Украинский Евромайдан и французская «Революция жёлтых жилетов». Общие черты и характерные отличия

1 179

Протесты в Париже не имеют ничего общего с украинским Евромайданом 2013-2014 гг. Многие украинские политики, журналисты и всевозможные эксперты не допускают даже мысли, что у французских протестующих есть что-то общее с украинскими патриотами времен «революции достоинства».

Об этом в прямом эфире телеканала «NewsOne» рассказала народный депутат от Блока Петра Порошенка Оксана Юринец. На вопрос ведущего: «Можно ли провести параллели между протестами в Париже и Майданом в Киеве?», народный депутат ответила категорическим «Нет». По мнению, парламентария у французских протестов «…торчат уши Кремля». И знаете почему? Всё потому, что «…её подруга запостила у своей подруги фото на котором «жёлтые жилеты» развернули флаг непризнанной ДНР».

А это, по мнению нардепа, является бесспорным доказательством участия России в организации беспорядков в Париже. Шах и мат Кремлю от Оксаны Юринец!

Дальше – больше. Ведущий размышляет о том, что украинцы вроде как боролись на Майдане за сытое будущее в Европе, а за что тогда протестуют «жёлтые жилеты» во Франции, Бельгии и Нидерландах? Они ведь уже в Европе. Им не надо подписывать ассоциацию с ЕС, клянчить «безвиз» и тому подобное. Что тогда хотят французы? Народный депутат ответила дословно следующее: «Украинцы никогда не выходили на майдан за колбасу, они выходили за идею, за государство». Выходит, французы вышли за колбасу. Странные у Оксаны Юринец представления о колбасе. Французы добиваются улучшения уровня своей жизни, защиты своих прав и свобод. Проще говоря, реализуют данный им принцип народовластия, демократии. Но украинскому депутату с Киева виднее за что стоят французы на Елисеевских полях…

Парламентарий обозначила дальнейшие перспективы для Украины: «Наша задача творить государство. И это не пробежать «стометровку», это тяжёлый марафон». Со слов депутата получается, что пять лет, которые управляет Пётр Порошенко – это легкая «стометровка». А сколько же времени продлится тогда тот самый марафон? Видимо не один десяток лет. Так что, панове украинцы, наберитесь терпения, затяните потуже пояса. Вам еще бежать тяжёлый марафон. Кстати, сколько лет понадобиться, чтобы Украине «добежать» до Евросоюза и будет ли он существовать к тому времени, Оксана Юринец ответить не смогла.

Увлекательные рассуждения народного депутата о протестах «жёлтых жилетов» под эгидой Кремля можно прослушать начиная с 37-й минуты её интервью каналу «NewsOne».

Скептически высказался о протестной акции французов и оппозиционный российский журналист Аркадий Бабченко. Об этом он написал на своей странице в Фейсбук. Он предположил, что попытка «»жёлтых жилетов» построить социализм приведёт к разрушению французского государства.

Не нашлось поддержки мирной акции «жёлтых жилетов» и у службы безопасности Украины. На своей официальной странице украинская спецслужба также осудила протесты во Франции и обвинила в беспорядках Россию. Глава СБУ Василий Грицак заявил, что «…международные границы не являются преградой для российской гибридной агрессии. Грязными методами Кремль уничтожает европейскую стабильность».

Однако, несмотря на скептицизм и недоверие украинцев к массовым протестам, которые проходят во Франции, параллели между Майданом и акцией «жёлтых жилетов» можно проводить. Впрочем, и различий тоже очень много. Именно в сравнении массовых протестов двух абсолютно разных стран можно доказать: двойные стандарты в политике никто не отменял. Где всемирное суждение «зверских избиений мирных демонстрантов французскими силовиками»? Где поддержка европейских стран «жёлтым жилетам», которые отстаивают демократию? Или демократия у своих ворот хуже диктатуры? Общих признаков украинских и французских протестов достаточно много, но стоит вспомнить два основных.

Признак № 1. Противостояние полиции и митингующих
Итак, что общего между Майданом в Киеве и в Париже? И там, и там происходили столкновения между протестующими и правоохранителями. В отличие от украинских коллег французы не жгли своих полицейских с помощью коктейлей Молотова. По крайней мере пока.

«Протесты по-французски» носили куда более гуманный характер по отношению к полицейским. Таких зверств как на украинском Майдане в Париже не было.

Признак № 2. Правоохранители и «онижедети»
Как в Украине, так и во Франции участниками массовых протестов стало молодое поколение граждан. В ноябре 2013 года произошли стычки между сотрудниками спецподразделения «Беркут» и студентами столичных ВУЗов.

По мнению большинства современных украинских экспертов, именно силовой разгон Майдана силовиками положил начало массовым акциям протеста, которые привели к свержению действующего президента Виктора Януковича.

Французские полицейские особо не церемонились с подрастающим поколением – юных бунтарей полицейский спецназ поставил на колени прямо на территории школы. Другим в назидание.

Кроме основных признаков акции протеста в Киеве, как и в Париже сопровождались массовыми погромами, мародёрством и блокированием административных зданий.

Чем отличается украинский Майдан от французских акций протеста?
В поддержку тех украинцев, которые утверждают, что «священный Евромайдан» не имеет ничего общего с французскими акциями «за колбасу», хочу сказать, что отличий между ними действительно много. Не меньше, чем сходства.

Во-первых, Майдан чётко координировался. У него были лидеры, которые управляли активистами и руководили акциями сопротивления. У французов нет лидера. Никто не кричит на специально оборудованной сцене: «Як куля в лоба, то куля в лоба!». «Жёлтые жилеты» действуют самостоятельно и автономно друг от друга. Что это даёт? С одной стороны отсутствие лидера создаёт некий хаос и несогласованность в действиях, с другой стороны не будет того, кто на революционной волне придёт к государственной кормушке.

Во-вторых, украинские протесты начались по официальной версии из-за отказа Виктора Януковича и его правительства подписывать ассоциацию с ЕС. Проблема в том, что 90% участников протестов на тот момент понятия не имели, что такое эта самая ассоциация. У большинства украинцев сложилось мнение, что власть не хотела, чтобы уже завтра страна вступила в ЕС и начала жить, как Германия или Франция. Обещаний от лидеров Майдана тогда прозвучало достаточно много. Чего не пообещаешь людям, лишь бы прийти к власти? В отличие от украинских протестантов, французы выдвинули вполне конкретные требования, направленные на улучшение уровня жизни: снижение налогов, повышение зарплаты и пенсии и многое другое. А вот пожелание протестующих – выход Франции из ЕС и НАТО, явно не понравилось украинским патриотам. Украина любой ценой хочет попасть в ЕС и НАТО, а они, видите ли, сами хотят уйти, хлопнув дверью. Неблагодарные какие французы!

В-третьих, украинские активисты не будут выходить на протесты как их французские коллеги. Почему Оксана Юринец, депутат партии Порошенко сказала, что украинцы стояли за идею, а не за колбасу? Именно потому, что украинцам можно внушить какую-то нелепую идею, за которую они будут стоять, а потом еще пять лет жить из года в год всё хуже и хуже. А французы не будут! Они готовы отстаивать своё право на нормальную жизнь.

Почему украинская власть во главе с Петром Алексеевичем не выразила искреннюю поддержку французским активистам? Причина ясна. Такой жест может дать толчок украинской нации. Вдруг украинцы возьмут и задумаются: «Если французы протестуют, будучи недовольными своим нынешним положением, то как живём и почему терпим мы?» Петру Алексеевичу только своих «жёлтых жилетов» в Украине не хватало. Ему бы с политическими оппонентами разобраться. А его опасения не напрасны – акции протеста начинают распространяться по Европе.

Дмитрий Калина

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org