Украина шагает в ЕС – какие реформы ждут своего часа?

350

Европа наконец сформировала свою позицию по Украине. Однако вместе с рекомендацией о предоставлении кандидатского статуса теперь уже официально сформулированы требования к Украине, которые придется выполнить. Именно от этих условий и будет зависеть дальнейший процесс евроинтеграции. Для выполнения этих шагов Еврокомиссия поставила конкетные сроки – конец 2022 года. Впрочем и тут также потребуется утверждение руководителей государств, входящих в ЕС, которым и предстоит решать выполнены ли условия.

17 июня глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила рекомендации по предоставлению статусу кандидата для Украины. Именно в этом заявлении для пресс-конференции в Брюсселе она отметила, что кандидатский статус на вступление в ЕС предоставляется с учетом того, что Украина выполнит важные реформы. Соответствующую заявку Украины главы европейских государств, входящих в Евросовет, намечали на рассмотрение 23 июня. Уже было известно, что Германия, Франция и Италия проголосуют за кандидатство для Украины. Об этом во время поездки в Киев 16 июня заявили главы этих государств. Отмечалось, что это станет серьезнм аргументом для других стран голосовать за Украину Также ожидалось, что голосование станет единогласным. Данный статус был представлен одновременно с требованиями, которые в обязательном порядке нужно будет выполнить. Условия касаются работы над верховенством закона по борьбе с коррупцией, олигархами и становлении фундаментальных прав. Именно по достижениям и будут делаться все выводы, потому весь прогресс зависит от Украины, подчеркнула фон дер Ляйен. Подобный подход Еврокомиссия планирует применить и к Молдове. Также свою заявку подавала и Грузия, но статус кандидата Грузии пообещали только после проведения реформ.

Сформированный список условий, который предъявлен Украине, опубликовал и глава офиса президента Андрей Ермак. Одним из главных пунктов стало приведение к европейским нормам законодательство о Конституционном суде, начиная с конкурсного отбора судей. Приводить к соответствию придется на основании заключений Венецианской комиссии так по ряду законопроектов, так и по всем нормам, связанным с КСУ. Начиная с 2020 года вокруг этой ветви власти разгорелся настоящий кризис, связанный с решением отменить норму об уголовной ответственности за недостоверное декларирование чиновниками. Хотя было заведомо известно, что эта норма относится к антикоррупционному законодательству, которого требовал Запад. Там же посчитали что Конституционный суд покусился на всю борьбу с коррупцией. Тогда президент Зеленский даже заявил, что создается угроза национальной безопасности и внес не менее спорный законопроект о роспуске КСУ и недействительности его решения. Документ так и не был принят, хотя и создал открытое противостояние Банковой с руководителем Конституционного суда Александром Тупицким. Фактически с тех пор КСУ бездействует.

Тогда же нардепы неоднократно обращались к Венецианской комиссии с просьбой разъяснить свое мнение по ситуации. В комиссии рекомендовали создать новую процедуру по отбору судей а также новый контролирующий орган по оценке. Но эти выводы Венецианской комиссии не реализовали, так как, похоже, в офисе президента хотели сделать КСУ подконтрольным себе. Теперь придется серьезно поработать над законодательной базой по Конституционному суду, а эта база регулируется не только законом, но и Конституцией.

Также в качестве отдельного пункта вынесена процедура проверки добропорядочности кандидатов для Вывшего совета правосудия, которому предстоит управлять судебной системой. Фактически это требование по продолжению судебной реформы. Ее остановку пролоббировали с Банковой, так как фактически контроль судебной системы мог перейти в руки Запада. Очевидно, в результате чего многим чиновникам и олигархам не поздоровилось бы.

Еще один пункт касается усиления антикоррупционной борьбы, прежде всего для высших чиновников. Власти должны совершить отбор и наконец назначить нового директора НАБУ и руководителя САП. Как ни странно, но и здесь между Западом и Киевом сформировались противоречия, так как власти не хотят отдавать под чужой контроль борьбу с коррупцией. Несколько месяцев назад антикоррупционные активисты серьезно критиковали Банковую за затягивание конкурсов САП, но в офисе президента были явно не заинтересованы в передаче под контроль Запад вертикали антикоррупционных органов. Сейчас трудно сказать, как будут выполнять это требование ЕС, ведь довольно серьезные риски падут на многих предствителей команды Зеленского. Но и не выполнить это требование тоже нельзя так как оно прямо указано лбязательным для вступления в ЕС. Также ЕС требует привести в соответствие законодательство в сфере борьбы с отмыванием денег к тем стандартам, которые используются группой по финансовым мерам FATF. Действующие в Украине законы, касающиеся отмывания, значительно менее жесткие, чем в ЕС. Более того, в Украине даже существует целый серый рынок с нелегальными зарплатами, услугами и черный нал. Похоже, с этим придется заканчивать, однако и тут непонятно — решатся ли на это на Банковой, особенно с учетом негативной реакции населения на фоне роста социально-экономических проблем. Также Венецианска комиссия требует запустить антиолигархический закон, который был принят, но так и не заработал. По этому вопросу уже был анонсирован указ президента по формированию реестра олигархов. Судя по всему, тему о этом указе подняли как раз в связи с появлением данного пункта в требованиях Еврокомиссии.

Кроме того, Еврокомиссия требует создать независимого медиарегулятора и привести в соответствие с европейским все аудиовизуальное законодательство. Речь идет о крайне развитом на Украине пиратством – бесплатном контенте, фильмах и играх. Основным пунктом тут стоит телевидение и радио. Подобные директивы в Украине уже пытались внедрить. Законопроект начали разрабатывать еще в 2012 году при Януковиче, продолжили работу при Порошенко, но тем не менее, закон так и не был принят. При Зеленском был разработан новый законопроект «О медиа», который в большей степени был создан на основе европейских директив в первой части, а вот вторая часть подверглась критике уже со стороны украинских медийщиков – там было указано большое количество штрафов. Этот закон тоже не приняли и судя по всему, придется работать над третьим вариантом. И наконец Украине рекомендовано завершить реформы в законодательной базе касательно нацменьшинств, в том виде, в котором рекомендовала Венецианская комиссия. Прежде всего, там раскритиковали языковое законодательство, принятое в Украине с отдельным указанием на дискриминационные нормы касательно русского языка. В рекомендациях комиссии указывается необходимость либерализовать языковые законы. Очевидно, что этот пункт по нацменьшинствам и языкам в Европе будут также тщательно контролировать и в первую очередь из Венгрии, без голоса которой эти условия к выполнению не засчитают.

В целом очевидно, что такие требования – это довольно серьезный вызов, и Банковой придется приложить серьезные усилия для их реализации.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org