Степанову пора уходить?

467

У парламентариев никак не получается подружиться со здравоохранением. После долгой эпопеи с Ульяной Супрун, которую все-таки удалось уволить, нардепы почти сразу принялись бороться с Максимом Степановым. Еще в мае буквально через месяц после его назначения за его отставку принялась бороться фракция «Голос», но собрать достаточно подписей у депутатов не получилось. Теперь они решили предпринять вторую попытку, и на этот раз «Голос» объединился с «Европейской солидарностью» и даже частью пропрезидентской фракции «Слуга народа». Они зарегистрировали проект постановления об увольнении Степанова. Нардепам удалось собрать около сотни подписей. В своем заявлении он указали, что за время нахождения на посту министра Степанов продемонстрировал свою непригодность и некомпетентность. Депутаты обвинили министра в том, что он не способен обеспечить работу систему здравоохранения и противодействовать коронавирусу.

Впрочем, все прекрасно понимают, что причины для увольнения совсем другие. С самого своего назначения Степанов не понравился так называемым «соросятам». Его кандидатура была воспринята в штыки теми депутатами, которые питаются грантами или входят в группу поддержки Ульяны Супрун. В мае «соросята» попытались отправить Степанова в отставку и устроили ему настоящую травлю, пытаясь раскрутить скандал вокруг закупок защитных костюмов по завышенным ценам. Кампанию развернули серьезную и даже придумали для министра прозвище «Костюмов». Теперь же все недовольство систематизировали и конкретизировали в четырех пунктах. Прежде всего, авторы постановления заявляют, что министр не смог обеспечить всю систему учреждений защитными материалами, из-за чего за время эпидемии вирусов заразились более 3,5 тысяч медиков. Кроме того министра обвинили в том, что медики, задействованные в борьбе с пандемией, недополучают деньги, которые были обещаны им в размере 300%. По словам же Степанова, эти доплаты зависят от полномочий органов местного самоуправления и руководителей учреждений на местах. Кроме того, Степанов обвиняют в провале закупок защитных костюмов. Речь идет о тех же закупках по якобы завышенным ценам. В записке указывается, что приобретались они вдвое дороже в сравнении с рыночной ценой, при этом фактическую поставку костюмов задержали на 1,5 месяца.

В целом практически по всему тексту постановления несколько раз упоминается недовольство медзакупками. По мнению авторов документа, Минздрав специально провалил эти закупки за бюджетные средства, из-за чего может начаться дефицит необходимых лекарств для граждан. Утверждается, что государственные программы здравоохранения в большинстве своем не передавались международным организациям, из-за чего многие больные могут остаться без лекарств. В прежние годы закупку лекарств возлагали на международных партнеров ЮНИСЕФ, ВООЗ и различные организации из США, Великобритании и Швейцарии. Конечно же, делали они это не бесплатно. При принятии закона в 2015 году критики говорили о том, что более 2 млрд. грн. по тому курсу будут переданы западным организациям, которые не имеют опыта работы на украинском рынке, а все данные Минздрав засекретил даже от нардепов. Утверждалось, что тогда эти деньги просто украли. Сейчас же противники Степанова утверждают, что договора с международными организациями не подписывали. Впрочем, точно такие же обвинения ежегодно звучали и в адрес Супрун. Так в течение полутора лет в Украину вообще не поставляли эти лекарства, а все деньги лежали на счетах западных организаций. Подобная практика закупок фактически досталась в наследство Степанову. По некоторым данным, выделенные на 2019 год деньги ЮНИСЕФ до сих пор не потратил на лекарства. Многие вакцины, которые закупили, просто пролежали весь срок хранения на заграничных складах. Долгое время Супрун рекламировала трехлетний запас вакцин, однако теперь их просто придется утилизировать. Фактически с 2015 года ЮНИСЕФ получает по 300-400 млн. грн. в год и ничего не делает. С 2016 года Украина кое-как приобретала индийские препараты, и вся эта неразбериха длится до сих пор. Также Степанова обвинили в том, что он поставил под угрозу работу украинских больниц тем, кто критикует Национальную службу здоровья. Якобы он захотел поставить своего человека туда на руководящий пост.

Впрочем, стоит отметить, что медреформами недовольны многие, как и всей работой Минздрава в период карантина. Многие учреждения недополучают финансирование, а реформу действительно необходимо пересматривать и адаптировать под нынешние условия. В Минздраве же ничего этого не делают. В самом же министерстве утверждают, что все это – инициативы грантоедов, у которых конфликт интересов с государством.

Впрочем, данное постановление парламент просто не сможет рассмотреть в ближайшее время, так как до конца августа внеочередных заседаний не будет. Кроме того, парламент просто не может уволить отдельного министра, так как это полномочия Кабмина. также появление подписей от представителей «Слуги народа» – это лишь инициатива отдельных депутатов, в руководстве фракции говорят, что линия партии с их мнением не совпадает, и большинство данную инициативу не поддерживает. Тема даже не обсуждалась на заседаниях фракции. Однако есть сведения, что на Банковой все же уделили внимание вопросу, кого же можно поставить вместо Степанова. В качестве одного из кандидатов называли главного санитарного врача Виктор Ляшко, но пока тему отставки министра не поднимали.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org