Украина вошла в десятку стран — лидеров по миграции

919

По планете разбрелись около 6,6 млн. украинцев, взамен к нам приехали 5 млн. человек. Собственно, главная цель людей, решивших эмигрировать из Украины, — желание пристойно зарабатывать. А уехать хотят ни много ни мало — 56% молодежи в возрасте от 16 до 26 лет.
В 2011 году общее количество людей, проживающих не в тех странах, в которых родились, составило 215 млн. человек. С каждым годом цифра увеличивается. В 1990 году мигрантов было 155 млн., в 1995-м — 165 млн., в 2000-м — 178 млн., в 2005-м — 195 млн.
В докладе Всемирного банка «Миграция и денежные переводы», опубликованном в конце 2011 года, названы три самых больших центра притяжения мигрантов — США, страны Западной Европы и государства Персидского залива. Причем попасть в эти три центра чаще всего пытаются люди из соседних государств: в США — из Мексики, в Западную Европу — из Восточной, в страны Персидского залива — из Южной и Восточной Азии.

Для европейцев наиболее привлекательными являются Великобритания, Испания, Франция и Германия. Из стран Персидского залива — Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Для граждан постсоветских государств центр притяжения — Россия.

Крупнейшим в мире по объему миграции является направление Мексика — США. Далее следуют направления миграции в странах бывшего СССР: Россия — Украина и Украина — Россия, затем Бангладеш — Индия.

Как и в предыдущие годы, первое место в мире по количеству находившихся в стране мигрантов занимали США — 42,8 млн. Далее с большим отрывом следуют Россия, Германия, Саудовская Аравия, Канада, Франция, Великобритания, Испания, Индия и Украина. При этом авторы доклада отмечают, что пять из вышеперечисленных стран — Германия, Индия, Россия, Украина и Великобритания — входят в первую десятку не только по числу находящихся на их территориях иностранных граждан (иммигрантов), но и по количеству своих граждан, выехавших за границу (эмигрантов). Это свидетельствует о возрастающей роли встречных потоков мигрантов, то есть о тенденции, которая уже много лет характерна для международной торговли и движения капиталов.

В 2010 году лишь 8% от общего количества мигрантов составляли беженцы и лица, ищущие убежища, и бежали они из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии.

Что касается нелегальных мигрантов, то, по разным оценкам, их около 10–15% от общего количества мигрантов в мире. Наибольшее количество нелегалов в США — около 22%. Несмотря на кризис, общее число нелегалов в мире осталось в 2010 году на уровне предыдущего года, поскольку многие из них не имели средств для возвращения на родину. При этом приток новых нелегальных мигрантов сдерживался более жесткой миграционной политикой ряда стран, а также ужесточением пограничного контроля.
Денежный вопрос

В 2010 году мировой объем международных денежных переводов, по данным Всемирного банка, составил более $440 млрд. Из этой суммы $325 млрд. поступило в развивающиеся страны — на 6% больше, чем в 2009 году. Считается, что реальная цифра намного выше. Сумма официально зарегистрированных денежных переводов в 2009 году почти втрое превысила объемы официальной помощи развивающимся странам и практически равнялась суммарному объему прямых иностранных инвестиций в этих странах.

В 2010 году основными получателями зарегистрированных денежных переводов были Индия, Китай, Мексика, Филиппины и Франция. По показателю «отношение объема поступающих денежных переводов к ВВП» ведущие места в 2009 году занимали Таджикистан, Тонга, Лесото, Молдавия и Непал.

Основным источником международных денежных переводов являются страны с высоким уровнем доходов граждан. По объему отправляемых из страны денежных переводов в 2009 году с большим отрывом лидировали США ($48 млрд.). Далее — Саудовская Аравия, Швейцария и Россия.

А НАМ И ТУТ ХОРОШО

Половина украинской молодежи мечтает уехать из страны

Лесе Матиюк 30 лет и уже четыре года она живет в Германии. На родине выпускница иняза некоторое время работала преподавателем университета, а потом подала заявку на стипендию в Немецкую академическую службу обмена (DAAD) и в Фонд Эберта. Талантливую девушку из Украины заметили, и скоро она уже поступила в магистратуру одного из престижных немецких университетов

За несколько лет учебы в Германии Леся успела написать диссертацию, устроиться на работу в фирму, которая занимается менеджментом исследовательских проектов. Со дня на день она получит степень доктора философии и... возвращаться в Украину не собирается. Причина банальна — доктор философии никогда не найдет в Украине работу на полторы тысячи евро, которые ей, студентке, платят сейчас в Германии. «Я хочу работать по специальности — с иностранными языками — и получать за это адекватную зарплату. Я не хочу работать по выходным, бегать по дополнительным урокам и еле сводить концы с концами...» — объясняет Леся.

Собственно, главная цель людей, решивших эмигрировать из Украины, — желание пристойно зарабатывать. А уехать хотят ни много ни мало — 56% молодежи в возрасте от 16 до 26 лет. Таковы результаты опроса студентов Институтом демографии и социальных исследований им. Птухи (при поддержке равных возможностей ПРООН). Были опрошены студенты из шести городов — Киева, Запорожья, Ивано-Франковска, Одессы, Умани и Хмельницкого.

За деньгами

Эксперты успокаивают: «хотят — еще не значит, что уедут», хотя тенденция, безусловно, удручающая, и властям есть над чем задуматься. «Все опросы, на основе которых делают выводы аналитики, строятся на оценке установок. Это неправильно, потому что готовность уехать и сам отъезд не одно и то же. Новую волну миграции может спровоцировать какой-нибудь форс-мажор — новый Чернобыль, гражданская война и т.п. В последние годы все миграционные процессы в Украине пришли в равновесие», — говорит Ирина Прибыткова, профессор социологии, ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ.

Ирина Прибыткова считает, что для отъезда за границу одного желания недостаточно. «Установка и реализация — это разные вещи. Для начала эти молодые люди должны получить визу. А Евросоюз сейчас, по сути, создал собственный железный занавес и визы выдает крайне неохотно», — объясняет она. В качестве примера профессор рассказала, что посольство Италии отказало в визе ей и ее коллеге — руководителю Института демографии Элле Либановой. Два почтенных ученых собирались, между прочим, на международную конференцию по вопросам демографии.

Однако для молодежи возможностей уехать навсегда или на время на самом деле достаточно много. 22-летний Александр Давыдюк в феврале должен получить диплом Национального университета биоресурсов и природопользования. Будущий ветеринар пока не видит на родине перспектив работы по специальности. Поэтому собирается поехать в Данию по молодежной программе. Там он уже нашел работу, на которой сможет применить свои знания и получить необходимый опыт. Его пригласили в хозяйство, где выращивают норок. Обещают платить не менее тысячи евро в отличие тысячи гривен, которые могут предложить молодому специалисту в отечественных ветеринарных клиниках.

Олег Мосейчук (32 года) переехал в Лондон год назад. Ни два диплома о высшем образовании, ни знание английского, ни работа в транснациональной логистической компании не удержали его от решения поискать счастья за рубежом. Олег не скрывает: его не устраивал уровень жизни, который он мог обеспечить себе в Украине. По одной из образовательных программ Олег выехал в Британию. В Лондоне он трудится несколько часов в день в одном из лондонских магазинов. Престижной эту работу не назовешь, но она позволяет ему сводить концы с концами. В шутку Олег называет себя «несчастным мигрантом из счастливой Украины», но возвращаться на родину не спешит. Просто и искренне объясняет: в Лондоне лучше.

Эксперты говорят, что от общего количества украинских мигрантов тех, кто намерен навсегда остаться за границей, лишь около 4%.

Все остальные едут заработать денег. Причем половина респондентов рассчитывает на ежемесячный доход более $2 тыс., еще четверть согласны на зарплату от $1 тыс. до $2 тыс. «Наши представления о жизни в Европе и о заработной плате во многом не соответствуют реальной ситуации. В Германии, например, чтобы получить желаемое, нужно соответствовать большому количеству критериев, — рассказывает Леся Матиюк.

— Да, госслужащий зарабатывает чистыми около 1,6–1,7 тыс. евро. Но путь к такой зарплате непрост. Во-первых, необходимо знание языка. Во-вторых, нужно иметь немецкий диплом либо дефицитную специальность. Сейчас в Германии востребованы инженеры и медработники (врачи, медсестры, сиделки). Однако трудоустроиться не так-то просто. Медработники должны подтвердить свою квалификацию, и главное, на «вашу» вакансию не должны претендовать немцы, беженцы, граждане стран — членов ЕС, которые имеют преимущества на рынке труда по сравнению с гражданами Украины».
Воссоединение семей

Главная миграционная тенденция, которая будет преобладать в ближайшее время, — воссоединение семей. «Часть освоившихся за границей трудовых мигрантов будут забирать туда из Украины свои семьи. Это продолжение четвертой волны миграции, которая была у нас после распада Советского Союза. Вероятность увеличения количества новых мигрантов невелика», — считает Алексей Позняк, заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований им. Птухи.

Позняк говорит, что в конце прошлого года институт проводил опрос совершеннолетних детей трудовых мигрантов на предмет их склонности к предпринимательской деятельности, и оказалось, что уровень установок на предпринимательство в Украине у них гораздо выше, чем за рубежом. «Но если ситуация с развитием предпринимательства в Украине будет ухудшаться, как это было в последние годы, вполне возможно, что они будут стремиться реализовать свои планы и амбиции за границей», — резюмирует Позняк.

При этом эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы в Украине будет активно развиваться внутренняя миграция.

«Около 20% сельского населения ежедневно (или вахтенным методом) ездит на работу в города. При этом они не переезжают в город и не планируют этого делать, поскольку не в состоянии снимать там жилье», — объясняет Ирина Прибыткова. Социологи подсчитали, что на начало 2011 года на работу в Киев приезжали около 387 тыс. человек.

Кстати, мечта большой части студентов из провинции, опрошенных Институтом демографии, — уехать в столицу. Перебраться в другой город хотели бы 11,2% опрошенных, из них 80% — в Киев. Остальные 20% распределились между Харьковом, Львовом, Одессой, Днепропетровском и Винницей.

По материалам: cripo.com.ua