Связь экс-владельцев Parex Bank и группы посреднических компаний

652

Мы уже писали об этой преступной сети в связи с закупкой буровой вышки для “Черноморнефтегаза”, поставками украинских танков в Африку на “Фаине”, скандалом с пиратским сервисом EX.ua, вертолетной площадкой президента Виктора Януковича и вакцинами против “птичьего гриппа”. Теперь публикуем материал, в котором показана связь экс-владельцев Parex Bank и группы посреднических компаний.

Латыши Эрик Ванагелс и Стэн Горин покажутся вам миллиардерами, если вы узнаете о сотнях, а, возможно, и тысячах компаний, которыми они владеют. Но это не так, они не богаты. Они просто подставные фигуры.

Назовем их прокси-людьми по аналогии с прокси-серверами, которые позволяют хакерам прятать свое настоящее лицо. Такие люди позволяют прятать лицо реальным владельцам капиталов. Иногда за плату, а иногда и сами того не зная (мошенники крадут и используют их документы). Бизнесмены и коррумпированные чиновники таким образом уклоняются от уплаты налогов или отмывают преступные деньги. И для Восточной Европы это настоящая эпидемия.

Ванагелс и Горин — типичные прокси-люди. Они работают в группе с другими подставными людьми, которые связаны с сотнями компаний, и зачастую замешаны в преступлениях. Выяснить, кто стоит за преступной сетью, трудно. Но зная кое-что об этих людях, можно найти ключ к этой тайне. В нашем случае цепочка приводит нас к бывшим владельцам латвийского банка.

О чем говорят документы

В октябре 2008 года в Новой Зеландии была подана заявка на регистрацию ряда компаний, связанных с прокси-людьми Ванагелсом, Гориным и др. Податель заявления уведомил регистратора, что одна из этих подставных фигур Инта Билдер заменит другую подставную фигуру Вольдемара Спатца в 18-и компаниях, которые принадлежат в конечном счете Unihold Ltd (см. документ в формате PDF) с Эриком Ванагелсом во главе (документ).

Документы, поданные в Новой Зеландии, были отправлены с факса Parex Bank (Рига, Латвия). Вот кто на самом деле руководил прокси-людьми. Parex Bank хорошо известен в Риге. Было время, когда он считался успешным латвийским банком. Но в октябре 2008 года он доставил много хлопот латвийскому народу, который был вынужден оплачивать из своих налогов коррупционные действия банкиров.

Председатель правления Parex Bank Валерий Каргинс и главный исполнительный директор Виктор Красовикис превратили этот банк в одну из крупнейших финансовых структур Балтии из небольшого бизнеса по обмену валют, который появился в Советском Союзе в 1991 году одним из первых. Вместе с тем они сами разбогатели и приобрели влияние в Латвии.

Успех Parex был основан во многом на обслуживании нуворишей из России и стран бывшего Союза. Это были олигархи и чиновники, которые, вероятно, грабили собственное население с 1990 года. Около 70% депозитов в Parex были из России, Украины и других бывших советских республик. Вкладчики банка прятались за масками подставных компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах с минимальным раскрытием информации и прокси-людьми в директорских креслах.

Через месяц после того как в Новой Зеландии были внесены изменения в документы, волна глобального кризиса смыла Parex Bank в финансовую пропасть. Банк остался должен около миллиарда долларов международным инвесторам. Акционеры Каргинс и Красовикис были вынуждены продать контрольный пакет акций латвийскому государству за два лата (около 30 грн).

Новый национализированный Parex Bank теперь пытается вернуть в бюджет деньги, вложенные в спасение банка. Руководство банка судится с прежними владельцами Каргинсом и Красовикисом из-за того, что они “обогатились за счет банка”, выдавая себе льготные кредиты и создавая сверхдоходные депозиты, а также из-за предоставления ложной информации о положении банка на момент национализации.

Мы обращались к Каргинсу и Красовикису через их представителя Сергея Бардовскиса. Но ответов по поводу их связи с подставными директорами не получили.

Джон Кристмас, банкир из США, был нанят в 2002 году банком Parex для развития международного направления. Он наблюдал операции банка в течение двух лет, прежде чем не уволился в 2004 году. После всего увиденного в Parex Кристмас обратился в прокуратуру, но реакции не последовало. Он говорит, что акционеры странным образом не заботились о связях с крупными международными банками. Вместо этого они ежедневно тратили свое личное время на общение с богатыми клиентами. Кристмас вспоминает, что один руководитель банка “часто беседовал об оффшорных компаниях по телефону”.

Для сомнительных услуг также использовались небольшие банки вроде Trasta Kommercbanka, который принадлежит Игорю Буймистеру, бывшему председателю Совета акционеров Parex Capital Ukraine (кстати, Trasta Kommercbanka числится совладельцем ликвидированного в Одессе “Мисто-банка”, — LB). Большинство компаний, замешанных в этой сети прокси-людей, продолжали работать даже после национализации Parex Bank.

Глубокая связь прежнего руководства Parex Bank с сетью номинальных директоров подтверждается ниже.

Пойс и подставные фигуры

Многие из прокси-людей были связаны с Гинтсом Пойсом, руководителем консультативного совета Parex Bank с 1990-х по 2005 год, и затем членом совета директоров банка вплоть до национализации в 2008 году. В интервью Пойс отрицал эту связь и уверял, что не видел бывших владельцев банка Каргинса и Красовикиса после национализации Parex Bank.

В роли руководителя группы советников Пойс подписывал годовые отчеты Parex наряду с главой набсовета и гендиректором. Пойс, лесник по образованию, попал в мир банкиров благодаря работе в Латвийском нацбанке в момент его зарождения в 1990 году в качестве помощника президента Павилса Сакса. По словам Пойса, он получил работу во многом потому, что умел говорить по-английски. Уже во времена независимости Латвии, когда основатели Parex искали персонал, им потребовался руководитель консультативного совета с опытом работы в банковском секторе. Так Пойс получил эту работу.

Пойс не был публичным человеком в мире финансов. Но при этом он был ведущим игроком корпоративной баскетбольной команды Parex Bank. Он был капитаном команды и участвовал в ежегодном турнире Ассоциации латвийских коммерческих банков. Его свекр Петерис Рауда был тренером команды, а в команде также играл его шурин Мартин Рауда. Последний одновременно является одним из главных директоров сети подставных компаний: связан с панамскими техническими компаниями Cascado и Systemo, а также с зарегистрированной на Кипре Fynel Limited. Эти компании, в свою очередь, управляли сотнями других компаний. Петерис Рауда также работал подставным директором в Британии вплоть до своей смерти в 2003 году.

Другим прокси-человеком, который играл за команду Parex, был бывший полупрофессиональный баскетболист Юрис Витманис, работник Parex Bank. Дэниэлс Бэнгерс, который также играл в Ассоциации коммерческих банков лиги за разные банки, странным образом имеет то же самое имя и дату рождения, что и подставной директор одной из технических компаний. Но баскетболист отрицает, что он и подставной директор — одно и то же лицо.

Сотрудники Parex Bank Гундега Эмса и Элина Зенке также одно время руководили панамскими компаниями Cascado и Systemo, согласно госреестру компаний Панамы.

Другой бывший полупрофессиональный игрок Улдис Фелдманис играл за команду Parex и одновременно являлся директором компании OMI, которая, возможно, была задействована в схемах по отмыванию денег.

Наконец, был такой себе Филипп Бёрвел из Ирландии. Пойс и Бёрвел дружили 20 лет с момента основания Parex Bank по словам самого Бёрвела.

Фелдманис, Бёрвел и Пойс

Где-то около 2005 года Пойс и Фелдманис покинули баскетбольную команду Parex и стали играть за любительскую команду под названием “I.O.S.”. У Фелдманиса есть сертификат об участии этой команды в чемпионате в 2006 году среди прочих медалей и трофеев. Правда, нам он сказал, что не играл за IOS, а просто не смог передать команде сертификат. Однако сайт и газетные вырезки тех лет свидетельствуют о том, что он все-таки играл за эту команду.

Название IOS появляется не только в баскетбольных турнирах. Оно также фигурирует в решениях британских судов. В иске нефтяного гиганта Shell к одному из своих трейдеров говорится, что International Overseas Services (IOS) связана с отмыванием коррупционных денег через оффшорные компании. Директором IOS был Эрик Ванагелс.

IOS — основанная в США в 1996 году компания с “дочками” в Риге, Киеве и Москве. IOS занимается продажей оффшорных компаний. Латвийская “дочка” обозначила Филиппа Бёрвела в качестве представителя компании в Латвии. Корпорация изначально указывала свой адрес как Sandford Road в Дублине, Ирландия. Но в 2007 году сменила его на адрес Sandford Road в Дублине, штат Вирджиния, США. Однако улицы Sandford Road в американском Дублине просто не существует.

По материалам законъ.com