Войны антикоррупционеров

1 013

Коррупция была, есть и, наверное, еще долго будет неотъемлемой и позорной составляющей украинских реалий. На разных этапах независимости с коррупцией и взяточничеством боролись все — от сельского участкового к генпрокуроров, министров, глав правительств и президентов.
Особенно эта борьба активизировалась во время выборов — на уровне лозунгов и борьбы с политическими оппонентами, и в парламентском зале — под бдительным оком телекамер.
В конце концов, в 2015 году в Украине, под давлением зарубежных партнеров и общественности, были созданы две новые профильные структуры — Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Они должны были поднять борьбу с коррупцией на новый, более качественный уровень, сосредоточившись на топ-коррупционерах.

НАБУ, которое возглавляет Артем Сытник, было создано для борьбы с коррупцией первым. Согласно закону, его детективы осуществляют досудебное расследование преступлений, если сумма взятки превышает 500 минимальных зарплат. Также детективы бюро имеют исключительное право расследовать преступления высшего руководства государства, судей, правоохранителей, руководителей государственных предприятий и мэров.

САП, возглавляемая Назаром ХОЛОДНИЦКИЙ, формально является структурным подразделением Генеральной прокуратуры Украины. Прокуроры САП поддерживают государственное обвинение в судах в коррупционных дел, которые ведет НАБУ. Также закон возлагает на САП надзор за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности детективами НАБУ.
Некоторое время между САП и НАБУ наблюдалась определенная синергия, но впоследствии она уступила место взаимным подозрениям, обвинениям и, наконец, закончилась публичными скандалами с прослушиванием НАБУ руководства САП, дракой и уголовным производствами. Но сейчас не об этом.

Согласно действующему законодательству, и прокуроры САП, и детективы НАБУ, выполняя чрезвычайно важную общественную миссию, должны быть аполитичны и равноудалены от любых партий. Но это возможно на практике? Ведь почти каждая расследовано дело имеет политический подтекст. Или следствие ведется в ответ на обращение нардепов, или те же нардепы, чиновники и другие чиновники являются фигурантами расследований детективов НАБУ и обвиняемыми в судах. Кроме того, эффективная работа САП и НАБУ невозможна без сотрудничества с парламентом, Кабмином, Генпрокуратурой, другими антикоррупционных органами и общественностью.

И это только публичный сторону дела. А есть еще и непубличный — кулуарные консультации, политические решения по делам, и обвинения в закрытии резонансных производств, к которым причастны высокопоставленные чиновники.

Поэтому, могут, например, прокуроры САП совсем абстрагироваться от политических процессов и политиков?
В марте текущего года квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров наложила дисциплинарное взыскание в виде выговора на прокурора САП Андрея Перова, который ведет дело экс-депутата Верховной Рады от партии «Народный фронт» Николая Мартыненко. Его обвинили в ангажированности и неспособности объективно выполнять свои обязанности в уголовном деле за личной неприязни к Мартыненко, а также нарушения им прокурорской этики. Андрей Перов пытался обжаловать решение КДКП в Верховном суде, но суд оставил выговор в силе.

Таким образом был создан прецедент привлечения прокуроров-антикоррупционеров к ответственности за политическую ангажированность.

В 20-х числах ноября «Украинские новости» опубликовали информацию о том, что прокурор САП Ольга Яровая присутствовала на форуме предвыборной программы «Новый курс» Юлии Тимошенко 15 июня. Начальник отдела управления САП Яровая известна тем, что расследует дело о фактах возможного злоупотребления служебным положением членами НКРЕКУ при утверждении оптовой цены электроэнергии по формуле «Роттердам +», а также резонансное дело по олигарха Дмитрия Фирташа и «ЗТМК». Издание со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщил, что, прокурор посетила мероприятие в рабочее время, и подкрепило сообщение фрагментом видео.

Имела Яровая право на этом форуме? На западе, где также присутствовали представители самых политлагерей — от первого президента Украины Леонида Кравчука и олигарха Виктора Пинчука, политологов и политтехнологов из разных штабов в региональных бизнесменов, аффилированных с различными партиями и совсем аполитичных.

Прокурор САП утверждает, что была на форуме во время обеденного перерыва и только потому, что интересуется политическими процессами в стране и собирает данные по реформированию органов государственной власти, правоохранительных органов и судебной ветви власти для научной работы.

23 ноября Яровая принимала участие в тематической встрече, посвященной обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин, инициатором которой был парламентский Комитете по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, который возглавляет представитель Блока Петра Порошенко «Солидарность» Сергей Каплин.

Наверное, это не единственные политические или околополитические мероприятия, которые посещала прокурор. Поэтому, можно ли ее заподозрить в политической лояльности? И к какой политической силы или политика?

Однако, из-за присутствия на форуме Тимошенко по Яровой также поступила жалоба в квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров с требованием привлечь прокурора к ответственности.

Если любой контакт прокуроров САП с политиками может стать основанием для выговора и отстранение от дела, то тогда и обвинения в отношении руководителя ведомства Назара ХОЛОДНИЦКИЙ и его заместителя Владимира Кривенко относительно безосновательного закрытия дела в отношении сына министра МВД Арсена Авакова, который представляет «Народный фронт» , тоже можно считать политической ангажированностью.

Скандал с закупкой тактических рюкзаков для Нацгвардии начался еще в 2015 году, когда МВД закупила продукции на около 16000000 гривен. Тогда журналисты заявили, что рюкзаки были ненадлежащего качества, а деньги на этой операции якобы заработал сын Арсена Авакова Александр. 2017 году делом занялось НБУ. И 31 октября прошлого года детективы НАБУ провели обыски у фигурантов дела и задержали сына Арсена Авакова Александра и бывшего заместителя министра внутренних дел Сергея Чеботаря. Их подозревают в растрате более 14000000 гривен. Подозрение в этом деле подписал Холодницкий, что вызвало предположение, что главный антикоррупционный прокурор выполняет заказ АП.

Но уже 12 июля 2018 стало известно, что САП закрыла уголовные производства по Александра Авакова и Сергея Чеботаря «из-за отсутствия доказательств их вины». Это решение ХОЛОДНИЦЬКИЙ вызвало волну возмущения как среди активистов Центра противодействия коррупции, так и среди депутатов парламента.

Также летом текущего года НАБУ опубликовало записи разговоров, на которых человек с голосом Назара ХОЛОДНИЦЬКИЙ передает информацию подозреваемым по делу о злоупотреблениях в одесской мэрии, идете о злоупотреблениях по делу о попытке дать взятку и.о. министра здравоохранения Ульяне Супрун и о попытках помочь депутату от БПП «Солидарность» Георгию Логвинского, против которого ведет дела НАБУ.

Главный антикоррупционный прокурор все обвинения опровергает. Но эти два дела дают возможность предположить лояльность председателя САП и его неизменного помощника и зама Кривенко, без которого тоже не обошлось, по крайней мере, в двух политических сил — «Народного фронта» и БПП.

Что касается политических предпочтений и ориентиров руководителя НАБУ Артема Сытника никаких вопросов не возникало — они последовательно проамериканские. Это и неудивительно, ведь бюро обязан появлением именно зарубежным партнерам. Хотя это и не помешало семье Ситников иметь земельный участок в аннексирована Крыму, продать ее, уплатив пошлину в бюджет России, и получить 900 000 рублей. Эти данные были обнародованы вместе со сведениями об уголовном производстве относительно Сытника, который не внес информацию о продаже участка в своей декларации. Сейчас дело рассматривает Окружной административный суд Киева.

Однако, во всех конфликтах с САП посольство США в Украине неизменно поддерживает НАБУ. Это, в свою очередь, порождает слухи, что Сытник координирует работу возглавляемого им органа с американским посольством.

Кстати, Артем Сытник действительно является частым гостем посольства США в Украине на ул. Сикорского, 4. А во время визитов его часто сопровождают прокуроры САП. Поэтому возникает вопрос — что они делают в этом заведении? Или тем, не обсуждают уголовные производства, над которыми работают украинские антикоррупционные ведомства, и суть и ход которых является тайной следствия?

Приведенные выше случаи, конечно, лишь примеры того, как большая политика влияет на правосудие и борьбу с коррупцией. К сожалению, на четвертом году работы САП и НАБУ надо констатировать, что в Украине до сих пор отсутствуют действительно независимые и эффективные антикоррупционные органы. Создается впечатление, что за распрями в реальную борьбу с коррупцией у руководителей ведомств не хватает ни времени, ни сил. Может просто не хватает желания и мотивации?

По материалам: antikor.com.ua