Суд над экс-премьером — европейская норма

522

Как бы печально для поклонников Юлии Тимошенко это ни звучало, но в Европе она бы тоже сидела. А где-то в юго-восточной Азии Юлию Владимировну обязательно бы расстреляли на каком-нибудь вместительном стадионе. И не потому, что весь мир кровожаден и люто ненавидит Тимошенко. Напротив, мир как раз очень любит Юлию Владимировну, но любит ее специфически. Исключительно в географических рамках Украины. Все же, кто за эти рамки выезжает, оказываются или в калифорнийской тюрьме (Лазаренко), или же выгоняются в пьяном виде обратно в Украину (Луценко). В рамках же «мир без Украины» такие как Тимошенко обычно сидят или в тюрьмах, или до самой смерти ходят по судебным инстанциям, ежедневно боясь очутиться за решеткой.

Чтобы не быть громогласным, приведу ряд свежих и наиболее характерных примеров с арестами или судами влиятельных политиков. Россию и Азию отбросим сразу, там своя специфика правосудия, и на них равняться не будем (хотя я бы не стал утверждать, что Южная Корея в чем-то менее развита или цивилизована, чем Украина - скорее наоборот). Также опустим явно уголовные дела - например, обвинения в изнасилованиях. Итак, поехали.

Начнем со страны, которая, как и Украина, не совсем Азия, но и далеко не Европа – с Израиля.

Там судят бывшего премьер-министра Эхуда Ольмерта. Обвинение вполне в «Юлином стиле» - коррупция и махинации в особо крупных размерах. В деле фигурирует и «квартирный вопрос» (а-ля Юрий Луценко), и странная приватизация банка, и раздача «денег в конверте», и трудоустройство по партийной принадлежности (последние два обвинения в реалиях Украины звучат почти смешно), и еще Бог весть в чем обвиняется Ольмерт. Ну и понятно, что ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне особо никто не обеспокоен судьбой экс-премьера Израиля, и уж тем более, никто не обвиняет того же Шимона Переса в «политическом преследовании оппозиции».

Перенесемся в Европу, при этом не на какую-то периферию, а в самое сердце цивилизации – Францию. Что там? Тоже судят. И не абы кого, а самого Жака Ширака.

А он был президентом страны. Мужик, к слову, заслуженный. Как и Юлия Владимировна, дважды побывал премьер-министром, как Леонид-Космос Черновецкий, был мэром столицы. К тому же Ширак уже глубокий старик, но французской фемиде на это начхать. Ширака сейчас судят. При этом старика тягают по судам не за «нанесение экономического вреда государству в особо крупных размерах», нет. Ширак проходит по такой «банальщине», как «незаконное финансирование своей политической партии». К тому же обвинение относится к тому времени, когда Ширак был не президентом страны, а мэром Парижа. А теперь представьте, что у нас по такой статье проходила бы та же Юлия Тимошенко. Представили? Заодно представьте реакцию ЕС.

Поднимаемся еще северней, в страну гейзеров, экс-викингов и экс-премьеров, также оказавшихся на скамье подсудимых – в Исландию. Здесь у нас тоже «печалька». Да еще какая. Если у нас Тимошенко судят за то, что она сознательно сфальсифицировала документы, приведшие к подписанию кабального для Украины контракта, то у исландского экс-премьера Гейр Хаарде уголовное дело куда более аморфное.

Старичка обвиняют в том, что он был «неэффективен» в разгар финансово-экономического кризиса 2008 года. И заметьте, ничего личного. А ведь Гейр газовые контракты с Россией не подписывал, скорые помощи, предназначенные для кого угодно, только не для пациентов (да еще с символикой своей партии), за счет бюджета не закупал и даже просроченные «Тамифлю» в аэропорте Рейкьявика с помпой и голливудской улыбкой не встречал. А Гейра все равно отправили под суд. Даже непонятно, почему до сих пор молчит Ханна Северинсен…

А ведь это только примеры с высокопоставленными чиновниками. А если капнуть по «миллиардерам за решеткой» (Калисто Танци, Аллен Стэнфорд, Альфред Таубман), то окажется, что весь западный мир представляет собой просто какое-то единое «тоталитарное сообщество зла». Это если адаптировать риторику ПАСЕ. Но пока «свертывание демократии» и «политические преследования» происходят почему-то у нас. А в Тель-Авиве, Париже, Рейкьявике идет исключительно «независимый судебный процесс».

В любом случае, нужно уяснить следующее. Не всегда сидящий в тюрьме человек, обвиненный в экономических и коррупционных махинациях, жертва «политических преследований». Быть может, такой человек, действительно, совершил преступление, и теперь в кои-то веки в истории Украины понесет за это наказание.

По материалам obozrevatel.com