Выборам в Украине до европейских далеко

472

До президентской кампании еще далеко, а в Украине уже все политические силы думают о выборах. Впрочем, не только в Украине. Это связано с тем, что для всех экспертов и специалистов по избирательным процессам во многих странах началась горячая пора. В прошлом месяце парламентские выборы прошли в Германии и Норвегии. На октябрь приходятся президентские выборы в Грузии и Азербайджане. Не обойдется без выборов в Украине. И парламентарии, наконец, определились с датой выборов в пяти проблемных округах. Прежде чем заниматься избирательными процессами в нашей стране следовало бы посмотреть на то, как это делается в соседних странах. Традиционно в Украине избирательное законодательство постоянно развивается, как правило, в угоду действующей власти. Каждая власть пытается исправлять закон, даже если до выборов уже осталось недолго. Наблюдать за голосованием в европейских странах конечно интересно и уже здесь начинаются разительные отличия от Украины.

Так в европейских государствах термина «наблюдатель» просто нет, а наблюдать за голосованием могут все кто хочет при условии, что они просто не будут мешать голосующим. По сути для жителей Европы выборы – это некий ритуал демократии, а не попытка ткнуть пальцем в небо, где кроме жуликов никого нет. Немало отличий имеется в законодательном плане. Европейские избирательные нормы исключительно либеральны. Мало того, там даже нет особых требований к защите бюллетеней, так как подделывать их просто никому не придет в голову. Голосование в целом проходит дружелюбно, а о подтасовках на участках, каруселях и прочем так понятия не имеют. Нередко наши граждане, наблюдающие такой беспорядок, иронично отмечают, что Европе не хватает украинских специалистов, которые могли бы устроить им действительно запоминающийся процесс, а заодно рассказать миллион способов, которыми можно вполне законно повлиять на результаты голосования. Впрочем, когда европейцы узнают подробности о таких способах, они остаются в недоумении и лишь спрашивают для чего все это. В отличие от Украины в европейских государствах законы, как и положено в романо-германской системе права регулируют общие принципы и устанавливают избирательную систему, тогда как нюансы и процедурные моменты так упоминаются лишь поверхностно. Все тонкости избирательного процесса происходят по сути на доверии. Оппоненты заведомо доверяют друг другу, а избиратели никогда не поверят, что члены окружкома могут что-то подтасовать.

Впрочем, за выборами в европейских странах тоже нужно наблюдать. Но не для того, чтобы отслеживать карусели и отслеживать фальсификаторов как в Украине, а чтобы учиться порядку и перенимать опыт.

Для начала следует обратить внимание на избирательную систему. Так, например, в Норвегии используется система открытых региональных списков. Это вполне можно было бы применить и в Украине. Многие сетуют на то, что украинский избиратель ничего в этих списках не поймет. Однако норвежцы почему-то понимают, и они знают, кого они выбирают, а не голосуют за партийную вывеску. В целом эта система совсем не сложная и во многом похожа на нашу. Конечно распределять мандаты будет непросто. Но это уже не задача избирателя, которому нужно только знать за кого он голосует и точно так же поставить галочку.

Так же как и в Украине, европейское законодательство находится на стадии развития. Но если в Украине под каждые выборы принимаются новый закон, то в Европе лишь корректируются отдельные нормы. Так, например, в Германии обсуждается предельная граница избирательного барьера ввиду того, что в ходе последних выборов пятипроцентный порог не смогли преодолеть две партии, не добравшие всего десятые доли процента. Например, в Норвегии теперь применяют современный подход, и впервые проголосовать можно было по Интернету, чем и воспользовались 250 тысяч избирателей. В Германии, как отмечает информационный портал job-sbu.org, уже давно можно проголосовать по почте. Правящая рабочая партия в Норвегии набрала максимальный результат и стала самой большой фракцией, но, тем не менее, сформировать коалицию большинства не смогла и стала оппозиционной. В Германии партия Ангелы Меркель не добрала несколько мандатов для того, чтобы самостоятельно формировать правительство и вынуждена теперь находить общий язык со своими конкурентами. Причем не просто искать компромисс, а создавать полноценную коалицию. Ничего неожиданного или стабилизирующего в этих странах после выборов не происходит. Те, кто приходит к власти, не сажают своих оппонентов в тюрьму. Норвегия так и не собирается вступать в Евросоюз даже в отдаленном будущем и речи об Ассоциации не ведет. Германия хотя и завоевала скептическое отношение других европейцев, все еще является лидирующим государством в ЕС. Никаких революций и майданов. Может быть это скучно, но та выглядит европейская демократия, которая опирается не только на законодательство, но и на взаимное доверие людей. Если что-то в этой демократии работает неправильно, то нужно не изменять правила в угоду кому-то, а менять тех, кто эти правила придумывает, а потом нарушает.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org