«Военторгсервис» работает на Россию?

672

Его зовут концерн «Военторгсервис». Общеизвестно, что на днях министр инфраструктуры А. Пивоварский поручил центральным органам исполнительной власти проводить все тендерные закупки с онлайн-трансляцией. Не известно пока широкой общественности, что министр обороны С. Полторак назначил своим заместителем Юрия Гусева вместо уволенного 15 января генерал-лейтенанта Александра Лещинского, занимавшегося материальным обеспечением армии (приставка «и.о.» исчезнет, когда Гусев пройдет спецпроверку и т.д.).
Who is mister Gusev?
Он – друг кума Президента — Юрия Стеця, с которым создавал Международный благотворительный фонд «Моя Украина» и его же возглавил. Бывший студенческий активист из Херсона, на парламентских выборах 2002-го числился в списке «Команды озимого поколения» В. Хорошковского. С 2009 по 2010-й возглавлял группу советников экс-министра экономики Богдана Данилишина. В 2010-м стал замдиректора департамента по инвестициям в Минэкономики, затем — руководителем департамента национальных проектов в скандальном Госагентстве по инвестициям Владислава Каськива. В 2012-м — глава конкурсной комиссии по предоставлению господдержки для реализации нацпроектов.
В конце 2012-го разразился большой скандал, когда на конкурсе по реализации части пресловутой программы нацпроекта «Олимпийская надежда-2022» — фишки президента Януковича — победила фирма родственников Каськива «Боржава резорт». Конкурсную комиссию возглавлял именно Гусев. Когда Янукович перестал быть легитимным, а Каськив тихо съехал с темы «нацпроектов», Гусев пробовал баллотироваться по мажоритарному округу в Киевсовет, но проиграл. Зато его под 36-м номером взяли в парламентский список от Радикальной партии Олег Ляшко с тем же для Гусева результатом. Как известно, Каськива с его «нацпроектами» связывали с С. Левочкиным. Например, в конкурсную комиссию Гусева входил нынешний нардеп, а ранее – представитель Януковича в ВР Юрий Мирошниченко, соратник Левочкина.

2 октября 2014-го тогдашний министр обороны В. Гелетей назначил Гусева руководителем Департамента экономической деятельности МО, в подчинении которого — 102 предприятия. Уже тогда Гусев позиционировал себя в качестве волонтера и собирался «делать реформы». Надо понимать, «реформы» он сделал, раз теперь будет замминистра. Хотя знающие люди говорят, что это назначение лоббировал один из советников президента, отвечающий за волонтеров вообще и за оборону в частности.
С назначением Гусева в Минобороны началось упразднение департамента государственных закупок и создание на его месте департамента материального обеспечения. А также реализация идеи вывода на рынок питания военнослужащих дышащей на ладан структуры МО – Концерна «Военторгсервис». Концерн был создан в 2005 году согласно приказа министра обороны с целью «сохранения, эффективного использования и воссоздания фондов госпредприятий, которые предоставляют торгово-бытовые, туристические и санаторно-лечебные услуги». Первое решение его ликвидировать возникло уже в 2009-м, когда после проведения аудиторской проверки были выявлены факты «неэффективного использования госсредств» (по данным КРУ, из-за деятельности концерна госбюджет недополучил 370 тыс. грн., хотя в 2008-м передал в аренду и на сохранение госимущество в различных регионах страны общей стоимостью свыше 8 млн. грн.), что в переводе на обычный язык означает банальное воровство.

What is «Voentorgservis»?

Но тогда, в 2009-м, концерн не ликвидировали. И в 2013-м не ликвидировали, хотя по результатам проверки прокуратурой Центрального региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере зарегистрировано уголовное производство № 42013100320000004 по факту незаконного отчуждения служебными лицами Концерна «Военторгсервис» 47 объектов недвижимого имущества на сумму свыше 28 млн. грн. И его гендиректору Петру Пукиру ничего не сделали. Хотя за период его руководства (2005 – 2011 гг.) за сдачу госимущества в аренду из причитающихся госбюджету по закону 70% не было осуществлено НИ ОДНОГО платежа. Тогда как Пукиром, его сыном и невесткой были созданы ООО «Интеринвестгруп» и ООО «ДПА КОМПАНИ», которым передано недвижимое имущество концерна общей стоимостью свыше 50 млн. грн.
Сегодня г-н Пукир находится в бегах, но его дело, судя по всему, живет. Концерн прозябает за счет сдачи в аренду еще не до конца разворованных объектов недвижимости Минобороны, находящихся у него на балансе, при этом НИ КОПЕЙКИ не перечисляя в Минобороны.
Как известно, согласно подписанным ранее документам и заключенным на тендерной основе договорам, до 31 марта 2015 года Вооруженные силы Украины (рядовой и сержантский состав в сухопутных частях и летный в Воздушных силах – порядка около 200 тыс. чел.) кормят четыре предприятия: «Авика», «Адмедгрупп», «Артек-Союз», «Укрпродаккорд». Гусев и его «крыша» из Администрации хотят предложить общественности такой себе «волонтерский» эксперимент, которому вряд ли помешает инициатива проводить тендерные закупки из госбюджета в режиме онлайн-трансляции.
Итак, согласно задуму волонтеров и иже с ними, для начала не единожды проворовавшийся Концерн «Военторгсервис» надлежит реанимировать и выдать за «антикоррупционный проект». Потом — вывести на рынок предоставления услуг по питанию военнослужащих. Для начала в воинских частях нескольких областей Украины. Дальше – по сценарию известной сказки про лисицу: сначала дай нам всего-то хвост, а после – всю тебя сцапаем. Словом, аппетиты еще те.
Судите сами. Согласно правительственному постановлению, четыре вышеперечисленные фирмы получают из бюджета на кормление одного защитника Родины 38 грн. в сутки. «Антикоррупционеры» под соусом лозунга «Защитникам Родины – ничего не жалко!» планируют исходить из цифры 52 грн. Постановление Кабмина, на первый взгляд, номинально не нарушается – это же эксперимент: имеют право для повышения обороноспособности. При этом разница в 14 грн., умноженная на десятки тысяч бойцов (только в нескольких областях) дает в сутки более чем приличную сумму. Посчитайте сами, калькулятор сломался.
Хотя, если следовать букве закона, даже в случае эксперимента по одной отдельной взятой области должен быть отдельный тендер. В итоге торги и определят настоящего победителя. Но если некий оптимист думает, что он таки будет – просьба вспомнить трудовой путь господина Гусева и не упускать из виду неких покровителей. Да, работающие пока (!) на рынке фирмы не планируют поднимать стоимость услуг, невзирая на инфляцию. И тому есть логичное объяснение: они в этой сфере давно, у них есть подготовленный персонал, опыт работы в стационарных и полевых условиях, в том числе в зоне АТО, есть свои материальная база вплоть до хлебзаводов и финансовые ресурсы. И, что немаловажно, чувство патриотизма, как бы пафосно это не звучало… «Военторгсервис» перечисленного не имеет, хотя у него в наличие иное «достоинство» — целый букет криминальных дел. Перечень одних только дат открытия «виконавчого провадження щодо юридичної особи (для незавершених виконавчих проваджень)» заняло бы полстраницы – их 104(!)
В то же время уже доподлинно известно, что именно лоббисты Концерна хотят до конца года монополизировать весь рынок. Как уже говорилось выше, четыре предприятия законтрактованы кормить армию лишь до конца первого квартала. По закону, уже сейчас должны проходить тендеры по определению победителей, получивших право оказывать услуги Вооруженным силам на следующий период. «И они запланированы на 10-14 февраля в зависимости от региона расположения войск», — поделился почти военной тайной один из генералов-тыловиков, попросив при этом по известным соображениям не называть его фамилию. Заручившись заверениями на этот счет, он довольно искренне посетовал по поводу происходящего в последнее время вокруг армейского питания: «Такого рода нововведения с «Военторгсервисом», кем бы они ни были предложены, чреваты, по меньшей мере. В особенности, в военное время. И подталкивать к ним может только дилетант, хотя, не исключаю, исходящий из добрых побуждений. У меня лично и большинства моих коллег, в компетентности которых я не сомневаюсь, нет серьезных претензий ни к одной из фирм, предоставляющих услуги по организации питания сегодня. Они в этой сфере деятельности от 3 до 10 лет. И целесообразнее на данном этапе было бы пролонгировать с ними договора, как минимум, до конца 2015 года. Ведь если февральские тендера будут сорваны из-за нарушения законодательства, а от этого никто не застрахован, под угрозу будет поставлено продобеспечение десятков тысяч бойцов».
По его мнению, эксперименты – дело хорошее. Но нынче они просто неуместны: за прошедшие с момента запуска аутсорцинга годы отобраны позитивно зарекомендовавшие себя поставщики, система работает без сбоев. Кроме того, любое нововведение надо готовить и тщательно просчитывать последствия. «Но даже при таком подходе сложно выйти сразу на абсолютный успех. Никто не застрахован от неудач. На то это и эксперимент. В любой из них закладывается доля риска. А здесь он неоправданно высок, невзирая на мое чувство корпоративности к коллегам из нашего Концерна. И у меня такое чувство, что инициаторами непродуманных новшеств кто-то умело манипулирует или мотивирует. Хотелось бы верить в первое. Это — более простительно…», — резюмирует авторитетный тыловик, прошедший Афганистан и миротворческую миссию.
О серьезности намерений экспериментаторов свидетельствует еще один факт. «Военторгсервис» де-юре является структурным подразделением Минобороны. И для того, чтобы он начал деятельность достаточно приказа министра обороны. Но он, в отличие от «цивильных» предприятий, не вправе получать за оказанные армии услуги деньги от армии. Генпрокуратура по умолчанию не может пройти мимо такого вопиющего нарушения, но если она пройдет – мы будем знать, чего стоят все эти разговоры об искоренении коррупции в высших эшелонах власти и чего стоит «контроль» волонтеров.
Опять же, выведенный из стадии «заморозки» концерн физически не сможет потянуть такой объем работы (здесь, кстати, кроется причина «эксперимента» лишь в некоторых областях – если бы «Военторгсервис» был хоть чуточку в рабочем состоянии, «новые метлы» в МО сразу разинули бы роток на весь рынок Вооруженных сил). Они рассчитывают на субподрядчиков. Благо, есть опыт такой работы, причем, совсем рядом – в армии Российской Федерации. Если это произойдет, мы хоть будем знать, чего опять стоят все эти разговоры о «сближении и переходе на стандарты армий стран – членов НАТО».
Кстати сказать, в наследство от прошлого режима у нас осталась нормативная база, при которой субподрядчик не мог быть включен в процесс оказания услуг на рынке после выигранного фирмой-подрячиком тендера. Если эти нормативы «подвинут», станет ясно, чего стоят все эти разговоры о «незыблемости реформ», на которые «твердо и безвозвратно» встала Украина. Хотя умудренные опытом хитросплетений армейского рынка уже сегодня безапелляционно утверждают: после монополизации его «Военторгсервисом» главными субподрядчиками концерна станут предприятия, которые уже подобрали на свое усмотрение … волонтеры. Естественно, без торгов и тендеров. Ну просто бескорыстно (!) понравилось им пара-тройка фирм и все тут. В коридорах Тыла МО Украины уже витают их названия. Да вот только даже побывавшие в «горячих» точках профи в приватных беседах их боятся озвучивать. Прознают инициаторы эксперимента: окажешься в немилости у тех же прижившихся при штабе волонтеров за год до пенсии или за день до люстрации — вся предыдущая безупречная служба – не зачет…

What is «borba s korupciej»?

Впору подвести черту. Новое руководство МО в лице Юрия Гусева готовит «эксперимент», который наплюет на Закон «О госзакупках» (договор с подрядчиком заключается лишь на основе тендера, а не эксперимента). Как следствие, подарит воюющей армии монополиста-кормильца, введет в игру субподрядчика, который будет «пилить» бюджет, обрастет фирмами-прокладками, которые будет заниматься тем же, но в интересах других лиц. Ведь чтобы закрыть глаза на это масштабное ноу-хау с криминальным душком массе надзорных чиновников, необходимо будет существенно утяжелить им карманы.
Что особенно цинично, весь этот «эксперимент» преподносится под эгидой волонтерского движения. Равно как и идея поставлять продовольствие в зону АТО фирмами – поставщиками… супермаркетов. Сегодня в зоне боевых действий пищу для бойцов готовят призванные на службу армейские повара, а вышеперечисленные четыре предприятия-кормильца туда не пускают, но они осуществляют все поставки. Одно из главных условий для подрядчиков в зоне АТО – наличие неприкосновенного запаса. А теперь представьте: батальон ведет боевые действия в сложной обстановке, в случае необходимости у штатного поставщика всегда есть под рукой склад с НЗ, откуда можно оперативно организовать доставку продуктов для бойцов, а что будет делать в таком случае фирма, базирующаяся в Киеве? Главное – кто будет потом отвечать по законам военного времени, волонтеры?
Здравомыслящий человек скажет: руководство Минобороны ни за что не пойдет на такой эксперимент в условиях тотальной люстрации. Ему обязательно надают по рукам хотя бы – при повальном сокращении бюрократической структуры страны – за создание и дорогостоящее содержание еще одной бюрократической структуры – управления «Военторгсервиса».
И будет последним наивным человеком. О какой люстрации идет речь? Генеральный директор концерна – генерал-майор запаса Анатолий Здор, работавший долгое время начальником Центрального управления вещевого обеспечения тыла Главного управления логистики командования Сил поддержки ВС Украины. Его первый заместитель Сергей Вальчук поставлен на должность в качестве «смотрящего» еще небезызвестным Дмитрием Саламатиным в бытность министром обороны. Начальник управления общественного питания «Военторгсервиса» — полковник запаса Владимир Рудьков, служивший долгое время на генеральской должности начальника Центрального управления продовольственного обеспечения тыла Главного управления логистики командования сил поддержки ВС Украины, но так и не ставший генералом из-за систематических злоупотреблений.
Что характерно, тот же Рудьков, находясь на должности, резко выступал против «Военторгсервиса». Пукир не делился? Делился, но экономно? Теперь же он с удовольствием протирает в его стенах штаны в предвкушении новых горизонтов деятельности. Что ж, они – в запасе, им люстрация не страшна. В то же время им не страшно работать с котловым и вещевым довольствием – опыт есть (за такие растраты «Военторгсервиса», после аудита КРУ, менее опытные шли в тюрьму, как дети в школу).
Кстати, на днях экс-министр обороны Украины Юрий Ехануров высказал опасение по поводу того, что обеспечение армии отдают вчерашним бизнесменам. «Я преклоняюсь перед волонтерами и считаю, что все мы волонтеры, мы должны во всем участвовать, должны помогать армии всем, чем можем, — подчеркнул он. - Но я в последнее время заметил, что волонтеры захотели командовать. И это будет очень печальный опыт. Я боюсь того, что волонтерам полностью отдадут обеспечение армии. Вот говорят – берите, возглавляйте и обеспечивайте армию. Я не хочу каркать, но люди, которые туда пришли, это как правило люди из бизнеса, у них другой способ мышления… Да, их надо наградить за это. Но самый лучший лейтенант не может командовать бригадой. Точно также в обеспечении. Сейчас много об этом говорят, но уже завтра начнутся разборки — почему случилось именно таким образом и что нужно было сделать в той или иной ситуации».
В одном хочется возразить Еханурову. Если «разборки» начнутся – это еще не так уж и плохо. Гораздо хуже, когда под лозунгами реформ, патриотизма, борьбы с коррупцией в нашей армии снова заведется вылезшая из старой властной обоймы банда, своей деятельностью лишь дискредитирующая Украину и ее Вооруженные силы, самим своим присутствием в Минобороны льющая воду на мельницу внешнего агрессора. Вот тогда нашу страну уже не спасет никто и ничто.

По материалам: ord-ua.com