Украина продолжает торговать оружием
Торговля оружием в современном глобализированном мире — одно из направлений экономической политики всех без исключения развитых стран. Ведь сама по себе такая торговля не является самоцелью, это важная составляющая государственной политики, которая должна обеспечивать не только доходы, но и политическое влияние, получение новых технологий, новых рынков сбыта и тому подобное.
Мировой рынок вооружений очень сложен, одновременно с учетом постоянных военных конфликтов спрос на нем остается высоким и имеет тенденцию к росту. Обычно на нем ожесточенными конкурентами являются даже политические союзники — такова уж специфика торговли оружием. Это хорошо видно на международных оборонных выставках, где потенциальные продавцы и покупатели тщательно изучают предложения друг друга и подписывают контракты.
Украина в этом смысле не исключение, ведь, по мировым рейтингам такой авторитетной международной организации, как Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI), она почти всегда держалась в первой десятке стран-экспортеров вооружения и военной техники (ВиВТ) или очень близко к ней.
Такой ход событий — не случайность или стечение обстоятельств. С начала 1990-х годов, то есть с обретением независимости, Украина с ее мощным военно-промышленным потенциалом, огромным количеством ВиВТ и запасных частей к ней, а также боеприпасов и услуг просто объективно не могла не выйти на внешний рынок, что она с успехом и делает по сей день. Но если в начале речь шла в основном о распродаже излишков из унаследованных от бывшего СССР арсеналов, впоследствии картина изменилась. Ведь для удержания позиций на рынке нужны новые разработки и новый экспортный продукт.
Как все начиналось, или Танки, вперед!
Убедительным примером этого стал известный танковый контракт с Пакистаном, заключенный в 1996 году на сумму $650 млн. Речь шла об изготовлении и поставке 320 новых танков украинского разработки Т-80УД. Об огромной пользе его для Украины говорить не приходится. Ведь сумма контракта равнялась сумме среднего транша МВФ. Контракт дал не только работу Заводу им. Малышева в Харькове, но и возможность создать рабочие места на десятках предприятиях-контрагентах по всей Украине.
Значительно активизировалась военно-прикладная наука. В рамках выполнения контракта пришлось решить ряд технических и технологических вопросов, в частности создать полный замкнутый цикл производства танков и другой бронетехники в Украине с использованием отечественных комплектующих. Было даже создано собственное производство 125-мм танковой пушки, благодаря чему Украина лишилась зависимости от РФ в этой сфере. Наконец, все это способствовало дальнейшему развитию украинского танкостроения и отдельных смежных направлений оборонки.
Успешная реализация в 1996-1999 годах танкового контракта позволила не только получить важный опыт, поддержать в сложные времена целую отрасль украинской оборонки, но и закрепиться на пакистанском рынке и даже перевести сотрудничество с этой страной на качественно новый уровень. Качество украинских изделий в сфере бронетехники, надежность и гибкая экспортная политика создали все предпосылки для того, чтобы Украина стала полноправным участником пакистано-китайско-украинского проекта по созданию перспективного основного боевого танка Al-Khalid для Пакистана. Более того, доля украинских компонентов машины увеличивалась.
Ярким примером этого стало подписание выгодных контрактов. Одним из них был контракт 2002 года на сумму $100 млн, который предусматривал поставку в Пакистан 285 моторно-трансмиссионных отделений для Al-Khalid. И это не случайно, ведь созданные в Харькове трансмиссионная система и уникальный танковый дизельный двигатель лучше прочих соответствуют требованиям эксплуатации танков Al-Khalid в условиях пустыни. Пакистанские военные убедились в этом во время эксплуатации танков Т-80УД украинского производства.
Отметим, что ни один конкурент не смог предложить что-то даже приближенное к этому и еще и по привлекательному соотношению цена — качество. Впрочем, все было очень непросто, ведь украинским производителям пришлось конкурировать с известными иностранными фирмами мирового уровня из Великобритании, Китая, РФ и др.
Украина смогла подписать контракты на поставку малых десантных кораблей на воздушной подушке в Грецию и Китай, патрульных катеров в Туркменистан, пограничных катеров в Узбекистан и др. К сожалению, были и другие примеры. К примеру, по неизвестным причинам недостроенный тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был продан в Китай всего лишь по цене лома, но там его, вопреки условиям контракта, все же достроили и поставили на вооружение как авианосец «Ляонин». Это также определенный опыт.
В 2011 году Украина выиграла контракт на поставку 49 новейших танков Т-84 «Оплот-Т» в Таиланд. Харьковский завод им. Малышева и дальше выполнял контракт даже в условиях агрессии РФ против Украины и, несмотря на известные сложности, успешно завершил его в 2017-м поставкой заказчику последней партии машин.
Украинский танк Т-84 «Оплот» показательно преграды во время проведения Международной оборонной выставки IDEX в Абу-Даби (ОАЭ)
Несмотря на информационную войну на фоне агрессии РФ, Украина с 2014 года окончательно перестала быть «серым экспортером оружия для африканских диктаторов» и уверенно улучшает свой имидж. От экспорта остатков ВиВТ еще советского производства Украины решительно перешла к экспорту новых собственных разработок.
Украина имеет прочные позиции на некоторых важных направлениях экспорта наукоемких изделий ВиВТ в разные регионы мира. Речь идет об РЛС нового поколения для нужд ПВО-ПРО, оперативно-тактических ракетных комплексах («Гром»), транспортных самолетах, системах активной защиты от противотанкового оружия, морских газовых турбинах и тому подобном. К этому можно добавить контракты на поставку легкой бронетехники, патрульных катеров, малых десантных кораблей на воздушной подушке, широкой гаммы запасных частей, стрелкового оружия, боеприпасов, оказание услуг по ремонту и модернизации ВиВТ советского производства (самолетов, вертолетов, БТР и т.п.).
По данным ГК «Укроборонпром», Украина сегодня является одним из ведущих игроков на мировом рынке вооружений и поставляет различные виды ВиВТ и технику двойного назначения в 68 стран мира. Еще с 83 странами проводятся текущие переговоры. А суммарный портфель заказов на 1 июля 2017 года составил $2366 млн(!).
Как торгуют ВиВТ
Безусловно, ведущую роль в этом играет ГК «Укроборонпром». Уже оптимизированы регуляторные процедуры, связанные со специальным экспортом, распространяется практика привлечения к реализации совместных проектов известных иностранных компаний. Концерн также меняется, вследствие чего сегодня за рубежом его воспринимают как полноценного легального партнера.
Учитывая это, концерн постоянно ищет новые рынки сбыта и призывает к сотрудничеству частный бизнес. Показательным является увеличение участия частных производителей в изготовлении ВиВТ (до 50% государственного оборонного заказа в 2017 году), а также качественные изменения — рост производства высокотехнологичных изделий с высокой добавленной стоимостью. Последнее свидетельствует в пользу расширения отечественными производителями связей как между собой, так и с иностранными партнерами: это привлечение отечественной науки, иностранных партнеров, трастовых фондов НАТО и тому подобное. Сейчас по программам НАТО в Украине реализуются 37 различных оборонных проектов (в частности, четыре в КПИ), многие из них имеют довольно привлекательную экспортную перспективу.
В апреле 2017 года в Украине был создан оборонный хаб, чтобы углубить кооперацию частного и государственного секторов ОПК. Он объединил 583 предприятий, из которых 134 входят в состав ГК «Укроборонпром», 40 — в Лигу оборонных предприятий. Остальные (409) концерн привлекает к выполнению работ по программе импортозамещения в 21 регионе Украины.
Известно о реализации ГК «Укроборонпром» стратегии реформирования ОПК Украины, которая предусматривает такие последовательные шаги: корпоратизация, аудит, кластеризация, комплексные действия по защите технологии и запуск Главного агентства передовых исследований и разработок (ГАРДА — Головна агенція передових досліджень і розробок).
Между тем вопрос развития оборонной промышленности зависит от развития национальной экономики в целом. По оценкам Минэкономразвития Украины, в условиях потери нашей страной в результате агрессии РФ до 20% промышленного потенциала и 4% национальной территории ее экономическая успешность свидетельствует о преодолении периода, когда было нужно выстоять и одновременно реформироваться. Даже незначительный, но все же рост ВВП в таких сложных условиях является прямым свидетельством перехода Украины к качественно новому этапу развития.
Что дальше?
По мнению специалистов, целью Украины должен стать выход на социальный, экономический и финансовый уровни европейских стран, то есть быть равным партнером на глобальном мировом рынке. Это потребует привлечения усилий всех заинтересованных сторон: власти, науки и бизнеса, определения конкретных шагов по внедрению новаций и предоставления этому необходимой государственной поддержки.
Речь идет о необходимости высокотехнологичного прорыва, который должна обеспечивать активная государственная политика, прежде всего в направлении расширения всестороннего партнерства в сфере науки и инноваций, чтобы повысить заинтересованность бизнеса по вложении финансовых ресурсов (с доведением доли таких ресурсов до 2/3 от общего объема финансирования научной сферы) и усилить его ответственность за эффективное использование инвестиций.
В то же время, как считают эксперты, наряду с реформированием ГК «Укроборонпром» требует дальнейшего совершенствования имеющаяся нормативно-правовая база. Изменения здесь происходят очень медленно, чтобы соответствовать требованиям времени. Например, хотя уже внесены изменения в Налоговый и Таможенный кодексы Украины, которые упрощают процедуру импорта для всех без исключения предприятий ОПК Украины, рассмотрения ждут еще, по меньшей мере, 40 нормативно-правовых актов.
Прежде всего законодатели должны упростить процедуры по ввозу ряда оборудования, товаров и изделий, имеющих критическое значение для работы оборонно-промышленного комплекса Украины и пока у нас не производятся. В частности, речь идет о создании в Украине полноценного производства боеприпасов, строительство под эгидой МОУ заводов по изготовлению компонентов боеприпасов, отдельных видов порохов и взрывчатых материалов.
Для этого важно принять закон Украины «О военно-техническом сотрудничестве» и внести изменения в Постановление Кабинета Министров Украины № 170 от 16.03.2016 года о «Порядке ввоза, первой поставки и целевого использования товаров, определенных частью восьмой статьи 287 Таможенного кодекса Украины, для использование в производстве продукции оборонного назначения».
В правовом поле требуют решения следующие вопросы:
— устранение законодательных ограничений по созданию предприятий на базе объектов госсобственности;
— преобразование госпредприятий в публичные акционерные общества;
— получение инструментария для реструктуризации пассивов;
— применение механизмов участия частного капитала в акционерных обществах;
— упрощение порядка создания СП с иностранным капиталом.
Учитывая это, наряду с решением сугубо экономических вопросов торговля ВиВТ украинского производства в условиях гибридной войны позволяет не только поднять отечественную промышленность, но и обеспечить ее инвестициями и новыми технологиями.
Не менее важной составляющей этого вектора развития является возможность помешать попыткам определенных сил превратить Украину в зависимую, чисто аграрную державу. Что грозит упадком национальной промышленности, в частности оборонной, со всеми текущими последствиями.
По материалам: argumentua.com