Украинские трудовые мигранты и Сovid-19

616

Чем завершились обещания главы правительства трудоустроить всех трудовых мигрантов. Польское издание Obserwator Finansowy.pl анализирует поведение украинского правительства, которое под предлогом карантина попыталось взять под контроль работников и их денежные потоки.
Согласно официальным данным, только в течение первого месяца пандемии в Украину вернулось почти 400 000 работников; более всего, почти 180 000, из Польши. Считается, что в целом домой могло вернуться почти два миллиона граждан. Но после вынужденной эвакуации большинство не может вернуться на предыдущую работу за рубежом из-за непонятных действий украинского правительства.
В Киеве любят подчеркивать, что польский ВВП растет благодаря работникам с берегов Днепра, но, как оказалось, больше пользы они приносят именно украинской экономике. Как считает украинский экономист Олег Пендзин, деньги, которые присылают в Украину работники, увеличивают обороты розничной торговли в Украине на 12% и дают дополнительные 3% национального ВВП. А это значит, что без перечислений работников украинский бюджет был бы в … минусе!

Сovid-19 бьет по бюджету
С 2008 по 2019 годы трудовые мигранты перевели в Украину до $ 94 млрд. Но, похоже, эти золотые времена уже в прошлом. Доходы украинских заробитчан сократились в результате замедления экономики, утверждает Национальный банк Украины. Предыдущие экономические проблемы как-то решали за счет трансфера денег гастарбайтеров. Нынешний кризис — это не только экономические потрясения, но и дополнительный фактор закрытия границ и радикального ограничения миграции. По данным НБУ, 10% украинцев вернулись домой из-за пандемии, многие из них не смогли вернуться на предыдущую работу. В целом количество работников, которые переводят деньги в Украину, уменьшилось на одну пятую. В связи с этим НБУ пересмотрел свои прогнозы и предполагает, что в этом году денежные переводы гастарбайтеров достигнут $10 млрд, но не +12,5 млрд, как ожидалось ранее. Но эта цифра также не окончательная и может быть меньше, так как доходы тех, кто уехал на заработки, продолжают падать в связи с кризисом. В конце апреля свои оценки обнародовал Всемирный банк. Согласно им, гастарбайтеры перевели в 2019 году гораздо больше, а это $15,8 млрд, что на 25% больше, чем считал НБУ. Реально это соответствует 10,5% ВВП Украины. Аналитики Всемирного банка считают, что в этом году переводы от гастарбайтеров из Европы и других стран упадут почти на треть.

Чартерный шантаж
В интервью РБК премьер-министр Денис Шмыгаль отметил, что «работники являются квалифицированной и обученной в Европе рабочей силой и могли бы быть полезными для развития экономики Украины, а поэтому нужно их «удержать». Реагируя на эти слова, многие правительственные структуры начали административными методами интенсивно блокировать всякий выезд работников на Запад. Украинские чиновники задержали несколько вылетов чартерных самолетов с сезонными работниками, между прочим, вылеты в Лондон и Финляндию отменили без озвучки причин, когда пассажиры уже были в аэропорту. В то же время украинский МИД информировал о каких-то переговорах с правительствами стран Европейского Союза по сезонным работникам. Правительство до сих пор утверждает, что не имеет целью ограничить выезд за границу. Как сообщил Шмыгаль, его правительство готово к разговорам с правительствами западных государств, которые «хотят официально пригласить украинцев к сезонным работам». По его требованиям, для этого должен быть не менее трехмесячный контракт «с обеспечением социальных гарантий и условий труда украинцев». Координировать этот процесс должно правительственное бюро по делам европейской и евроатлантической интеграции. Кроме того, руководители правительства заявили, что «рассчитывают на помощь в развитии государства тех украинцев, которые до недавнего времени работали за границей. Но, вместе с тем, мы понимаем, что сейчас не можем активной части рабочей силы предложить уровень европейской зарплаты …».
Очевидно, что согласие западных государств на новые условия украинского правительства по делу работников означало бы перенос отношений работодателя-работника из частной сферы на другой уровень с административным вмешательством.

Работники под домашним арестом
Украинское правительство утверждает, что его действия в отношении выезда работников обусловлены заботой о гражданах, однако большинство экспертов склоняются к другому мнению. Они прежде всего обращают внимание на нарушение правительством 33 статьи Конституции Украины, которая гарантирует каждому гражданину право легального выезда за границу. Реализация требований правительства позволяла бы осуществлять тотальный контроль государства на только над выездами, но и прежде всего над заработанными экономическими мигрантами деньгами. Украинские граждане могли бы выезжать только организованными группами на основании соглашения между правительством и работодателями. Очевидно, что правительственные предложения имеют очень мало общего с правилами сотрудничества, вытекающими из соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Как отмечают критики этих планов, правительство, связывая согласие на выезд граждан на работу за границу с предоставлением контракта, получило бы возможность получить информацию о реальных заработках. А это откровенная возможность требовать от работников и их семей взятки.

«Получается, что свободные и полноправные граждане Украины могут легально выехать за границу, чтобы легально работать только с согласия правительства. Это похоже на официальную торговлю людьми», — считает политолог Алексей Голобуцкий.

Идеи о том, как сдерживать миграцию идут еще дальше. В июне на совещании президента Владимира Зеленского с предпринимателями в Черновцах была объявлено предложение о том, чтобы выезжающие выплатили количество денег, потраченное государством на их обучение в школах и вузах. Эта идея свидетельствует об отчаянии тех, кто стремится заблокировать процесс оттока рабочей силы. Потому что они забывают: большинство тех, кто стремится к европейскому рынку труда, заплатили за свое обучение и профессиональную выучку из собственного кармана.

По мнению экономиста Олега Пендзина, у правительства нет шансов удержать рабочую силу в государстве, потому что нет для этого денег. Учитывая, что создание одного рабочего места требует инвестиции в размере $50 тыс, то для обещанных Шмыгалем 500 000 новых рабочих мест не хватило бы сил даже в мощных западных экономик, а что уж говорить об украинской. Для нее найти на этот проект $25 млрд просто не реально.

По материалам: argumentua.com