Вода которую мы пьем и вода за которую мы платим

807

Украинцы уже свыклись с жизнью в обстановке перманентных кризисов: политических, экономических, энергетических, коммунальных, продовольственных и т.д. На улице майдан, на дорогах ямы, в квартире нет отопления, в магазине нет лука, а в кошельке денег. Но многие ли из нас замечают, что в Украине уже начался еще один кризис, вызванный нарастающей нехваткой воды?
За время советской власти, в смысле «тоталитарного коммунистического режима», жители Украины почти забыли, что половина её территории (восток, юг и часть центра) относится к засушливой зоне. Каналы, скважины, водонасосные станции и системы орошения превратили в зеленые оазисы даже Таврию и Донбасс, где в старину целые армии погибали от жажды и холеры. Вода стоила копейки, никто не задумывался ни о каких счетчиках, в городах регулярно поливали не только газоны и клумбы, но и проезжую часть.

Всё это осталось в прошлом: клумбы вырвали еще в 90-х, газоны давно превратили в парковки, а полив улиц стала слишком дорогим удовольствием. Многие украинцы уже и не помнят, когда в последний раз видели работающую поливочную машину! Орошение парков и скверов нынче осуществляется разве что в Киеве, да и то не везде и по сильно сокращенному графику. С 1991 по 2018 год общий расход технической воды в Украине снизился в 3 раза (с 29,8 до 9,5 кубических километров), и под самое большое сокращение (более чем в 10 раз) попала именно вода, используемая для городских нужд: поливов зеленых насаждений, уборки улиц, работы фонтанов, наполнения искусственных озер и прудов. Но почему?
Поливочный кризис, о существовании которого в Украине почему-то даже не говорят, начался задолго до того, как начали мелеть наши реки. То есть все попытки объяснить его нехваткой воды в Днепре или Северском Донце это просто «отмазки». На самом деле его единственной причиной является нехватка денег.

В УССР содержание зеленого хозяйства, равно как и жилищного фонда, общественного транспорта и других удовольствий частично оплачивалась предприятия – которые теперь приватизированы и отдают прибыль своим владельцам-олигархам, а не на социальные нужды. Советские бюджеты тоже не знали дефицитов, и пусть рубль был «деревянным», но он оплачивал работу насосных станций и коммунальных служб.

Вся эта система рухнула еще в середине 90-х, и сегодня предложение выделить двадцать миллионов на полив травы может вызвать гомерический хохот или даже обвинение в растрате казенных средств. Обвинения, к слову, не такие уж и пустые, поскольку сегодня на каждой трубе сидит какое-то ООО или ЗАО, увеличивающее стоимость услуг вдвое-втрое.

Тем не менее, ЖЭКи всё это время продолжали брать деньги за… полив наших дворов. Найти этот пункт в перечне их услуг может каждый, кто внимательно причитает составленный договор – если только его не скрыли за «прочим». Деньги вроде бы и небольшие (гривна-две с квартиры), но в масштабах обслуживаемого ЖЭКом района это давало уже несколько тысяч гривен, которые кто-то ежемесячно клал себе в карман. И продолжает класть – а точнее, красть!

Но этой аферой наши «скрытые» расходы не ограничиваются. Когда в наших дворах редеют, а потом и совсем умирают зеленые насаждения, они превращаются в бетонно-асфальтовые джунгли. Мало того, что это довольно унылое зрелище (дворы и без того выглядят паршиво), так еще и создает в летнюю жару эффект пустыни. В среднем, температура воздуха в летний день в городе и без того всегда выше на 3-5 градусов, чем в окружающих его лесах-полях. В кварталах, где нет ни кусочка зелени, разница может достигать уже 5-10 градусов. Поднимающиеся потоки горячего воздуха заходят в открытые окна квартир, жильцы которых изнывают от жары. А выход один: покупать кондиционеры, а потом больше платить за электричество!

Чай с хлоркой

В Украине до сих пор отсутствует ДСТУ на питьевую воду! Эту новость поведал бывший замминистра ЖКХ Александр Мазурчак. На фоне нового подорожания услуг водоканалов она просто ошеломляет. У людей сразу возникает закономерный вопрос: что же мы пьем, и за что с нас дерут всё больше и больше денег?

Но это как раз та ситуация, когда стоит сказать банальное «не всё так просто». Во-первых, стандарты на питьевую воду несколько отличаются от знакомых нам ГОСТов на консервы или ДСТУ на болты с гайками. В первом случае стандарты четко оговаривали, из чего именно должны делать настоящую тушенку (а не как у нас обычно, по ТУ), а во втором обязывают нарезать метрическую резьбу с определенным шагом – чтобы детали подходили друг к другу. Стандарт же на питьевую воду устанавливает методы лабораторного анализа воды и предельные показания её пригодности к употреблению. Если результаты анализа не превышают эти показания – значит, вода пригодна к употреблению в «сыром» виде.

А если превышают? Тут всё зависит от загрязнения. Если это микробы, то в воду просто добавят больше хлорки. Если же это соли металлов или органическая химия, то в таком случае соответствующие службы должны запретить пользоваться водой — колодцы и скважины закрыть, а забор воды из рек приостановить (пока не пройдет «пятно»). Но это по инструкции, в реальности же такое случает крайне редко. Сегодня в Украине около половины источников воды имеют превышение норм по органике и неорганике, но на это просто закрывают глаза – как и в ситуации с загрязнением воздуха.

Вторая особенность стандартов питьевой воды в том, что они периодически меняются – но в данном случае, к счастью, к лучшему. У нас были ГОСТ 5215-50, затем ГОСТ 18963-73, потом долго служивший ГОСТ 2874-82, и с каждым новым требования к воде ужесточались. Но потом Украина начала «евроинтегрироваться» и отменила советские стандарты, взамен приняли Государственные санитарные требования 2.2.4-171-1, которые оказались недостаточными.

И в 2014 года разработали новый ДСТУ 7225:2014, который является самым совершенным: он учитывает все параметры, включая жесткость, и снижает планку допустимых загрязнений почти двое – то есть усиливает требования к чистоте воды. Но вот незадача: для осуществления анализа воды по ДСТУ 7225:2014 в Украине… почти нет современных лабораторий. Поэтому данный стандарт до сих пор так и не утвердили.

Но что толку от этих стандартов, если, к примеру, Деснянская водопроводная станция Киева работает с 1968 года (а есть станции и намного старше), то есть она была построена для очистки воды в соответствии с еще сталинскими ГОСТами, когда воду очищали только от мути и кишечных палочек. Песок и хлор – вот и все средства очистки воды на большинстве станций Украины!

На строительство современных станций «европейского образца» в местных бюджетах не средств — а значит, нет и смысла принимать «евростандарт» для воды. В качестве выхода предлагается искать «инвестора» и передавать водоснабжение в частные руки. Однако даже в самом лучшем случае (если новые станции таки построят) это приведет к резкому повышению тарифов на воду в разы, она станет таким же дорогущим удовольствием, как и газ с отоплением. А учитывая специфику украинского капитализма, стоит опасаться того, что под предлогом «поиска инвестора» ныне работающие старые станции продадут частным фирмам, которые просто взвинтят тарифы без всякой реконструкции.

Наконец, еще одна проблема: все лабораторные анализы делаются лишь на выходе воды со станций. Но по пути к потребителю по древним ржавым трубам она наполнятся окислами железа (это они обесцвечивают свеклу в нашем борще) и в ней вновь плодятся бактерии — из-за чего дополнительному хлорированию подвергаются уже водопроводные сети городов. Но наши претензии о том, что вода в кране воняет как отбеливатель, не принимаются: на станции все показатели «в пределах нормы», ну а за хлор в водопроводе они не отвечают. Вот почему воду из-под крана нежелательно употреблять сырой и нефильтрованной.

Фильтр или бутылка?

Александр Мазурчак считает, что низкое качество водопроводной воды выгодно тем, кто сегодня зарабатывает на производстве бутилированной артезианской и т.н. «ледниковой», продаваемой на разлив в баллонах и на разлив. И с этим нельзя не согласиться.

Сейчас жители Киева платят водоканалу 11,5 гривен за кубометр воды (плюс еще 10,2 гривен за канализацию). Это цена «ржавчины с хлоркой» плюс набора органики и солей разных металлов. Если бы вода проходила очистку на современной станции, то её стоимость выросла бы на порядок. Добавим сюда новый водопровод, и получим максимальный тариф 120-150 гривен за кубометр – недорого для европейцев, но чудовищно дорого для украинцев. У нас среднее потребление 5 кубов воды на человека в месяц, вот и считайте!

Но это будет уже не просто вода, а чистейшая питьевая вода, прошедшая все стадии очистки и минерализации. Давайте оценим её снова, именно как питьевую: литр такой воды стоил бы 12-15 копеек. С точки зрения приготовления чая или варки супа довольно дешево, потому что за разливную «ледниковую» с нас дерут 1-1,5 гривны за литр (в 10 раз дороже), а бутилированная артезианская обходится от 3 гривен за литр (в 20 раз дороже). Разумеется, её производителям крайне выгодно продавать свой товар – настолько, что они даже не берут плату за его доставку. И они заинтересованы, чтобы из наших кранов и далее текли ржавчина с хлоркой.

При этом некоторые производители еще и обманывают своих излишне доверчивых клиентов. Как показали выборочные проверки некоторых мелких «кустарей», в их артезианской и фильтрованной воде (даже бутилированной) присутствует кишечная палочка, которой там по умолчанию быть не может! Как же так? Вывод один: несоблюдение элементарной чистоты производства, грязь попадает в уже готовую воду при разливе. Вот почему предпочтительно покупать воду известных крупных производителей, хотя стоит она, конечно, больше (плата за бренд).

Неудивительно, что всё больше украинцев берут вопрос чистоты питьевой воды в свои руки – и приобретают домашние фильтры. Конечно же, одновременно с этим радостно потирают руки их производители и продавцы, которым тоже выгодно состояние наших водопроводов.

Но тут большинство потребителей сталкиваются с вопросом, какой именно фильтр для воды им нужно приобрести. Вопрос непростой, потому что этих фильтров великое множество – и, кстати, в магазинах Украины представлена лишь малая их часть. Некоторые нужно заказывать, о существовании других даже не догадываются. А ушлые продавцы пользуются недостаточной информированностью покупателей и нередко втюхивают им далеко не то, что нужно.


При выборе фильтра руководствуются тремя критериями. Первый – вам нужно очищать только питьевую воду, или используемую для стирки и купания тоже? Этот вопрос хорошо понятен тем, у кого из-за чрезмерной жесткости воды не мылится мыло или на ТЭНах нарастают ржавые сталактиты.

Второй – от чего именно вы хотите очищать воду? Есть несколько основных групп её «загрязнителей», это: соли жесткости; микрочастицы песка, ржавчины, ила и разной взвеси; хлор и фенол; нефтепродукты; фосфаты; различная органическая химия; тяжелые металлы; микроорганизмы. В принципе, можно поставить фильтр, который очистит воду от всего перечисленного. Но если вы не хотите платить лишнее, то нужно определиться, что именно вы хотели бы отфильтровывать, а также чем именно?

Вопрос тоже не простой, потому что, к примеру, жесткость можно снижать тремя способами: ионообменными солями, электромагнитом и осмосом (через специальную мембрану). Точно так же есть два способа очистки воды от растворенных вредных примесей — или абсорбирующий угольный фильтр, или осмос. Зачастую покупателям предлагают именно пяти-семи ступенчатый фильтр для питьевой воды (под мойку) с обратным осмосом, стоящий от 3,5 тысячи гривен. Он убирает из воды практически всё, даже нитраты, но бессилен перед борной кислотой (встречается в артезианской воде). А еще он делает воду «мертвой», почти дистиллированной – поэтому ему нужен дополнительный минерализатор, который стоит не на всех моделях осмотических фильтров.

Ну и третий критерий – это необходимое количество воды. Если вам нужно лишь раз в суки наполнить чайник, то предостаточно будет и дешевого кувшинного фильтра, в котором раз в два месяца нужно менять картридж (стоит в среднем 100 гривен). Если кухня у вас не музей для показа подругам, а рабочий цех, где готовятся обеды на всю семью, тут нужен уже проточный многоступенчатый фильтр «под мойку». Ну а если нужно снижать жесткость для стиральной машины и бойлера (унитаз в этом не нуждается), то вам потребуется отдельный умягчитель воды – тип и модель которого выбирают в зависимости от вашего бюджета (может стоить свыше тысячи долларов).

Впрочем, существует и четвертый критерий, о котором вообще мало кто знает. Оказывается, одинаковые модели фильтров разных производителей очищают воду с далеко не одинаковым качеством. И об этом вы можете узнать, посмотрев видео увлекательных экспериментов сравнения именитых брендов.

По материалам: from-ua.com