Власть укрепляется, но шатается
Весь прошедший год эксперты на полном серьезе обсуждали возможность повторения революции, правда, на этот раз со стороны олигархов. Мотивацией к очередной смене власти является усиление власти самого Януковича и «семьи». Если раньше власть фактически принадлежала нескольким кланам, то теперь уже саму «семью» называют самостоятельным олигархическим кланом, что, несомненно, беспокоит остальных украинских олигархов. Для них это особенно актуально, так как «семья» пополняет свои закрома за счет интересов других групп. В начале прошлого года в прессе даже писали о том, что прошел так называемый саммит «олигарх», на котором обсуждалась тема обеспечения своего состояния и свободы в условиях усиления власти президентской семьи. Однако до переворота дело не дошло. Украинские олигархи решили не конфликтовать с властью, а просто разложили яйца в разные корзины, то есть спонсировали и оппозиционные партии за то, что те включили в список их представителей. Именно в связях с олигархами обвиняли друг друга оппозиционеры.
После выборов вскрылись и кое-какие нюансы. Например, в новое правительство Азарова попала Королевская, что явно свидетельствует о ее предвыборном сотрудничестве с властью. Вместе с тем это назначение подчеркнуло цинизм власти в отношении социальной политики. Ведь вряд ли кто-то в правительстве или вообще во всей «вертикали» будет прислушиваться к Королевской. Впрочем, суть нового Кабмина отражает и то, что правительство «семьи и молодежи» возглавляет пенсионер.
Упрочнение своих позиций «семья» начала еще в 2011 году. Еще тогда стали говорить, что олигархи не станут терпеть подобное. Тем не менее этот процесс продолжался. С одной стороны и ближайшему окружению президента и в первую очередь его старшему сыну были отданы серьезные институты власти – фискальные органы, Нацбанк, Министерство финансов и силовой блок. Наиболее важные инструменты влияния на бизнес и жизнь страны возглавили сравнительно молодые люди, которые преданы главе государства. В то же время и другим олигархическим группам на откуп отдавали целые отрасли экономики, достигая таким образом паритета. В новом правительстве такие тенденции продолжились, в частности «семья» получила прямое влияние на экономику, энергетику и вооруженные силы. Также была создана новое Министерство доходов и сборов, которое возглавил приближенный к семье Александр Клименко. Ему в ведение отдали таможню, налоговую администрацию и управление единым социальным сбором. В то же время ослабилось представительство других донецких групп в исполнительной власти. Хотя Грищенко и Бойко представляющие группу Фирташа были повышено до вице-премьеров – это все же может снизить их влияние. Естественно Министерство иностранных дел и энергетики возглавили представители других групп. Без многочисленного министерского аппарата серьезно влиять на административные экономические процессы крайне сложно. Также и представители «старых» донецких кругов получили посты спикера и премьера, которые, впрочем, потеряли влиятельность в ситуации, когда важные министерства управляются другими людьми, приближенными к президенту. Группы Колесникова, Клюева, а также литвиновцев и коммунистов потеряли свои посты. Только Клюев сохранил за собой должность секретаря СНБО. Впрочем, этот пост просто подчеркивает его связи с президентом, но реального влияния на процессы не оказывает.
Серьезно усилил свои позиции Ахметов. Если в прошлом периоде поговаривали о его отстранении, то теперь он получил довольно весомые назначения. Например, в экономическом блоке, сфере транспорта и прочих важных для бизнеса сферах. То, что самый богатый человек в стране получил рычаги системного влияния на экономику и коммунальное хозяйство подчеркивает, что он все еще является основным союзником для семьи. А это практически нивелирует любые попытки дворцовых переворотов.
Скорее всего, именно такой способ укрепления власти со стороны Януковича заставили избрать соображения личной безопасности, а также поиск гарантии накануне избирательной кампании-2015, которая уже маячит впереди. Усиление «семьи» будет продолжаться и дальше. Не исключено, что нынешнего первого вице-премьера Арбузова назначат главой правительства, хотя как утверждает Тарас Черновол, для того чтобы передать ему сами полномочия этого делать необязательно. Азаров может оставаться премьером и козлом отпущения, тогда как реальное управление будет передано первому вице-премьеру. Впрочем, надежность подобной вертикали не дает никаких гарантий, так как уже в ближайшее время Януковичу придется искать ответы на системные вызовы в виде признания легитимности со стороны общества, в виде решения экономических решений на внешнеполитической арене.
Неоднозначно можно оценить и победу регионалов на парламентских выборах. С одной стороны они получили самую большую фракцию, а при поддержке коммунистов – и большинство. А с другой стороны эта поддержка – очень шаткая. В любой момент коммунисты могут захотеть поторговаться. Кроме того присутствовать всем депутатам в зале также нереально. То есть при весьма шаткой победе ответственность на регионалов легла полная. Никому неинтересно почему они не смогут внедрить то или иное решение, но отвечать придется именно им. Янукович однозначно не получил конституционное большинство, способное менять Конституцию. Именно это и породило теорию о том, что новую, более удобную Конституцию, могут протолкнуть с помощью референдума. В новом Основном законе можно было бы предусмотреть избрание президента в парламенте или же избрание народом, но по итогам первого тура при относительном большинстве голосов. Что интересно закон о референдуме не только был принят с нарушениями, но и содержит весьма спорные положения. Например, в нем не устанавливается требование к численности граждан, которые участвовали в референдуме. Таким образом решение может принимать и меньшинство граждан от имени большинства. Например, на Западе уже высказались о том, что избрание президента в парламент считают неприемлемым. Именно из-за этой позиции Кучма не стал продвигать идею выборов президента в Верховной Раде. Однако Януковичу чтобы отказаться от такого избрания потребуется не только внешний фактор, но и внутренние обстоятельства. Социологи отмечают, что доверие к власти сильно упало, однако протестный потенциал сможет сыграть лишь в том случае, если найдется лидер, способный поддержать и возглавить альтернативное движение. На сегодняшний день власти доверяет лишь треть граждан – около 27%. Впрочем недоверие – это еще не все. Нужен серьезный повод, например, принятие антисоциальных законов, таких как отмена льгот. Кроме того люди должны видеть цели проведения протестов.
Не менее весомым фактором является и социальная сфера. Власть перестала поддерживать даже свои базовые регионы на Юго-Востоке, а падение уровня жизни усугубляется, тогда как верхушка руководства живет в демонстративной роскоши. Согласно статистике за прошедший год почти половина населения тратит на питание более 60% семейного бюджета. Согласно опросу компании GFK Украина экономить на питании вынуждены 10% украинцев, а 28% дл приобретения обуви и одежды одалживают или вынуждены экономить. Причем такая ситуация сложилась после всех обещаний «покращень», длящихся с 2008 года. Чтобы оградиться от социальных потрясений власти следует заняться наполнением бюджета, а это непросто. По информации портала job-sbu.org, государственный долг Украины уже превысил 62 млрд. долларов. Тогда как будущий год будет пиковым по выплатам долгов. Нужно будет отдать 7 млрд. долларов притом, что расходная часть бюджета составляет 54 млрд. Притом, что производство и ВВП ушли в минус, а прогнозы по рынкам сбыта украинской продукции не радужные, ситуация выглядит критичной. Серьезно упали и резервы НБУ и теперь не покрывают объем трехмесячного импорта. Подобная ситуация сложилась впервые за 10 лет. По информации Европейской бизнес ассоциации индекс инвестиционной привлекательности достиг самого низкого предела с 2008 года. В бюджете уже предусмотрено сокращение социальных затрат. Пенсии и зарплаты будут повышать не поквартально, а всего два раза лишь на 10 и 13 гривен. Расходы на образование сократили на 1,5 млрд. гривен. При этом расходы на обслуживание высших органов власти выросли до 2,5 млрд. на четверть дороже обойдется содержание Генпрокуратуры и СБУ.
Так возможна ли очередная революция? Про Украину нередко говорят как про страну, постоянно стоящую перед выбором. Впереди уже маячит президентская кампания-2015, и снова мы будем стоять перед выбором. Общество жаждет изменений и даже готово экспериментировать с новыми силами в ожидании взаимной реакции. Перед таким же выбором поставлена и оппозиция. Либо она должна найти общий язык с народом, либо будет полностью уничтожена. От успешности сил, выступающих за изменения, целиком зависит и поведение так называемого истеблишмента, не исключая и тех же олигархов. Стандартный сценарий с неубедительной оппозицией, вялыми и провокационными митингами, а также заангажированными СМИ лишь укрепляет вертикаль власти. При социально-экономическом ухудшении и ввиду отсутствия видимой альтернативы для граждан будет более актуальным вопрос выживания, а не курс страны. Это несомненно на руку власти. Но и это не исключает приход в Украину «арабской весны».
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org