Степан Бандера – национальный герой или кровавый палач? Часть 1

3 916

Его имя в последнее время в Украине стали произносить все чаще и чаще. Степан Бандера. Кто он – великий украинский патриот-мученик и националистический идеолог или кровавый душегуб и гитлеровский пособник? Дать на все вопросы однозначный ответ не просто сложно, а практически нереально, ведь для одних он навсегда останется украинским героем, боровшимся за независимость Украины любыми путями, а для других Степан Бандера олицетворяет собой предательства, садистские убийства и ненависть к неукраинцам.

Начало

Родился будущий руководитель украинского националистического движения в первый день нового 1909 года в семье священника греко-католика в деревне Старый Угрынив на территории Австро-Венгерской империи. Отец Степана – Андрей, был сознательным украинским националистом, и в патриотическом духе воспитывал своих детей, в том числе и сына Степана. Как позже он напишет в своих воспоминаниях «… я вырос в духе украинского патриотизма и общественно-политических интересов, которые живо обсуждались во время бесед, происходивших в нашем доме…». В начальную школу мальчик не ходил по той причине, что на этот период выпало военное время. Отец самостоятельно обучал детей грамоте. Когда началась первая мировая война, Степану было всего пять лет, но на него произвели сильное впечатление картины взрывов и разрушений. Безусловно, оказал влияние на сознание юного Бандеры всплеск украинского националистического движения, видной фигурой которого стал его родной отец – Андрей Бандера.

Первое образование Степан Бандера получил в одной из немногих украинских гимназий в польском на то время городе Стрый. Во время обучения с 1919 по 1927 годы юноша несколько раз пытался поступить в украинскую скаутскую организацию под названием «Пласт», но всякий раз получал отказ по причине слабого здоровья. Лишь в 1922 году его приняли. В дальнейшем юный Бандера даже был включен в состав руководства Пятого куреня пластунов, а после окончания гимназии – он один из руководителей куреня старших пластунов «Красная калина» (на фото в начале статьи, 1929-1930г.), вплоть до запрета организации в 1930 году польскими властями. Уже в 1929 году Степан Бандера вступил в Организацию Украинских Националистов (ОУН), основоположником которой стал Евгений Коновалец и совсем скоро стал руководителем ее радикальной молодежной организации, на счету которой теракты и убийства инакомыслящих.

Современники Степана Бандеры, в частности советский журналист Владимир Беляев, который вполне мог общаться с теми, кто хорошо знал семью Бандеры, рассказывал, что юношей Степан, споря с ровесниками, хладнокровно душил кошек голыми руками. Возможно для тренировки силы духа, или как писала украинская писательница Галина Гордасевич «если подобный эпизод все-таки имел место быть, то не от врожденного садизма, а от мальчишеского, возможно глупого желания проверить себя: в состоянии ли ты лишить жизни живое существо? Поскольку в революционной борьбе, которую себе выбрал Степан Бандера, наверняка пришлось лишать жизни врагов, предателей и отправлять на верную погибель друзей». О мирных жителях, уничтоженных бандеровцами, Галина Гордасевич предпочла промолчать.

Безусловно, глупо было бы слепо верить советскому публицисту, лауреату Сталинской премии, премии КГБ и др. Владимиру Беляеву, который был ровесником Бандеры, ведь чем краше он описывал злодеяния украинского националиста, тем благосклоннее к нему была советская власть. Но дыма без огня, как известно, не будет. Не исключает подростковый садизм вождя украинского национализма украинская патриотка и диссидентка Галина Гордасевич.

Кровавая дорога украинского героя. Три политических убийства

Одной из первых резонансных акций проведенных под руководством Степана Бандеры стало покушение на жизнь советского консула Голубова во Львове. С этой целью ОУН понадобился не просто бесстрашный боевик, а думающий хладнокровный убийца. Таким исполнителем стал 18-летний Николай Лемик. Операция по ликвидации дипломата была тщательнейшим образом спланирована и подготовлена. Даже незначительные мелочи были основательно проработаны. Важно было не только убить советского чиновника, но самому остаться живым, чтоб на суде заявить о позиции украинских националистов. То есть убийство ничего не подозревающего человека было не что иное, как «пиар-акция» украинских националистов с целью привлечения общественности к наболевшему вопросу.

Николай Лемик, несмотря на свой достаточно юный, как для боевика возраст прошел хорошую подготовку. Научился молниеносно извлекать из внутреннего кармана пиджака немецкий револьвер «Оргис» и производить прицельную стрельбу по мишени. Куратором «атентата» (нем. покушение на убийство) был сам Роман Шухевич – руководитель проведения терактов ОУН. Вхожим в консульство художником Романом Сеньковым был составлен подробный план здания, даже написан портрет самого консула. Оружие и костюм для боевика передал Степан Бандера, который и провел последний инструктаж Лемика.

22 октября 1933 года молодой человек прибыл в советское посольство во Львове. Вместо консула прием осуществлял опытный чекист Алексей Майлов. В ходе краткого диалога между жертвой и боевиком, Николай Лемик выхватил оружие и произвел выстрел в голову Майлову, который впоследствии оказался для националистов более важной политической персоной, чем Голубов.

Лемик на суде. 1933 год

Стрелка, заявившего, что это убийство – месть украинских националистов советской власти за голодомор в Украине, немедленно арестовали. Дело получило ожидаемый ОУН резонанс, состоялся суд, на котором был вынесен смертный приговор убийце. Впрочем, вскоре его заменили на пожизненное заключение. Но в 1939 году, когда заключенных перегоняли в другую тюрьму, Николаю Лемику удалось бежать из-под стражи.

По некоторым данным незадолго до этого убийства в ОУН появился бывший сотрудник немецкой разведки майор Кнауэр, а также, по утверждению польской разведки, «оуновцы» получили 40 тысяч рейхсмарок.

Вторым резонансным «актом возмездия» стало убийство польского министра МВД Бронислава Перацкого. Версий истинной причины ликвидации польского чиновника достаточно. Согласно одной из них Перацкий неоднократно выступал с осуждением захватнических планов Германии относительно Данцига, что не миновало внимание самого Адольфа Гитлера. Агенту немецкой разведки, который якобы курировал деятельность ОУН, Рихарду Ярому была дана команда уничтожить строптивого министра. Убийство было совершено под руководством Степана Бандеры. Другая версия, которая имеет право на существование, говорит о том, что убийство министра Перацкого – не что иное, как месть украинских националистов на проводимую Польшей политику «пацификации», то есть принудительного «умиротворения» с выселением большой части украинцев с Галиции, аресты и т.п. Именно Перацкий проводил «пацификацию» во Львове в 30-е годы.

Несмотря на отличающиеся точки зрения, относительно истинных мотивов политического убийства, резонанс был очень большой. Деятельность вышла на государственный уровень. Не зря современники считали, что деятельность одной ОУН в разы весомее чем деятельность всех украинских организаций вместе взятых.

Убийство министра Бронислава Перацкого совершил боевик ОУН Григорий Мацейко. 15 июня 1934 года генерал Перацкий прибыл без сопровождения пообедать в кафе «Товарищеский клуб». По замыслу Мацейко должен был взорвать самодельную бомбу в непосредственной близости к министру, уничтожив также себя (а возможно и несколько мирных граждан!). В последний момент самодельное взрывное устройство дало осечку, и боевик произвел несколько смертельных выстрелов в упор. Убийце в суматохе удалось скрыться, в одном из дворов он бросил плащ и бумажный сверток, в котором находилась бомба. Но в этот раз организации повезло меньше – были арестованы руководители операции Николай Лебедь, Богдан Пидгайный, Степан Бандера и еще 9 боевиков ОУН. Следствие длилось полтора года, итогом которого стал суд, вынесший смертный приговор руководителям операции и длительные сроки заключения остальным участникам. Впрочем, вскоре смертную казнь Бандере заменили на пожизненное заключение. По всей видимости, польские власти побоялись резонанса, который могла бы вызвать гибель лидера украинских националистов.

Во время проведения Варшавского судебного процесса стало известно, что во Львове боевики ОУН по приказу Степана Бандеры убили университетского преподавателя Ивана Бабия и студента Якова Бачинского, которых «оуновцы» заподозрили в связях с польской полицией.

Степан Бандера – национальный герой или кровавый палач? Часть 2

Дмитрий Калина

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org