и указать, каким способом гарантировали бы выполнения обязательств по обеспечению безопасности страны.
Пока же Украина остаётся ареной противостояния, на кону стоит будущее ведущих стран мира. И простое политическое решение – вариант нереалистичный, потому что ни одну из сторон конфликта стратегическое поражение не устроит.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org