В Польше скандал связанный с неонацистами

693

23 ноября сего года, к журналисту оппозиционного канала TVN Пьотру Вацовскему домой пришли сотрудники Службы Внутренней Безопасности (ABW) и вручили письмо с требованием 29 ноября явиться на дачу показаний в качестве подозреваемого в пропаганде фашизма. Данное действие польских властей было воспринято, как очередная попытка внедрить цензуру дабы заставить замолчать «неугодных». Всё бы ничего, но ситуация разгорелась до такой степени, что в дело вмешалась посол США Жоржет Мосбахер, которая произвела фурор своим письмом к премьер-министру Польши Матеушу Моравецкому.
В начале 2018 года журналисты «Superwizja» показали записи празднования польскими неонацистами дня рождения Адольфа Гитлера. Данные кадры были сняты скрытой камерой, которая находилась у журналистки, в рамках редакционного задания, внедренной ранее в ряды польских неонацистов с целью создания сюжета о их деятельности, окружении и т.д.

Тогда публикация записей на ТВ погрузила в шок польское общество и в результате появившиеся на видеозаписи люди были арестованы той же ABW за пропаганду фашизма. Двое из них оказались за решеткой, поскольку во время обыска у них дома были найдены форма офицеров «СС», нацистские флаги, баннеры, а также символика Третьего Рейха. Третий участник празднования был оштрафован на 13 тыс. злотых, поскольку сразу признался в содеянном и даже согласился отбыть наказание.

Один из мужчин, который на видеозаписи стоял в форме офицера «СС» и заявлял о том, что всех своих противников он будет резать «тупой финкой», оказался лидером силезийского регионального центра «Думы и современности» сотрудничавшей с «Рухом народовым» Роберта Винницкого, ультранационалиста и депутата польского Сейма. Более того, Роберт Винницкий даже заступился за данного персонажа во время следствия и суда.

Ситуация сложившаяся после публикации сюжета «Польские неонацисты» была особенно критической, поскольку на тот момент польская дипломатия пару месяцев безуспешно боролась за образ РП на международной арене. Причиной ухудшающейся репутации Польши на тот момент был недавний скандал связанный с Маршем Независимости в ноябре 2017 г., когда в Варшаве прошли националисты с баннерами на которых было написано: «Европа будет белой или безлюдной».

Когда польская прокуратура, в результате следственных действий вскрыла факт, что даже депутат Сейма готов заступиться за неонацистов, в ЕС начали еще критичнее относится к событиям в РП, а также задавать правительству Польши вопросы относительно эффективности их борьбы с экстремизмом и проявлениями ненависти.

Что случилось сейчас?

8 ноября 2018 г. право-настроенный интернет портал «wPolityce» опубликовали расследование, где говорилось, что один из задержанных неонацистов рассказал журналистам «wPolityce», якобы в марте 2017 г. он получил от двух неизвестных ему мужчин 20 тыс. злотых (около 150 тыс. грн.) с целью организации празднования дня рождения Адольфа Гитлера, с дополнительной просьбой приглашения на мероприятие девушки, как позже оказалось, журналистки TVN.

Удивительная скорость, но в тот же день Збигнев Зьобро министр юстиции РП заявил, что описанные «неонацистом» события действительно имели место быть и прокуратура уже подтвердила данный факт. Как и ожидалось, все обвинения в организации заказного материала, редакция канала TVN отрицала.

В результате описанных событий 23 ноября в квартире у одного из членов съемочной группы сюжета «Польские неонацисты» появились сотрудники службы безопасности. После этого дирекция TVN начала «бить тревогу» и заявлять о политическом давлении со стороны польских властей.

Позицию относительно того, что на TVN происходит давление, о том что в Польше постепенно начинают ограничивать свободу слова заняли не только польские СМИ или оппозиционные политики, но даже редакция “The New York Times”, которая в целом достаточно редко пишет о внутренней политике РП.

Ситуация накалилась до такой степени, что решение заступится за журналистов TVN приняла Жоржет Мосбахер посол США в Польше. Она написала письмо на имя премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, где попросила прекратить расследование в отношении польского журналиста и тем самым укрепить демократические ценности в РП, одной из которых является свобода прессы.

Поскольку письмо Мосбахер было написано с грубыми ошибками (фамилия Моравецкого написана так «Моравекций») и не в соответствующей дипломатическому протоколу форме (например, Моравецкий в письме указан, как министр, а не премьер), оно вызвало жесточайшую реакцию среди представителей правительства и партии «ПиС»

В польских СМИ появилось интервью с анонимным политиком из «ПиС», который заявлял о том, что Мосбахер перепутала Польшу с какой-то «банановой республикой», чтобы так явно учить её и вмешиваться во внутреннее дела.

Уже не анонимно данное событие прокомментировал евродепутат от «ПиС» Рышард Чарнецкий, который заявил, что Мосбахер нарушила некие границы и теперь отчетливо виден её «непрофессионализм». Естественно, Государственный департамент США решил сразу пресечь всякую критику в адрес своего посла, а потому Хизер Науэрт сделала заявление о том, что Жоржет Мосбахер делает отличную работу в Польше и представляет официальную позицию американского правительства. Само письмо Мосбахер, Науэрт комментировать отказалась.

В результате правительство Польши выдало официальную позицию относительно произошедшего, заявив, что симметричного ответа не будет, а билатеральным отношениям письмо никак не повредит.

О чем говорит произошедшее? Парадоксы.

Во-первых, следует начать с того, что главной целью польской дипломатии с 90-х годов прошлого века было создание стратегического партнерства с США. Данная цель была успешно выполнена, но при этом практически каждое правительство Польши после 1998 г. (кроме правительства Дональда Туска) обвиняли в том, что оно углубляет процесс самовассализации. Нынешнее решение польского правительства не опротестовывать слова Мосбахер, хотя и было верным для состояния внешней политики РП с прагматической точки зрения, только усилит голоса критики в сторону Моравецкого, поскольку оно подпадает под парадигму противников «самовассализации» Польши.

Во-вторых, еще в 2004 г. американский политолог Тэд Карпентер в интервью польскому ТВ заявил, что РП в отношениях с США находится в роли «клиентела». А в 2010 г польский политолог Збигнев Левицкий, рассказал о том, что делами Польши в США в конце 90-х — начале 2000-х иногда занимались «секретарши» в связи с высокой занятостью чиновников высшего уровня. За почти три десятилетия раны в двухсторонних отношениях Польши и США, как видно, еще не зажили и продолжают болеть. Польскому правительству очень не нравится, что их роль во внешней повестке США систематически занижается, а американские власти продолжают учить их демократии. Но не смотря на «раны», соответствующей (т.е. протестной) реакции со стороны РП нет и в ближайшее время не последует, поскольку это может угрожать их планам постройки стационарной базы американских войск в Польше.

В-третьих, назначение Мосбахер послом США в Польшу, вызвало крайне негативную реакцию на польской политической арене. Новый посол до этого никогда не занималась политикой, что уж говорить о дипломатии. Её основным занятием является бизнес и шоу-бизнес. Потому такой «накал страстей» на фоне письма Мосбахер связан также со старыми обидами.

Из этого всего возникает вопрос относительно адекватности заявлений польского правительства о том, что уровень отношений между США и Польшей находится на «высочайшем» уровне за всю историю независимости РП. Данное событие также дает понять, что если «ПиС» попробует еще сильнее «закрутить гайки» на внутренней арене, то США обязательно опротестуют любое посягательство на демократию.

Тем не менее для Польши я бы посчитал такое покровительство США скорее позитивом, чем негативом, поскольку взгляд со стороны всегда более трезвый и контрольная функция дип. миссии штатов будет более эффективной, чем, например, контроль за действиями «ПиС» со стороны оппозиции (которая решительно, но безрезультатно критикует их за буквально каждое действие).

По материалам: hvylya.net