Тридцать лет независимости: почему Украина не добилась того, чего могла

691

В 1991 году у многих была масса оптимизма и веры в развитие страны. Но за тридцать лет стало очевидно, что шансом страна не воспользовалась.

В течение многих лет Украина была без собственной политической элиты. Фактически те, кто управлял СССР, видели центр в Москве, а государственнические взгляды считались едва ли не предательством. В то же время пропагандировались покорность и преклонение перед Москвой, а местечковые вожди получали за это продвижение по службе. Очевидно, что акт провозглашения независимости никак не смог бы изменить что-либо в таких людях, которые еще много лет правили Украиной. Все продолжалось и в девяностые, а те, кто представлял ранее московскую власть, так и не смогли стать полноценной политической элитой самостоятельными взглядами. Они не были люстрированы и их не снимали с должностей. Многие участвовали в большой политике и даже продолжают там пребывать. Так, например, по данным Национального института стратегических исследований при президенте Украины по состоянию на 2003 год около половины всех чиновников, как местных, так и центральных органов государственной власти, начали свою карьеру в советские времена. Туда можно зачислить не только старые высшие кадры, как например, Кравчука, но и молодых советских идеологов как, например, Турчинова. Советская номенклатура пребывала абсолютно во всех ветвях власти вплоть до Совета нац безопасности и обороны и администрации президента. А среди руководства областных администраций таковых было около 80%.

Все это не могло не казать влияния на фундамент Украины. Формально страна получила независимость в 1991 году, но за красивой вывеской существовала другая реальность. Другим странам, ранее пребывавшим под властью Москвы, повезло больше. В Украине же чиновники много лет игнорировали проблемы, по привычке считая, что их решат из Москвы. К армии и вовсе относились как к маловажному механизму, который стране совершенно не нужен, чем в 2014 году и воспользовался Кремль, достигнув максимального результата именно на тех территориях, где не было украинской идентичности. А чиновники продолжали трактовать все по советским лекалам. Украина лишилась Донбасса и Крыма потому что чиновники много лет игнорировали вопросы государственного строительства, не думая о создании украинской идентичности среди граждан. По сути, происходящая безгосударственность во многом влияла на сознание граждан и в девяностые, и двухтысячные.

Создание предпринимательской элиты также было затруднено захватившими экономику олигархами. Граждан годами учили быть толерантными и миролюбивым, лишая самоуважения и национального достоинства. Никакой внешней помощи ждать не нужно было уже тогда, а вся ответственность должна была быть только на самих украинцах. Впрочем постепенно среди граждан стало зарождаться самосознание, которое никак не подкреплялось государственной политикой. Так к 2003 году выяснилось, что половина украинцев хотели бы видеть страну в Евросоюзе, а другая половина – в союзе с Россией. Но уже к 2013 году объелинения с Россией желали лишь 16% граждан Украины, хотя 85% сохраняли положительное отношение к соседнему государству. После военной агрессии против Украины цифры серьезно изменились, что в итоге отобразилось на результатах социологических исследований, проводившихся в 2021 году. Положительное отношение к России сохранили немногим более 40% украинцев. В то же время объединения с ней желали все еще около 8% граждан. Также отношение к стране-соседу зависит от места проведения опроса. Так в западных областях позитивно относятся к России около 30% населения, а на востоке – уже около 60%.

Впрочем, эксперты все же считают, что не самоидентичность и не внешние угрозы мешали Украине развиваться. Наибольший вред экономике, по их мнению, нанесли коррупция и олигархи. В девяностые власть решала, стоит ли приспосабливать советскую экономику к рыночной или провести радикальные реформы. Устроив ваучерную приватизацию, экономику подарили олигархам. Крупные финансово-промышленные группы фактически превратились в политическую элиту, либо получили серьезное влияние на все высшие органы власти. Некоторым олигархам принадлежат целые группы нардепов и даже партии. Есть монополисты в секторах энергетики, в промышленности, из-за чего бизнес имеет в Украине колоссальные возможности. К 2016 году совокупное богатство всего трех украинских олигархов было больше чем 13% ВВП – это больше чем во многих других странах мира и значительно превышает европейские показатели.

Огромной проблемой для развития страны является и коррупция. 70% граждан уверены, что коррупция даже более значима чем война. Скопрометировавшими себя органами считают едва ли не всех – и парламент, и прокуратуру и суды, и полицию, и самое главное – даже те органы, которые призваны бороться с коррупцией. В рейтинге стран по уровню коррупции Украина занимает 117 место из 180, на одном уровне с Непалом, Сьерра-Леоне и Замбией. Коррупция смогла монополизировать практически во все сектора экономики, лишив надежды на справедливость даже через суд. Именно из-за нее, по мнению экспертов, Украина теряет примерно 2% ВВП в год.

Тридцать лет для независимости – это достаточно большой срок, за который вполне можно было реализовать самые смелые планы. но похоже что политические элиты по-прежнему не спешат этим заниматься.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org