Вымогательство у корпорации Януковича. Версия потерпевшего

425

В Ворошиловском районном суде по делу о вымогательстве активистом общественной организации Константином Лавровым денег у корпорации «МАКО», президентом которой является Александр Янукович, 17 октября были заслушаны показания потерпевшего – коммерческого директора «МАКО» Сергея Бушуева.  В уголовном деле он проходит не как должностное, а как физическое лицо.

Ранее «ОстроВ» сообщал, что первое заседание по делу К. Лаврова прошло 6 октября. На нем были заслушаны показания К.Лаврова, который обвиняется по части 2 статьи 189 Уголовного кодекса Украины («вымогательство»). Санкция этой статьи предусматривает лишение свободы на срок до 7 лет.

Фотографировать, делать видеозапись и вести диктофонную запись в ходе заседания судья Лариса Переверзева снова запретила. При этом судья не назвала норму закона, согласно которой журналисту нельзя осуществлять аудиозапись. «Не пререкайтесь», - сказала Переверзева, когда журналист указал на то, что имеет законное право вести аудиозапись на открытых судебных слушаниях.

К.Лаврова удалось сфотографировать с разрешения самого подсудимого до того, как вошла в зал суда Л.Переверзева. «Созданы такие условия (в камере в СИЗО – ред.), такие, чтобы человек признал свою вину. Много людей в камере. Еда – это баланда», - делится К.Лавров.

Говоря об уголовном деле, Лавров говорит, что «в деле делается все на основании предположений. Предположений свидетеля и потерпевшего. Само обвинение построено на предположении…», - сказал «ОстроВу» К.Лавров перед слушанием дела.

На этом заседании суд успел заслушать только показания Сергея Бушуева. Вне зала находились два свидетеля по делу, одним из которых являлся директор департамента капитального строительства корпорации "Менеджмент ассетс компани" ( МАКО ) Вадим Нащекин. Их суд не успел опросить.

Суд попросил рассказать свою версию того дня, когда он увиделся с К. Лавровым.

Далее приводим фрагменты показаний С. Бушуева:

«…акции продолжались и возникла необходимость встретится с Лавровым, потому что видно, что все это организовано непосредственно Лавровым. Принято решение Нащекиным встретится с Лавровым. Мы договорились с ним встретиться 10.06.2011 года. Цель нашей встречи была простая - определиться с требованиями жильцов, прийти к единому знаменателю и выполнить все необходимые требования жильцов. Я до этого с Лавровым не был знаком, был знаком с ним Нащекин, меня он с ним познакомил… Лавров выслушал и сказал, что да надо жильцам помочь, однако я цитирую, сказал: «есть  мы». На вопрос, кто это «мы»? «Мы» - это общественная организация, которую он представляет «Гражданская сила». Он пояснил, что все акции действительно срежессированы им и его силой общественной и в его силах проведение или не проведение дальнейших акций. Он сказал, если корпорация выполнит его условия, то протестные акции жильцов утихнут сами по себе. Я даже процитирую его: «Останутся несколько бабушек, но их надолго не хватит».

Лавров изложил вслух два варианта «уходим» и «помогаем». На листке бумаги он написал эти два слова. Напротив слова «уходим», он написал 4 тыс. долларов, напротив «помогаем» 7-8 тыс. долларов.  После этого я понял, что никакого разговора о требовании жильцов у нас уже не состоится и что с корпорации и с нас банально, достаточно примитивно, вымогают деньги.

Дальше Лавров начал нам разъяснять, что такое вариант «уходим» и «помогаем». Вариант «уходим» он просто убирает представителя «Гражданской силы», прекращается освещения, как он сказал, у меня есть свои журналисты, освещения таких акций в интернет-СМИ, он сказал предпочтительнее ему второй вариант «помогаем», потому, что при первом варианте ему будет не совсем комфортно уйти, потому, что он обещал жителям, что он будет помогать. И предложил второй вариант, он более рационален и для него и для нас, это вариант «помогаем». Он пояснил, за сумму в два раза больше в  8 тыс. долларов моментально переключиться …будет хвалебная статья о том, как корпорация МАКО украшает город Донецк, появится в интерент-СМИ это сообщение и все это он берет на себя.  

Понимая, в какую ситуацию мы попали, мы спросили, когда мы должны дать свой ответ. Он сказал, до 21 июня, так как на 21.06 его «Гражданская сила» запланировала акцию возле горисполкома и поэтому к 21 июня, он должен знать как себя вести. Я цитирую по памяти: «раздуть ситуацию или ее разгладить». Я и Нащекин ответили, что подумаем в понедельник и созвонимся.

В понедельник, 20 числа, мы с Нащекиным в офисе обсудили создавшуюся ситуацию и решили, что выплачивать деньги с нашей стороны тоже незаконно, все действия наши законны и платить нам не за что. Нами было принято решение, учитывая, что с нас просто вымогают деньги, обратиться в милицию. Я поехал в УВД Донецка на площади Пожарной 20 числа, написал заявление. Я предложил, что готов вручить требуемую сумму Лаврову и для этого приготовил свои деньги 7 тыс. долларов. …Пока я находился в УВД, мне около 14.50 20 числа пришло сообщение от Лаврова, о том что он находится где-то в центре и готов подойти в кафе «Милениум», где мы встречались 18-го, для встречи.

В указанное время я приехал…в кафе мы сели за стол. Лавров дал мне два экземпляра прайса действий «Гражданской силы» по прекращению организации протестных акций. Это был лист с логотипом «Донецкая областная организация «Гражданская сила». Первый вариант был написан, внизу была написана цена 4 тыс. долларов. Он предполагал уход «Гражданской силы» с объекта, прекращение всех акций. Лавров сказал, что он гарантирует, что никакие другие общественные организации, (по-моему, называл «Батькивщина» и сказал что сейчас они слабые), гарантирует, что все другие общественные организации перестанут участвовать в акции, что на себя он берет гарантию, что в акциях перестанут участвовать представители СМИ и интернет-изданий. Это был первый вариант.

Второй вариант, предложенный Лавровым, выглядел так: Лавров готов организовать блокирование по возможности всех инициативных жильцов, в СМИ организует формирование положительного имиджа корпорации…при этом сказал, если требования его будут не исполнены, им запланирована поездка в Киев, и он готов организовать акции там. Практически на второй нашей беседе о проблемах жильцов вопрос не поднимался.

Я передал конверт Лаврову, сказал, что требуемая сумма в конверте и положил этот конверт, с ним была желтого цвета папка.

Судья:Кто положил?

С. Бушуев:Он. Я дал ему в руки конверт и положил (показывает рукой в сторону Лаврова – ред.). Конверт был закрыт. Он в него заглянул, деньги не пересчитывал, не доставал. Я сказал, что принес 7 тыс. долларов, а не 8 тыс. долл. Однако в его прайсе, который он принес второй вариант был написан на 8 тыс. он ответил, что если 7 тыс. долл., то он посмотрит и из второго варианта что-нибудь выкинет. Я ему ответил, что не надо ничего вычеркать, лучше я довезу еще 1 тыс. долларов. На что он дал согласие. После этого мы еще, где-то минуту поговорили на отвлеченные темы, я уже не помню. Я ждал официантку с ней расплатиться за чай. Расплатились, мы вдвоем вышли из кафе, я пошел к машине, Лавров пошел в другую сторону. Я, почему подчеркиваю, на прошлом допросе Лавров сказал, я убегал и кинул ему пакет. Мы сидели и спокойно ждали официанта, счет…Как я понимаю, Лавров после встречи со мной был задержан работниками милиции. У меня все».

После показаний потерпевшего, стороны приступили к вопросам.

Прокурор:Как при встрече представлялся Лавров, кто он в «Гражданской силе»?

С.Бушуев:Он представлялся руководителем «Гражданской силы». Не координатор, а руководитель.

Прокурор:Почему вы поверили, что могут быть предприняты действия в отношении вашей организации Лавровым, были основания верить тому, что какие-то негативные последствия поступят для вас из-за акций?

С.Бушуев:конечно…собираются жильцы из-за чего люди не хотят работать, уходят с объекта.

Прокурор:Почему вы поверили, что Лавров может повлиять на ситуацию?

С.Бушуев:Да потому что везде во всех акциях и даже если посмотреть по интернету впереди появлялся Лавров… 

На этом судебном слушании С.Бушуев неоднократно заявлял, что протестные акции могли привести к срыву сроков строительства и причинению «необоснованных убытков корпорации». А также, что из-за акций протеста наступят негативные последствия,  в частности - "подрядчики не хотят работать, уходят с объекта". При этом С. Бушуев, как выяснилось на суде, не смог сказать, сколько же было подобных акций, из-за которых тормозился график работ.

Судья объявила перерыв в деле К.Лаврова до 26 октября.

По материалам ostro.org