«Юждорстрой» и «Крымавтодор». Как правильно воровать деньги на ремонте дорог

906

ОАО «Юждорстрой» и родственные ему по составу учредителей фирмы входят в число фаворитов, получающих крупнейшие подряды на ремонт дорог в Крыму: только за этот год они уже получили около 200 миллионов гривен. И это – только в Службе автомобильных дорог в АРК, не считая других заказчиков. Исследуя историю тендеров, в которых побеждают эти фирмы, мы выявили ряд замечательных закономерностей, как оказалось, совместной жизни частного и государственного предприятий.

В авоське бюджетных подрядов «Юждорстроя» в текущем году – эксплуатационное содержание и обустройство крымских дорог на 53 миллиона гривен, дополнительные работы по реконструкции автодороги Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта – на более чем 20 миллионов гривен, третья очередь реконструкции проспекта Победы – тоже более 20 миллионов гривен, и другие. Самым крупным подрядом стало строительство трех километров объездной дороги вокруг Симферополя – части грандиозного проекта, который должен уменьшить нагрузку на дороги крымской столицы. Три километра дороги от «Юждорстроя» обойдутся госбюджету более чем в сто миллионов гривен. Детально на особенностях проведения этого и других тендеров мы остановимся позже, а пока вспомним, откуда появилось предприятие, способное переварить такие суммы и выполнить столь внушительные объемы работ.

«Юждорстрой» – одно из старейших крымских строительных предприятий. Около 50 лет назад был создан трест, получивший орден Трудового красного знамени и оставивший после себя такие известные каждому крымчанину и, наверное, гостю нашего полуострова объекты, как самая длинная горная дорога с троллейбусным сообщением, дорога Севастополь-Ялта, и другие. Значительная часть дорог Крымского полуострова была построена именно этим трестом. Дикий капитализм превратил мощную организацию в стремительно разоряющееся предприятие, которое не менее стремительно перешло в частную собственность. Если еще в 1997 году единственным акционером уже ОАО «Юждорстрой» значился фонд имущества Крыма, то в 2000 году акциями владели дочерние предприятия «Юждорстроя». К 2009 году их акции были выкуплены, и сейчас «Юждорстроем» владеют 566 юридических и физических лиц.

По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, обладателем самого крупного пакета акций является ООО «Союз КДС» (владеет почти 37% акций), также крупными пакетами владеют ООО «Карьер Оползневое» и некое физическое лицо, у каждого из них пакеты акций немногим более 15%. Остальные 563 акционера владеют оставшимися 33 процентами. Но чтобы знать, кто сегодня получает основную долю прибыли от более чем успешной деятельности «Юждорстроя», надо знать конечных получателей.

Председатель правления акционерного общества, депутат ВР АРК от Партии регионов Игорь Аржанцев отказывается называть физлицо, в руках которого сосредоточен пакет в 15% акций и уверяет, что у него самого десяти процентов не наберется.
Если имя единственного физлица, владеющего крупным пакетом акций, Госкомиссия по ценным бумагам не раскрывает, об учредителях юридических лиц, владеющих вкупе контрольным пакетом акций, мы можем узнать из Единого реестра предприятий и организаций Украины.

Игорь Аржанцев входит в состав учредителей обоих юридических лиц. В его собственности находятся более чем треть уставного фонда «Карьера Оползневое» и доля поменьше в уставном фонде ООО «Союз КДС». 80% уставного фонда держателя самого крупного пакета акций «Юждорстроя» принадлежит Сергею Кирюшко, а значит он опосредованно и является владельцем крупнейшего пакета акций крупнейшего крымского предприятия, занимающегося строительством дорог. А в строительство, ремонт и реконструкцию дорог, как известно, государство «закатывает» такие суммы, которые большинству отраслей и не снились.

Наше внимание деятельность «Юждорстроя» привлекла своеобразной тактикой выигрыша государственных подрядов. Постоянные наши читатели и зрители программы «Вопрос национальной безопасности» помнят, как разыгрывали между собой заказы фигуранты наших прежних расследований – фирмы-матрешки «Консоли», и частное предприятие «Строй-центр 2» со своими постоянными «спарринг-партнерами».

Схема простая. Формально тендер проходит по закону, в торгах принимают участие два потенциальных подрядчика. Только выясняется, что так называемые конкуренты «Консоли» не только называются похоже и имеют схожие адреса, но и связаны родословной с семьей крымского спикера. А тендерные соперники «Строй-центра 2» не меняются вот уже десятые торги, проигрывая из-за совсем незначительной разницы в предложенных ценах.

Похожий случай и с тендерами при участии «Юждорстроя» и его дочерних предприятий. Но есть в обыденном сценарии побед одно отличие от схем, описанных нами раньше. В постоянные спарринг-партнеры к этой фирме записались два юридических лица. Одно – частное предприятие «Дорстройсервис-Крым», которое очень часто проигрывает «Юждорстрою». (Надо сказать, и выиграть торги, кроме как в спарринг-партнерстве с «Юждорстроем», эта фирма не может). Такая вот игра в поддавки. Но замечателен другой штатный конкурент «Юждорстроя» – Крымавтодор, дочернее предприятие Государственной акционерной компании «Автомобильные дороги Украины». Из множества отслеженных нами конкурсных торгов, в которых «Юждорстрой» конкурировал с «Крымавтодором», стало понятно – частный и государственный бизнес на торгах работают весьма слажено, раскладывая заказы в свои корзины таким образом, что легко можно проследить закономерность – в то время, как «Юждорстрою» достается и строительство дорог, и обустройство, и ремонт, Крымавтодору – только обслуживание и текущий ремонт. При этом разница цен, предложенных предприятиями, редко превышает 1%, что также может свидетельствовать об отличной коммуникации руководства предприятий.

Похоже, что многое объясняется одним замечательным фактом – офис «Юждорстроя» находится в том же здании, что и Крымавтодор, и Крымская служба автомобильных дорог. По состоянию на 2010 год общая площадь арендуемых «Юждорстроем» помещений составила более 200 квадратных метров. Кабинеты руководства Юждорстроя и Крымавтодора и вовсе – расположены на одном, четвертом этаже здания друг напротив друга. Тендерный комитет крымской службы автомобильных дорог находится двумя этажами ниже. Удобно, что тут и говорить. Игорь Аржанцев тоже говорит, что удобно, но утверждает, что такое сожительство – это не паразитизм, а симбиоз. И на результаты конкурсных торгов он не влияет. Просто так легче «решать вопросы».
«У нас же было свое здание, мы сюда переселились специально, – поясняет Аржанцев. – Просто вопросы решать… отрабатывать… быстрее. Это дает определенный эффект <…> Человек должен 10 раз ездить туда-сюда, чтобы привезти бумажку. Если я взял ее отсюда и перенес туда – что же в этом плохого?».

Теперь обратим внимание на особенности конкуренции «Крымавтодора» и «Юждорстроя». С начала 2012 года «Крымавтодор» победил в четырех конкурсных торгах. Все заказы получены в Крымской службе автомобильных дорог на текущий ремонт и эксплуатационное содержание дорог местного и государственного значения на общую сумму около 250 миллионов гривен. Капитального ремонта, реконструкции, а тем более строительства в подрядах Крымавтодора нет. Начиная с 2009 года мы смогли отыскать только один заказ на завершение капитального ремонта дороги Тутово-Лобаново в 2010 году, начатого еще в 2008. Да и то – на сравнительно незначительную для этой отрасли сумму – около пяти миллионов гривен.

«Юждорстрой» получил у этого же заказчика подряды на меньшую сумму – более 180 миллионов гривен. Но если добавить к этой цифре стоимость подрядов, полученных дочерними предпритиями и фирмами, связанными с учредителями Юждорстроя, то мы приблизимся к отметке в 200 миллионов. Казалось бы, госпредприятие получает подрядов на сумму, большую, чем коммерческое. Но здесь надо принимать во внимание, что Крымская служба автодорог – не единственный заказчик работ Юждорстроя, и если к этому прибавить, например, суммы тендеров, выигранных в Главном управлении капитального строительства при Совете министров Крыма, превосходство частного бизнеса над государственным становится очевидным – «Крымавтодор» за стенами собственного здания в тендерах не побеждает вообще.

Такое разделение труда Игорь Аржанцев объясняет путано – сначала говорит, что Крымавтодор строить и капитально ремонтировать просто не может, потом резко меняет точку зрения. «А он и не может вообще работать, понимаете? У него специфика работы другая. Я, допустим, в его области тоже не работаю. Они занимаются эксплуатацией дорог. Кто мусор будет убирать? У меня нет ни техники, ни специалистов на текущее обслуживание дорог», – говорит Аржанцев, видимо, забыв, что «Юждорстрой» тоже выигрывает тендеры на содержание улиц. После возражения корреспондента, что «Крымавтодор» без соответствующих мощностей просто не имеет права принимать участие в торгах, Игорь Аржанцев меняет свою оценку ресурсов «Крымавтодора»: «Нет, почему. Он имеет право, есть у него какие-то механизмы. Что значит, не может? Он может».

Стоит отметить, что самый крупный в этом году тендер, проводимой крымской службой автомобильных дорог при участии «Юждорстроя», прошел и вовсе без «Крымавтодора». Но от этого он не является менее интересным, чем другие.

Итак, в сентябре 2009 года был объявлен тендер на строительство трех километров объездной дороги вокруг Симферополя – с 11 по14 километрнаправления Дубки-Левадки. В тендере приняли участие «Юждорстрой» и уже известное нам ЧП «Дорстройсервис Крым». Естественно, было акцептировано предложение «Юждорстроя», которое составило 144 миллиона гривен. Тендерный комитет даже разослал участникам уведомление о результатах торгов, но договор не был подписан. Как указано в сообщении об отмене торгов, тендер не состоялся вследствие «действия непреодолимой силы». Уже в 2012 году тендер был объявлен снова, но на этот раз уже по двум лотам и с иным составом участников – в отдельную позицию торгов вынесли транспортный переход, то есть, автомобильный мост. Конкуренцию же «Юждорстрою» по обеим позициям составил Мостостроительный отряд №122. Все снова вышло в лучших традициях. Первый лот – собственно, строительство дороги на 101 миллион гривен, получил Юждорстрой, второй получил Мостостроительный отряд – на 24 миллиона гривен. Если сложить эти суммы, получим нетипичный для нашего времени результат – меньше чем за год весь объект подешевел почти на 20 миллионов.

Начальник крымской службы автодорог Валентин Завойчинский в интервью телеканалу АТР сообщил, что в итоге стоимость была снижена из-за того, что вдруг подешевел битум.

«К сожалению, цены на битум, а это одна из основных составляющих, тогда были выше, чем на сегодняшний день. Сейчас они стали дешевле. Поэтому если материал стоит дороже, то и цена дороже. Если дешевле, то и цена дешевле», – объяснил Завойчинский. Игорь Аржанцев говорит, что дешевизна – только видимая. И попытался убедить нас, что объект подорожал. «Там выделили эти 144 миллиона с мостом. Сейчас мост – отдельно. И специализированные предприятия определялись, кто будет строить мост, путепровод. Путепровод выделили в отдельную строчку, и осталось сто. Вот и вся разница», – говорит Аржанцев. Третью версию озвучили в тендерно-договорном отделе Крымской службы автодорог.

«Договор не был заключен, потому что к дате заключения договора в законодательство были внесены изменения относительно оплаты труда, в части заработной платы. И поэтому стороны не пришли к согласию при подписании договора. Поэтому торги были отменены по объективным причинам, – говорит ведущий инженер Светлана Зенкина

Но это – не единственный большой куш, который сорвался в последнее время «на объездной». В июне этого года были отменены еще одни торги, по которым было акцептировано предложение «Юждорстроя» на 380 миллионов гривен – на строительство еще двух километров объездной дороги и путепровода. Отмена также связана с «действием непреодолимой силы». Какой именно? Очередным удешевлением строительных материалов, или пересмотром зарплаты персоналу? Будем надеяться, что работы в следующий раз будут стоить намного меньше.

От редакции investigator.org.ua: Практика показывает, что успешность многих предпринимателей и структур не всегда связана с причастностью бизнеса к большим людям напрямую или опосредовано. Можно просто оказать им приятную услугу. Например, продать задешево, то есть – почти подарить что-нибудь красивое. Например, базу отдыха «Мыс Айя» под Севастополем, которая почему-то не вошла в уставной фонд «Юждорстроя» при приватизации и была продана в 2007 году по смешной цене. 7-этажный спальный корпус базы отдыха, здание медпункта и 3,5 гектара парка на берегу моря в урочище Батилиман были проданы Фондом имущества Крыма за 5,3 миллиона гривен. Тогда же прокуратура Крыма обвинила Фонд имущества автономии в незаконной приватизации базы отдыха. По данным надзорного ведомства, чиновники ФИАРК занизили стоимость продаваемого имущества на 6 миллионов гривен. Действия госслужащих были квалифицированы как превышение служебного положения, было возбуждено уголовное дело. Причем, имя покупателя, которому так свезло – за полцены получить бывшую базу отдыха «Юждорстроя» – тогда не разглашалось. Оно стало известно благодаря расследованию журналистки Татьяны Чорновил. Базу купило ООО «Арктур-Крым», от которого через учредителей и адреса ниточки тянутся к тем же структурам и лицам, на которые оформлено и Межигорье, и которые связаны со структурами Александра Януковича. Это и дало основание для версии о том, что мыс Айя был подарен семье нынешнего президента, но в годы его премьерства. К слову, в 2008 –м владения расширились еще на 4 гектара: от них добровольно отказалось госпредприятие «Лечебно-реабилитационный центр для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС им. Гуца». Вот такие прямые пути-дороги бывают у крутого дорожного бизнеса.

По материалам: investigator.org.ua