Страсти по авиабензину

487

Вертолетный бум бродит по стране, как призрак коммунизма по Европе. Глядя на парящего в облацех Президента, чиновники рангом поменьше и себе озаботились проблемами авиации общего назначения. «Покращувачі життя вже сьогодні» то там, то сям на бюджетные деньги строят вертолетные площадки, обещая, что совсем скоро народ массово пересядет на легкую авиацию по образу и подобию Виктора Федоровича и самозабвенно начнет бороздить воздушное пространство Украины. Единственно, о чем умалчивают «покращувачі», так это о том, что абсолютно весь авиационный бензин, заливаемый в поршневые двигатели небольших самолетов и вертолетов, — контрабанда, ввозимая в Украину под присмотром Службы безопасности.

Вообще-то идею «покращувачів» касательно развития авиации общего назначения можно только приветствовать: небольшой юркий вертолет – зачастую единственное транспортное средство, способное доставить буквально к операционному столу тяжелобольного или травмированного. Такие вертолеты и 2-5 местные самолеты нужны и для патрулирования лесов, и для облета газопроводов, и для преследования правонарушителей. Кажется, в Киевской городской госадминистрации это уже поняли. Во всяком случае, 5 октября 2011 года распоряжением КГГА предписано обустроить в столице 16 вертолетных площадок возле крупных больниц – на Харьковском шоссе (Киевская городская клиническая больница №1), по проспекту Бажана (клиника «Борис»), возле Международного выставочного центра на Броварском проспекте, возле Киевской городской детской клинической больницы №2, городских клиник №1, №4, №6, №7, №8, №12, возле Киевской городской детской инфекционной больницы на улице Дегтяревской и еще в нескольких действительно нужных местах.

А вот еще одна новость: начальник Главного управление по вопросам чрезвычайных ситуаций Киевской городской государственной администрации Виталий Пшеничный просит предусмотреть в бюджете 2012 средства на покупку нового вертолета. Как сообщает газета «Сегодня», спасатели хотят приобрести «воздушную скорую помощь» на базе российского вертолета Ка-226 стоимость 35млн. грн.

Единственно, что настораживает – выбор воздушного судна. Вертолет Ка-226, слов нет, хороший. Однако имеет свойство самовоспламеняться. Ибо у Ка-226 отсутствует система защиты турбины винта, которая предназначена выключать двигатель в случае нарушения связи с редуктором и забросе оборотов свободной турбины. Уже был случай аварийной посадки в Москве горящего Ка-226 (в сентябре 2007 года). Еще одно слабое звено – шланги гидросистемы. По причине разрушения такого шланга был случай аварийной посадки (правильнее сказать – падения) Ка-226 под Владимиром. Обошлось без жертв, однако вертолет пришлось отправить в металлолом – восстановлению он не подлежал.

Впрочем, выбор конкретной марки авиатехники для выполнения полетов по заявкам санавиации или спасательных служб – вопрос непринципиальный. Если его поручить специалистам, а не «проФФесионалам» в области разворовывания бюджетных средств, то они без труда предложат вариант воздушного судна, оптимальный и по стоимости, и по функциональным возможностям. На самом деле колоссальной проблемой, которую просто не осознают «покращувачи життя вже сьогодні», является не на чем летать, а чем заправлять.

«Контрабас» поневоле

Чем заправлять вертолет, на котором летает Президент, или тот же Ка-226 – не вопрос. Керосином. Поскольку в качестве силовой установки в этих моделях используется газотурбинный двигатель – потому и цена на подобные вертолеты заоблачная. Эксплуатация таких машин также обходится в копеечку – газотурбинные установки развивают колоссальную мощность, но и потребляют при этом колоссальное количество топлива. Если даже в бюджете и найдутся средства для приобретения нескольких таких вертолетов для доставки тяжелобольных, стоять им на земле, поскольку каждый час полета потребует затрат никак не меньше, чем на 10 тис. грн.

Широкое применение малой авиации возможно лишь в том случае, если небольшой вертолет или самолет будут оснащены экономичным поршневым двигателем, работающим на бензине. Собственно, именно такая техника для подобных целей и производится во всем мире – в том числе в Украине, где выпускаются вертолеты класса «А» с двумя поршневыми двигателями (полеты вертолетов, оснащенных одним двигателем, над населенными пунктами не разрешаются). Вот только бензин в авиационный поршневой двигатель также желательно заливать авиационный. Точнее говоря, не желательно, а обязательно, ибо это предусмотрено руководящими эксплуатационными документами.

Так вот. В Украине нет и не может быть авиационного бензина, ввезенного или произведенного на законных основаниях. Запрещено. А все то, что заливается в авиадвигатели – либо обычный автомобильный бензин, либо ввезенный контрабандой Avgas 100 LL, на котором летает малая авиация во всем мире.

Случилось это недоразумение следующим образом. 1 января 2003 году вступил в силу Закон Украины от 15.11.2001г. «О запрете ввоза и реализации на территории Украины этилированного бензина и свинцовых добавок к бензину». Этот Закон был разработан и принят с благой целью – прекратить использование в качестве горючего для карбюраторных автомобильных двигателей бензина, октановое число которого повышалось с помощью высокоэффективной, но крайне токсичной добавки – тетраэтилсвинца. Те времена, когда тетраэтилсвинцу не было альтернативы, давно минули, появились новые автомобильные двигатели, был налажен выпуск органических присадок к бензинам, и Верховная Рада решила поставить жирную точку в деле борьбы с загрязнением природы соединениями свинца.

Но при этом законодатель упустил из виду, что существует отрасль, потребляющая особый бензин, содержащий тетраэтилсвинец, который не пригоден к использованию в автомобилях, однако незаменим по своему прямому назначению. Это – поршневая авиация. Легендарные АН-2 (Олег Антонов называл этот самолет самой большой удачей своей жизни; самолеты АН-2, кстати сказать, до сих пор летают, хотя первый «кукурузник» был выпущен в 1949 году, а сама модель разработана двумя годами ранее), спортивные Як-18, Як-52, Як-55, популярные вертолеты и легкомоторные самолеты – все они оснащены двигателями, спроектированными под этилированный бензин. И дело тут не только в высоком октановом числе, но и в том, что при сгорании тетраэтилсвинец выделяет оксид свинца, служащий смазкой поршневой группы.

Кстати сказать, содержание тетраэтилсвинца в авиационном бензине мизерное (менее 0,5%). Учитывая небольшие объемы потребления такого бензина (несколько десятков тонн в год на всю страну) ни о каком сколь-нибудь заметном загрязнении окружающей среды речь не идет. Во всяком случае, один Енакиевский металлургический завод в день выбрасывает больше отравы, нежели вся малая авиация Украины за 10 лет полетов на этилированном бензине.

Однако об авиации депутаты забыли и не оговорили в Законе, что речь идет именно об автомобильном бензине, а не авиационном. В результате Украина из-за неточной формулировки оказалась единственной страной, где вот уже восемь лет запрещено заправлять самолеты и вертолеты с бензиновым двигателем специально для этого предназначенным авиационным бензином.

Причина забывчивости «слуг народа» понятна – объемы потребления авиационного бензина в Украине незначительны, поскольку воздушных судов с поршневыми двигателями в гражданской авиации практически нет. Эксплуатанты самолетов АН-2, которые еще летают «на химию», обрабатывая сельхозугодия, без всяких запретов перешли на более дешевый автомобильный бензин А-95, полагая, что выгоднее через каждые 30 часов налета разбирать двигатель и промывать цилиндры от сажи, нежели заправляться дорогим авиабензином. Самолетный спорт давно и успешно уничтожен стараниями Общества содействия обороне Украины – воровской конторы, под опеку которой родное государство отдало авиационные виды спорта. Так что от запрета пострадали разве что «частники» — владельцы легкомоторных воздушных судов.

Впрочем, «частники» от запрета пострадали не сильно, поскольку проблема была решена в чисто украинских реалиях – в страну авиационный бензин производства Shell стал завозиться контрабандой. Стоит авиабензин значительно дороже автомобильного, потребности в нем невелики – для небольшого семейного бизнеса такая контрабанда одно удовольствие. Немедленно была организована подпольная заправка частных самолетов – на аэродроме «Чайка» в Киеве, принадлежащем все тому же Обществу содействия обороне Украины.

Надо отдать должное заместителю председателя ОСО Украины Владимиру Грибанову, который, собственно, и организовал на своем аэродроме контрабандный пункт заправки самолетов – не обижен копейкой ни он, ни председатель ОСО Украины Виктор Тимченко. Кстати сказать, Виктор Николаевич Тимченко – бывший начальник Донецкого (естественно) высшего политического училища, год назад назначенный на высокий пост благодаря тому, что его сын, Максим Тимченко, является топ-менеджером Ахметова и руководит всеми энергетическими активами богатейшего человека Украины (в тому числе – «Киевэнерго»). Впрочем, злые языки утверждают, что Тимченко совершенно не интересуется, откуда берутся деньги, регулярно приносимые ему Грибановым, и про подпольную заправку ничего не знает – разве что в самых общих чертах. В чисто донецких традициях Виктор Николаевич отдал аэродромы ОСО Украины на откуп своему заместителю и проводит время не столько в заботах об обороне Украины, сколько в катании на лыжах в Буковеле зимой и «оттягивании» на заграничных курортах летом.

Правдивость наших слов может подтвердить главный борец с контрабандой в авиации тов. Шишолин, материальным свершениям которого люто завидуют сослуживцы по Департаменту контрразведывательной защиты экономики государства Службы безопасности Украины. Все те же злые языки активно сплетничают, что именно тов. Шишолин маячит за спиной г-на Грибанова, не только прикрывая плащом и кинжалом аэродром «Чайка» от любопытных глаз правоохранителей, но и обеспечивая для контрабандного авиабензина «окно» на границе. Благо папа тов. Шишолина – первый заместитель председателя Государственной пограничной службы Украины. Во всяком случае, Шишолина-младшего частенько видят на «Чайке», особенно в дни завоза авиационного бензина. Должно быть, это просто совпадение.

Большая проблема малой авиации

Было бы неправдой утверждать, что всех, причастных к авиации общего назначения, устраивает ситуация, сложившаяся с ошибочным запретом на ввоз в Украину авиационного бензина. Во-первых, нелегальный бензин однозначно дороже легального даже с учетом заоблачных акцизов и таможенных сборов. Поэтому владельцы самолетов приобретают контрабандный авиабензин на аэродроме «Чайка» исключительно по причине безысходности, а вовсе не от желания кормить Шишолина, Грибанова и Тимченко.

Во-вторых, отсутствие легальных заправок делает невозможным проведение в Украине международных соревнований по самолетному и вертолетному спорту – официально авиационного бензина у нас вроде бы как нет, а заправляться автомобильным бензином иностранцы однозначно не станут. Конечно, набрать на «Чайке» у Грибанова и привезти на место соревнований несколько бочек с Avgas 100 LL не проблема. Проблема, как изложить все эти тонкости с заправкой контрабандным горючим в официальных документах, например, в том же положении о соревнованиях.

В-третьих, ситуация обострилась в связи с проведением Евро-2012. В сытой Европе легкомоторные самолеты – вещь обыденная. И потому многие любители футбола летают поглазеть на соревнования на собственных самолетах, благо нигде, кроме Украины, нет проблемы с заправкой. Уже определено, что иностранцы, прилетающие на Евро-2012 на собственных самолетах, будут растаможиваться во Львове и далее лететь на Киев с дозаправкой на так называемых «аэродромах подскока». Вопрос только, чем дозаправляться? Допустим, на аэродромах во Львове и Белой Церкви также есть нелегальные заправки авиационным бензином (спасибо тов. Шишолину, который ночей не досыпает в заботах о нуждах авиации общего назначения). А чем заправлять гостей на других аэродромах?

Ну, и, в-четвертых, действительно нужно развивать санавиацию, строить вертолетные площадки возле больниц, закупать для нужд МЧС и МВД легкие вертолеты и самолеты. Чем их заправлять? Или идти на поклон в Общество содействия обороне Украины с просьбой увеличить объемы контрабанды?

С тем, чтобы снять остроту проблемы, еще в феврале 2008 года в Верховною Раду был внесен законопроект народных депутатов Бориса Шиянова и Игоря Воротнюка (фракция БЮТ) о временной отмене запрета на ввоз бензина Avgas 100 LL на период Евро-2012. Законопроект был половинчатым и вопрос, чем заправлять поршневые авиационные двигатели, принципиально не решал. Но даже он не смог набрать необходимого количества голосов в первом чтении – на беду, проект закона был поставлен на голосование в начале марта 2010 года, когда фракция Партии Регионов саботировала работу парламента. В итоге просто не хватило голосов для того, чтобы принять законопроект за основу, и он был снят с рассмотрения.

Вторая попытка была самой грамотной, кардинальной и многообещающей. В том же 2010 года проект Закона Украины «О внесении изменений в Законы Украины «О запрете ввоза и реализации на территории Украины этилированного бензина и свинцовых добавок к бензину» и «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)» (в отношении авиационного топлива)» разработало возглавляемое Василием Цушко Министерство экономики Украины. Инициатором выступил сам бывший министр (ныне – председатель Антимонопольного комитета Украины).

Кстати сказать, на сайте Минэкономики до сих пор размещен анализ регуляторного влияния в случае принятия этого законопроекта:

http://me.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=151434&cat_id=32862

Если бы этот законопроект прошел, то вопрос с заправкой поршневых самолетов и вертолетов был бы решен раз и навсегда, контрабандный завоз авиабензина утратил бы смысл, а в бюджет были бы направлены деньги, которые сейчас оседают в карманах руководителей ОСО Украины и правнуков Дзержинского. Однако этого не случилось – контрабандисты, у которых законопроект Василия Цушко вырывал изо рта кусок хлеба, бросились в атаку. Была организована массированная компания в прессе, а сотрудники Департамента контрразведывальной защиты экономики государства СБУ стали ходить по министерствам, которые должны были дать заключение на проект закона перед вынесением его на Кабмин, и убеждали чиновников положить предложение Минэкономики под сукно.

Чернопиарную компанию, направленную на недопущение легального ввоза авиационного бензина, возглавила газета «КоммерсантЪ-Украина», которая в номере за 6 октября 2010 года договорилась до того, стала стращать читателей форменными анекдотами: по утверждению «допысувачив», Европа перестанет допускать в свое воздушное пространство самолеты украинских авиакомпаний, в случае, если будет принят законопроект, предложенный Минэкономики. Популярная газета также писала, что авиационный бензин существенно дешевле автомобильного (на самом деле бензин Avgas 100 LL в 2 – 2,5 раза дороже бензина А-95) и потому, мол, нечестные на руку нефтетрейдеры будут сотнями тысяч тонн завозить обычный дорогой бензин под видом дешевого авиационного, не доплачивая в бюджет акцизный сбор. М-да…

Между прочим, заказчиком подобного печатного бреда выступила, как ни странно, группа «Приват». Кто бы мог подумать, что господин Коломойский имеет свой интерес от этого копеечного «контрабаса», учитывая, что в год в Украину подпольно ввозится максимум 50 тонн Avgas 100 LL…

В итоге, идея Цушко была похоронена в архивах. Однако по мере приближения Евро-2012 проблема стала обостряться. Очевидно, что на чемпионат прилетит немало болельщиков на своих небольших самолетах. Что с ними делать, чем заправлять? В Государственной авиаслужбе спохватились, подняли из архива законопроект Шиянова-Воротнюка, переписали слово в слово и внесли (через Министерство инфраструктуры) от имени вице-премьер-министра Бориса Колесникова. С тем, чтобы не ругаться с СБУ, никаких радикальных мер в части снятия запрета на ввоз в Украину авиабензина Госавиаслужба не предлагает. Речь идет снова таки о том, чтобы разрешить ввоз и реализацию в 2012 и 2013 годах бензин Avgas 100 LL в объемах не более 1 тысячи тонн ежегодно. Закономерные вопросы – зачем так много (в Украине просто некому потребить за год 1 тысячу тонн авиационного бензина) и что делать после 2013 года? – повисают в воздухе.

Предсказывать, чем закончатся попытки прекратить контрабандный ввоз бензина Avgas 100 LL, мы не беремся. Скорее всего, ничего не изменится: на аэродроме «Чайка» по-прежнему будут торговать контрабандным авиабензином, сотрудники СБУ по-прежнему будут делать вид, что с этой контрабандой борются, народные депутаты по-прежнему будут нажимать кнопки в поддержку «покращення життя вже сьогодні», а владельцы небольших самолетов и вертолетов будут по-прежнему мечтать, куда бы улететь из этой страны и больше не возвращаться.

По материалам ord-ua.com