Взрыв в Шевченковском райсуде Киева. Побратимы Гуменюка не верят в его самоубийство
В среду, пятого июля, в Шевченковском районном суде Киева произошло несколько взрывов. Как стало известно, подозреваемый в провокациях, которые прошли под Верховной Радой в 2015 году, атошник Игорь Гуменюк применил неустановленные взрывные устройства, а потом якобы и сам себя подорвал. По словам министра внутренних дел Игоря Клименко, открыты уголовные производства из-за посягательств на жизнь работников правоохранительного органа и посягательства на побег из-под стражи суда. Сейчас выясняется, как взрывные устройства попали в помещение суда. В самоубийство Гуменюка не верит его адвокат Александр Свиридовский. Да, говорит он, его клиент был в подавленном состоянии, поскольку его удерживали в СИЗО без приговора почти восемь лет, но он не склонен был завершать жизнь самоубийством, несколько раз просился на фронт. Не верят в самоубийство и люди, которые ранее воевали с Гуменюком, они считают, что атошника могли убить при штурме помещений суда. На самом деле, добавляют эксперты, все происходящее – это приговор судебной системе. В течение восьми лет она просто удерживала человека в СИЗО без обвинительного приговора. Поэтому, считают аналитики, она нуждается в реформах.
В среду, пятого июля, в Шевченковском районном суде Киева раздались взрывы. На место происшествия сразу выехали сотрудники правоохранительных органов, спасатели и скорые. Сообщалось о том, что подозреваемый в провокациях под Верховной Радой в 2015 году, атошник Игорь Гуменюк подорвал взрывпакеты и пытался сбежать из-под стражи. Его подозревали в том, что он бросил гранату в сотрудников правоохранительных органов под Верховной Радой, когда народные депутаты после заключенных Петром Порошенко «Минских соглашений» голосовали за «особый статус» для Донбасса. Такие действия, протестующие считали конституционным переворотом. Известно, что тогда на месте событий был задержан Гуменюк. По словам еще тогда министра внутренних дел Арсена Авакова, он имел при себе чеку от гранаты и еще одну — неразорвавшуюся. Против Гуменюка открыли производство по четырем статьям, однако митингующего «взяло под крыло» ВО «Свобода» (активистом которого он и был до указанных событий), объединение обеспечило подозреваемого адвокатами. Известно, что в результате провокации под Верховной Радой погибло четверо сотрудников Национальной гвардии, еще 65 получили ранения.
Как сообщил министр внутренних дел Игорь Клименко, Гуменюка привезли на заседание суда, которое закончилось примерно через два часа. После этого Гуменюк сначала закрылся в туалете, а после этого — открыл дверь и бросил по караулу какое-то пока неустановленное взрывное устройство. Взрывов, говорит министр, предварительно было два. Затем он пытался несанкционированно покинуть зал суда. Клименко рассказал, что работники конвоя заставили Гуменюка остановиться после выстрела в воздух, но обвиняемый забаррикадировался в отдельном помещении. В то же время, служащие КОРД пытались его деблокировать из этого помещения. Правоохранители пытались провести с Гуменюком переговоры, но тот не шел на контакт, утверждает министр. После того, как была деблокирована дверь в это помещение, в работников полиции был брошен еще один взрывоопасный предмет. Их жизнь спасли щиты, которые были перед ними. Двое служащих КОРД получили ранения нижних конечностей. Их госпитализировали, но их жизни ничего не угрожает, рассказал глава МВД. При этом он сообщил, что Гуменюк «предварительно» погиб от взрывного устройства, то есть сам себя подорвал.
Клименко добавил, что в связи с этим открыты уголовные производства из-за посягательств на жизнь работников правоохранительного органа и посягательства на побег из-под стражи суда. Министр отметил, что других погибших нет. По его словам, выясняется, как взрывные устройства попали в помещение суда. Также он добавил, что на данный момент нет понимания, где находились взрывные устройства: или в зале, или в комнате туалета, или в зале там, где Гуменюк забаррикадировался, мог ли он пронести эти взрывные устройства с собой.
К слову, бывший заключенный Владимир Фомичев считает, что причиной инцидента в Шевченковском районном суде могла стать халатность правоохранителей. По его мнению, подозреваемого могли не обыскать должным образом. Он говорит, что в СИЗО могли не проверить передачу для Гуменюка и не обыскать его при доставке в суд, в суде же тоже этого не сделали, понадеявшись на то, что все обыски провели в СИЗО, как результат – взрывы.
О событиях в суде рассказал также и адвокат погибшего Александр Свиридовский. По его словам, заседание пятого июля началось в 15:35. В этот день рассматривали доказательства. Затем было ходатайство о продлении содержания Гуменюка под стражей − еще на два месяца. Когда Свиридовский пошел получать решение суда, то услышал, по его словам, «удар». Их было штук пять с разной периодичностью, потом было три взрыва и автоматная очередь, рассказывает адвокат. Он признает, что Гуменюк чувствовал себя морально сломленным, что неудивительно, ведь провел восемь лет в СИЗО без приговора. Свиридовский говорит, что он неоднократно просился на фронт, но его просьбы остались без внимания. И этом при том, что с начала АТО его клиент полтора года пробыл в горячих точках в составе батальона «СИЧ». В то же время адвокат сомневается в том, что Гуменюк сам себя подорвал. Он не исключает, что его могли застрелить работники КОРДа во время штурма. Здесь важно будет исследовать судебно-медицинскую экспертизу, добавил Свиридовский. При этом он добавил, что если Гуменюк действительно совершил такие действия, то значительная часть вины в этом лежит на прокуроре и суде, который продлевает его содержание под стражей.
Не верит в самоубийство Гуменюка и Руслан Андрийко, который воевал с ним в Песках. По его словам, версии событий в Шевченковском суде «слишком фантастические». Он предполагает, что атошника «казнили тыловые менты».
В свою очередь журналист Татьяна Высоцкая считает, что восемь лет в СИЗО без приговора – это пытка и издевательство. Она не верит, что погибший, находясь в СИЗО, смог как-то раздобыть гранату, чтобы подорвать себя.
При этом военнослужащая Елене Билозерская считает, что держать человека в СИЗО без приговора – это преступление. Она выразила надежду, что этот взрыв станет триггером, который сдвинет систему с места. Следствие в суде по делам, где мера пресечения — содержание под стражей, должно длиться не более года. При других мерах пресечения — не более двух, максимум, трех лет. То есть: не смогли за год доказать вину и принять решение – выпускайте из СИЗО и судите еще год. Снова не смогли доказать – оправдывайте, говорит Билозерская.
К слову, аналитики отмечают, если бы Гуменюк был осужден, то уже вышел бы на свободу по «закону Савченко».
После инцидента в Шевченковском районном суде Рада судей Украины инициировала проверку состояния уголовных дел, в которых обвиняемых держат под стражей более пяти лет, чтобы в будущем не допустить и предотвратить подобное развитие событий. Будет собрана не только информация о количестве таких дел и причинах их длительного рассмотрения, но и информация о состоянии материально-технического обеспечения этих судов, говорится в заявлении Рады судей. Как отмечается, разумные сроки рассмотрения дел должны стать не только строкой в законодательстве Украины, но и реальной основой для обеспечения законного и справедливого судопроизводства без нарушения прав человека и норм международных конвенций.
Также в заявлении Рады судей отмечается, что случай в Шевченковском суде разоблачил существенные проблемы, присутствующие в процедурных вопросах Уголовного процессуального кодекса Украины. В частности, это касается участия присяжных в процессах. Также тщательного совершенствования и усиления требуют и механизмы конвоирования подсудимых и, собственно, система охраны в судах. Особенно в тех судах, которые рассматривают сложные, резонансные, социально-значимые уголовные дела. Вместе с тем Рада судей Украины надеется, что правоохранительными органами будут тщательно расследованы все обстоятельства происшествия, приведшие к трагедии в помещении Шевченковского суда вплоть до гибели обвиняемого и ранения правоохранителей.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org