Спасет ли один миллиард долларов украинскую демократию

1 055

1474004334_1 Глаза горят, полы блестят, ликует пионерия – сегодня транш нам передал… нет, не покойный Лаврентий Палыч, а Международный валютный фонд. Но царящая в Украине эйфория по поводу получения очередного транша МВФ очень напоминает советский ажиотаж вовремя визитов дорогих гостей. Наверное, если бы кредиты МВФ привозили наличкой в «Геркулесе» или чеком с нарочным, то их бы встречали рота Почетного караула, грудастые девчата в ленточках и толпа детишек в вышиваночках. Ну конечно президент, премьер, спикер и члены правительства.
Серьезно заболев «кредитоманией» в 2014 году, Киев ожидал этого транша, словно наркоман дозу, придавая ему стратегическое значение, и не только для экономики. Но чем вызван этот ажиотаж и насколько оправдаются ожидания чуда? Ведь создается впечатление, что нынешняя власть излишне преувеличивает значение сотрудничества Украины с МВФ.
Немного истории
Свой первый кредит от МВФ Украина получила в конце 1994 года по общей программе «финансирования системных преобразований». Стоит заметить, что его получение вызывало немало вопросов. Дело в том, что эта программа была направлена на поддержку валют стран, страдавших от сокращения экспорта и удорожания импорта. Но в Украине тогда даже не было настоящей денежной единицы, только непонятные купоно-карбованцы, подверженные гиперинфляции. И всё же МВФ согласился выделить Киеву два транша по 392 миллиона долларов, которые пошли на формирование золотовалютных резервов страны – без которых внешнеэкономическая деятельность государства была весьма затруднена. Первый транш пришел в ноябре 1994-го, второй в марте 1995-го.

В апреле 1995-го МВФ одобрил 12-месячную программу кредитования Украины по системе «Stand-by» (резервные кредиты) на сумму $1,72 миллиарда. Это была первая программа, предусматривающая получение кредита под ряд обговоренных условий «реформирования экономики». При этом общая сумма обещанного кредита разбивалась на транши (от 2 до 4), каждый из которых последовательно выдавался по мере выполнения пунктов условий. После получения в мае 1995-го первого транша в 850 миллионов долларов, Киев затянул проведение «либеральных реформ» (массовой открытой приватизации стратегических предприятий) и сокращать бюджет за счет урезания субсидий для госпредприятий и социального сектора. Именно тогда левые партии Украины (коммунисты и социалисты) выступили с резкой критикой в адрес МВФ, придав ему тот негативный имидж, который сохраняется в украинском обществе до сих пор. Поэтому второй транш (870 миллионов) Украина тогда получила с задержкой (через год), добившись пересмотра условий.

В 1997-98 г.г. правительство Пустовойтенко договорилось с МВФ о новой программе кредитования, и лишь в марте 1998-го получило первый транш (250 миллионов), но не выполнило условия получения второго. Однако августовский кризис позволил Киеву договориться о программе «механизма расширенного финансирования», предусматривавшую получение 2,2 миллиардов долларов под условия экономического роста (не менее 4% ВВП ежегодно). Но падение мировых цен на металл и другие виды украинского экспорта вынудило отложить реализацию программы на два года, и в итоге Украина получила лишь два сокращенных транша: 250 миллионов в 2000-м году и 360 миллионов в 2001-м. При этом премьер Виктор Ющенко выступал против кредитов МВФ, заявив, что у страны и без того много долгов, а гривну Украина способна укрепить и собственными силами.
В 2002-2004 году, без особого энтузиазма, правительства Кинаха, а затем Януковича, согласовали с МВФ программу «Предупредительный Stand-by», которая предусматривала выделение кредита лишь в случае резкого сокращения золотовалютных резервов Украины. Но этого не произошло, а потому кредит не понадобился. А в 2005-2008 году уже став президентом, Ющенко вообще придерживался политики не заключать с МВФ программы кредитования. «В будущее без долгов!» - толкнул он в массы лозунг, с которым нельзя было не согласиться.

Идти на поклон к «акулам империализма» с протянутой шапкой пришлось осенью 2008-го, когда разразился новый кризис. Программа «Расширенный Stand-by» обещала выделить Украине четыре транша на общую сумму 16,4 миллиарда долларов, при этом часть кредита впервые должна была пойти на непосредственную поддержку бюджета. И в течение полутора лет Киев получил три транша (11,6 миллиардов), которые, впрочем, все равно не уберегли гривну от падения более чем вдвое: она полегчала по отношения к доллару с 4,75 до 8,1 но при этом и сам доллар за время кризиса «усох» почти на 30%. Четвертый же транш, намеченный на ноябрь 2009 года, Украина уже не получила: его условием было проведение пенсионной реформы (с повышением пенсионного возраста), и никто не захотел этого делать в канун президентских выборов.
1
Летом 2010 года правительство Азарова провернуло хитрый кульбит: оно договорилось с МВФ об отмене прежней программы и заключении новой, с выплатой новых 15,1 миллиардов долларов. Именно для этого провели пенсионную реформу, однако довести её до конца и пересмотреть пенсии «чернобыльцам» и другим категориям высокооплачиваемых пенсионеров не удалось: начались стихийные протесты, поддерживаемые оппозицией. И всё же Николаю Яновичу удалось получить от МВФ два транша на сумму почти 3,4 миллиардов, которые были направлены на пополнение золотовалютных резервов, поддержку бюджета и выплату долгов по прежним кредитам. Однако требование МВФ повысить коммунальные тарифов до «рыночного» уровня Азаров публично отверг, после чего сотрудничество с МВФ было приостановлено. Правительство Азарова рассудило, что лучше брать кредиты там, где для их получения ставят меньше условий, пусть даже и под больший процент.
2
Новый этап сотрудничества Киева и МВФ начался в апреле 2014 года: кабмин Яценюка ради скорейшего получения кредитов соглашался на все условия, включая повышение цен на газ и электроэнергию для населения. Вот почему одновременно с началом выплат по «Расширенному Stand-by» в Украине начались «поэтапное» подорожание коммунальных услуг. Всего было получено два транша на сумму 4,6 миллиарда долларов, после чего Яценюк заявил, что этого недостаточно в условиях войны и кризиса. И в марте 2015 года Украина и МВФ заключили специальную программу «Extended Fund Facility», предусматривающую выделение 17,5 миллиардов долларов на ряд комплексных программ по укреплению экономики, бюджета и баланса гривны. Эта программа действует до сих пор, по ней в прошлом году уже было получено 6,62 миллиардов, после чего её приостановили в связи со сменой Кабмина и заминкой правительства Гройсмана выполнять условия получения новых траншей.

«Церковь свидетелей Транша»

Массовое исполнение праздничного гопака, в которое ударились провластные украинские политики и журналисты после известия о получении нового миллиарда от МВФ, честно говоря, просто озадачивает. Давайте вспомним: сначала где-то с месяц назад наш Гарант стал часто повторять о «успешных переговорах, приближающих получение нового транша». Причем, с такой же восторженной интонацией, с которой он регулярно обещает украинцам скорое получение безвизового режима с Евросоюзом.
Очень быстро вопрос следующего транша вышел за рамки обычного кредитного процесса и вообще темы экономики. Кто-то запустил в общество идею «без транша Украине не выжить», после чего его значение в сознании масс увеличилось до масштабов национальных интересов, получение стало вопросом жизни и смерти. Развивая эту довольно абсурдную тему, политики и политологи перешли на новый уровень фантазии: они начали утверждать, что выделение или не выделение транша продемонстрирует отношение мирового сообщества к Украине. Поможет ли нам Запад? – звучал извечный вопрос. Свою долю в развитие этого абсурда внесла Россия, выступавшая против выделения денег Украине. Хотя Москва лишь пыталась таким образом отомстить Киеву за отказ возвращать «кредит Януковича», украинские ура-патриоты расценили это как намерение Кремля удушить Украину экономически, лишив её жизненно важного транша.

И когда пришла новость о том, что МВФ выделил Украине миллиард долларов, все эти прихожане «Церкви свидетелей Транша», как их иронически прозвали более здравомыслящие украинцы, впали в патриотический экстаз, вещая о новой стратегической «перемоге». Некоторые даже стали утверждать, что эти деньги от МВФ - лишь начало, и скоро в Украину гурьбой попрут инвесторы, а особо одаренные мечтатели даже увидели в этом «признак скорого бегства Путина из Крыма».
А вот теперь самое время сказать волшебное заклинание «на самом деле», которое развеет мираж сказочных замков и превратит кареты обратно в тыквы. Что ж, готовьтесь удивиться: на самом деле, Украина получила вовсе не запланированный третий транш согласованного кредита МВФ. Да, его так называют, но это совсем не то, что Украина должна была получить еще в начале 2016 года, и даже не то, что МВФ собирался перечислить в июле. Запланированный третий транш должен был составлять 1,7 миллиарда долларов и частично использоваться для компенсации бюджетного дефицита из-за возросших расходов на субсидии для малоимущих. А условием его выполнения было сокращение бюджетных расходов на образование и медицину, конкретно – закрытие сельских школ и больниц, еще большее сокращение больничных коек в городах, фактическое уничтожение бюджетных ПТУ.
Именно невыполнение этих условий правительством Гройсмана послужило причиной заморозки третьего транша. После чего Киев и МВФ начали долгие затяжные переговоры, закончившиеся пересмотром соглашений и размеров выделяемых сумм. Итак, деньги выделены – но ведь сельские школы пока что не закрыты! Это может говорить о том, что стороны договорились о компромиссном варианте. МВФ, тронутое стенаниями Украины о кризисе, решило выделить её под видом третьего транша один миллиард, который полностью пойдет на поддержку вновь пошатнувшейся гривны. А Киев торжественно пообещал исправиться и выполнить условия программы кредитования, заложив «реформу» образования и медицины в бюджет 2017 года, чтобы рассчитывать на получение четвертого, уже полноценного транша. Думается, что уже очень скоро мы услышим об этой «реформе» из уст политиков, и она станет поводом для новой волны социального недовольства.
5
Что из этого следует? Прежде всего, полное разочарование адептов «Церкви свидетелей Транша», которые уже наверняка строят грандиозные прожекты о том, как потратить этот миллиард от МВФ и куда направить едущих в Украину иностранных инвесторов. Разумеется, миллиард долларов Украине не помешал бы – например, на эти деньги можно было бы построить три современных мусоросжигательных завода, в которых остро нуждаются Львов, Одесса, Харьков. На эти деньги можно было бы закупить три сотни аппаратов МРТ для украинских больниц – и не только сократить очереди на обследование, но и в разы снизить его стоимость. Хотя, скорее всего, если бы МВФ позволял Украине тратить кредиты на своё усмотрение, то их бы просто растащили еще на уровне Рады и министерств.
Но кредиты МВФ не просто целевые, они даже выделяются в т.н. SDR (специальные права заимствования), представляющие собою виртуальную «валюту» Международного валютного фонда, которая превращается в безналичные, а потом в наличные доллары и евро посредством банковских операций. Поэтому стырить эти кредиты без доступа к Нацбанку, Минфину и Госказначейству просто невозможно – хотя для людей, облеченных полнотой власти, это вполне реально. Возможно, в этом заключается причина того, что украинская оппозиция всегда выступала против кредитов МВФ: ведь она не могла ими воспользоваться!

Однако это также означает, что кредит МВФ нельзя даже банально проесть – то есть прямо потратить на непредусмотренные расходы. В лучшем случае с его помощью можно снизить расходы госбюджета на обслуживания внешнего долга, чтобы пустить освободившиеся средства на другие цели. Но в данном случае МВФ четко указало предназначение «третьего транша», который пойдет на «стабилизацию платежного баланса». Что ж, думается, это укрепит гривну копеек на 50-60, вновь вернув к 25,0 за доллар. Но стоило ли ради этого влезать в долг? Ведь отдавать придется уже не виртуальные SDR, а реальные доллары!

Но сейчас главный вопрос не в том, чем отдавать этот миллиард через четыре года (это будет уже головная боль другой власти), а как выполнить условия МВФ для получения следующих траншей? Закрытие сельских школ и больниц – это довольно болезненный удар по доброй трети населения страны, причем это основа «патриотического электората» Украины. И без того шаткий после повышения тарифов, рейтинг власти упадет еще ниже – а обозленные селяне начнут поддерживать радикальную оппозицию. А ведь еще одним условием МВФ является сокращение расходов Пенсионного Фонда!

И если раньше власти Украины прерывали выполнение условий МВФ, чтобы не продуть выборы, то сейчас они могу взять новый тайм-аут, чтобы не спровоцировать социальный бунт. Так что вполне возможно, что нынешний транш от МВФ стал последним - по крайней мере, в нынешней программе кредитования. Что ж, для украинской экономики это не смертельно, особенно если она, наконец, начнет сама зарабатывать валюту, а не выпрашивать её в кредит…

По материалам: from-ua.com