Вместо военного положения на Украине, чрезвычайная ситуация на Донбассе. Кабмин создает видимость работы

867

После субботней трагедии в Мариуполе, когда город был обстрелян «Градами», многие эксперты ратовали ввести военное положение хотя бы на тех территориях, где проходят боевые действия. Но на заседании СНБО не было принято такое решение. Народные депутаты, которые собрались на внеочередное заседание ВР, тоже отказались обсуждать военное положение, поскольку «это не их прерогатива». Правительство пытается сохранить хорошую мину при плохой игре: Президент и дальше настаивает на выполнении минских договоренностей, правительство принимает решение о введении на территории Донецкой и Луганской области режима чрезвычайно ситуации, а депутаты голосуют за то, чтобы признать Россию государством-агрессором. На деле эти инициативы омобой роли в преодолении кризиса не играют.

Военное положение – страшилка для народа?

После обстрела Мариуполя из «Градов» Украина была как никогда близка к тому, чтобы ввести военное положение, об этом заявил народный депутат Виктор Балога. Но на заседании СНБО это решения не приняли, лишь ограничились патриотическими заявлениями по поводу того, что украинская армия - мощная сила, и она сможет оказать достойное сопротивление боевикам и разгромить их. Президент Петр Порошенко и дальше говорил о том, что нет другого пути в преодолении кризиса на Востоке страны, кроме как выполнение Минских договоренностей.

Народные депутаты, во вторник, 27 января, собрались на внеочередное заседание, но отказались говорить о военном положении, поскольку «это не их прерогатива». Такое решение должно принимать СНБО, далее его может подписать Президент и только после этого решение попадает в ВР, отмечают парламентарии. Хотя, депутаты могут рекомендовать ввести военное положение, но к ним могут и не прислушаться.

На этом фоне в Украине проходят гражданские дискуссии по поводу того, нужно ли военное положение. Сторонники «мира» и представители власти настаивают на том, что этого делать не стоит по многим причинам. Дескать, введение ВП – это оглашение войны России, у которой армия мощнее, поэтому режим военного положения принесет еще больше крови и смертей. Вторым главным аргументом противников ВП является тот факт, что стране во время войны никто не даст кредиты и не продаст оружие. Нечем будет платить зарплаты, и страну ждет дефолт. Третьим аргумент является информация о тотальной мобилизации и конфискации имущества, в том числе и частного, для нужд армии. Четвертый аргумент – ограничение прав человека (ограничение передвижения, комендантский час, запрет на митинги и собрания). Пятый – ограниченный доступ к СМИ, запрет некоторых изданий, партий и организаций.

Сторонники военного положения опровергают большую часть пунктов. Так, по словам военного эксперта Святослава Стеценко, введение ВП не означает оглашение войны. Военное положение вводят, когда есть вооруженная агрессия или угроза нападения. То есть государство мобилизуется для того, чтобы защитить свою целостность и своих граждан.

Экономисты опровергают и тезис о том, что во время военного положения Украине перестанут предоставлять кредиты. Такого положения нет в статутных документах фондов. Как и нет прямого запрета на продажу оружия, отмечает Святослав Стеценко. По его словам, покупать его можно будет у союзников. Те страны, которые огласят нейтралитет, действительно, продавать его Украине не смогут.

Что касается конфискации имущества, то забирать его будут далеко не у всех, говорит Владимир Рубан, глава Центра освобождения пленных. Если же миллиардеры опасаются потерять свое имущество при введении ВП, то все окончиться тем, что они потеряют и его и страну. По его словам, если не ввести военное положение, то можно потерять всю страну.

В свою очередь Виктор Балога отметил, что руководство страны рано или поздно будет вынуждено ввести военное положение, но после своей информационной войны и пропаганды, что ВП – это плохо для всех, это вызовет тотальную панику среди населения.

Напомним, нардеп Сергей Пашинский сообщил, что документы о введении военного положения готовы, им дадут ход только если Россия начнет полномасштабное вторжение, например, пойдет на Харьков или Чернигов.

Чрезвычайная ситуация на Востоке страны

Пока правительство Украины выбрало компромиссный вариант, принято решение объявить чрезвычайную ситуацию на территории Донецкой и Луганской области.

От чрезвычайного положения «ситуацию» отличает несколько важных моментов. Например, ЧП вводят по той же схеме, что и военное положение, а решение о режиме чрезвычайной ситуации может принимать Кабмин. В отличие от ВП, чрезвычайная ситуация» не нарушает прав граждан – на территории не вводится ни комендантский час, не ограничивается передвижение, нет обязательной трудовой повинности, не конфискуют на нужды обороны материальные средства и собственность частных лиц.

Чрезвычайная ситуация – это режим, который должен стимулировать органы исполнительной власти, на них возлагается задача по пообеспечению продуктами питания и медикаментами жителей региона, и восстановление инфраструктуры. А также органы власти должны запланировать в бюджете средства, которые будут использованы в связи с чрезвычайной ситуацией.

По мнению экспертов, режим чрезвычайной ситуации не решает те проблемы, которые есть в Донецкой и Луганской областях. Их сужают до уровня еды и медикаментов, но есть еще вопрос безопасности, который не закрыт.

Депутаты тоже решили не пасти задних и во вторник большинством голосов признали Россию государством агрессором, а также сделали первый к признанию ДНР и ЛНР террористическими организациями.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org