Скандал с МиГ-21 набирает обороты

958

croatian2_mig21_2013 В последние дни разгорелся очередной ажиотаж вокруг украинско-хорватского контракта на поставку и ремонт МиГ-21, который быстро перекочевал из хорватского информационного источника — газеты Jutarnji List в российское информационное пространство, где крутанулся, обрастая новыми «деталями», и медленно зашел в украинские СМИ.
При этом, в украинском информационном пространстве начал раскручиваться с легкой окраской очередной «Зрады!», которая основывается на том, что Хорватия потребовала от Украины заменить четыре неисправных истребителя МиГ-21, потому что «Укрспецэкспорт», вроде как, поставила в Хорватию истребители, в которых были старые запчасти из Болгарии и Алжира.

Еще в 2016 году издание Zahid отмечало, что посол Украины в Хорватии Александр Левченко высказывал мнение, что в сообщениях в СМИ о плохом ремонте хорватских самолетов есть российский след.

Так, в одном из интервью Левченко заявил, что «Москва, ведущая войну против Украины, пытается дискредитировать украинского продавца вооружений «Укрспецэкспорт» в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Македонии».

Посол Украины в Хорватии также тогда утверждал, что это не первые попытки в хорватских СМИ дискредитировать «Укрспецэкспорт». Александр Левченко считал критические статьи в хорватских СМИ повторением подобной «кампании» 2012-2014 годов. Тогда, по его словам, «наезды» на украинскую сторону в СМИ прекратились только когда отремонтированные «Укрспецэкспорт» истребители были приняты в эксплуатацию ВВС Хорватии.

Дни сегодняшние

Республика Хорватия решила войти в число стран, которые намерены извлечь выгоду от произведенного осенью 2017 года разрыва соглашения между Украиной и РФ от 21.12.2000 года в сфере сохранения специализации предприятий военного назначения.

Этот лопнувший украино-российский договор был тормозом для выхода Украины на мировой рынок модернизации военной техники советской разработки.

Договор под угрозой судебных исков и штрафов третьим лицам запрещал российским оборонным заводам копировать украинские разработки, и наоборот, ограничивал украинскую оборонку.

Для Хорватии денонсация украино-российского соглашения дала надежду на дальнейшее развитие украино-хорватского контракта 2013 года о покупке и ремонте достаточно крупной по меркам этой страны партии антикварной российской авиатехники.

Первичная стоимость контракта тогда составила $13,9млн., а предложение «Укрспецэкспорт» и Одесского авиаремонтного завода было не менее чем на 33% дешевле конкурентного предложения румынского завода Aerostar.

Раньше тендера-2013 года Румыния выполняла для Хорватии с 2002 года контракт на ремонт и поставку 12 самолетов указанной модели, который заключался еще без всяких конкурсов.

Как выяснило в 2016 году украинское агенство Zahid, посол РФ в Хорватии Анвар Азимов предпринимал попытки, правда неудачные, сорвать украино-хорватский контракт в пользу российских производителей: «Больше 60% хорватской военной инфраструктуры советского производства. Я понимаю, что невозможно возобновить военно-техническое сотрудничество, поскольку Хорватия входит в НАТО. Но все — таки мы, Россия, могли бы экспортировать очень вашей стране современные самолеты по очень низким ценам, а также поменять ваши старые и изношенные самолеты типа МиГ-21. Но понятно, что вам не разрешат», заявлял российский посол хорватской газете Jutarnji list.

Позже, в 2015 году, он проделывал аналогичные жесты в отношении соседней Боснии и Герцеговины, которую прямолинейный посол призвал не продавать Украине боеприпасы, чтобы уничтожать вторгнувшихся в ее приграничные районы российские войска. В альтернативной реальности российского дипломата, эти российские войска представляли собой «местное украинское население», которое мирно стреляет само в себя и попутно требует соблюдения прав.

Руководство Боснии осталось глухим к таким фантазиям. Украино-боснийские контракты развивались и дальше, а вот на пути развития авиационного контракта Украины с Хорватией стало денонсированное недавно украино-российское соглашение.

Оно позволяло россиянам засыпать Загреб письмами российских предприятий-производителей самолетов МиГ-21 о том что «Украина не имеет к ним никакого права, и нарушает проектную документацию».

Это соглашение, по сути, формально объясняло то, почему Хорватия в 2013 году отказалась от варианта глубокой модернизации самолетов и ее устроил только поточный ремонт.

Например, альтернативная поточному ремонту глубокая доработка самолетов предполагала установку РЛС киевского “Фазотрон-Украина”, нашлемных систем целеуказания КБ “Арсенал” и авиаракет завода “Артем”.

Хорватская сторона отказалась от такого варианта, поскольку украино-российское технологическое соглашение создавало почву для возможности выдвижения обильных претензий Москвы в Загреб о проектных нарушениях.

Сейчас этот юридический барьер на пути расширения украино-хорватского военно-технического сотрудничества уже устранен. И дело осталось лишь за практикой.

Предлагая Украине продолжить и расширить ремонт авиатехники, вполне возможно, что Хорватия в итоге претендует стать одним из первых зарубежных покупателей украинской модификации вертолетов бывшего российского производства.

По их совершенствованию авиапромышленность Украины и ее партнеры по кооперации сумели за короткий срок значительно продвинуться.

Что касается самолетной составляющей контракта, то ее предлагается начать первой. В этом предложении Хорватия вынуждена руководствоваться внутриполитическими моментами, которые связаны с критикой и расследованием хорватских лиц, причастных к государственным закупкам.

Такие нюансы по своей сути имеют очень отдаленное отношение к военно-техническим связям, и отчаянно педалируются прессой и пропагандой РФ. Ведь Кремлю так и не удалось уничтожить украино-хорватское сотрудничество в оборонной сфере, поэтому россияне хватаются и будут хвататься за любую соломинку, чтобы дискредитировать растущий темп продвижения Украины на мировой рынок совершенствования боевой техники, ранее поставлявшейся РФ или ее сателлитами.

Балалайка, санкции и хорватские выгоды

Вполне возможно, что попытки дискредитировать промышленность Украины и могут принести какой-то сиюминутный успех на других направлениях. Но такие надежды никак нельзя отнести к такому специфическому сегменту рынка вооружений, как рынок самолетов МиГ-21.

Эта разработка российских производителей имеет специфическую репутацию. В странах НАТО, данный фронтовой истребитель кодифицирован как Fishbed-N, а в среде летчиков имеет еще более откровенное название «балалайка».

Российская пресса наивно относит такое прозвище самолета к форме крыльев, хотя на самом деле, речь скорее идет о быстро рвущихся струнах этого «инструмента». Все дело в том, что из-за чрезвычайно высокого уровня авиакатастроф, из-за игры на таком инструменте как МиГ-21, вне боевой задачи прервалась карьера не одной сотни летчиков.

Потому что из более чем 15тыс. произведенных в прошлом веке самолетов этого типа, по явной вине российских проектировщиков просто разбилось без боя не менее полутора тысяч.

Ввиду такой вызывающе грустной статистики, многие страны вынуждены обращаться в клуб государств, имеющих потенциал глубокого апгрейда этого типа самолетов.

В этот клуб пока что входят РФ, Китай, Индия, Украина, и Румыния в паре с Израилем. Клуб стремительно сокращается. Хотя спрос на один из самых дешевых истребителей не падает, потому что их цена вполне сопоставима с ценой современного бронетранспортера.

Посудите сами. Российский ВПК этот клуб стремительно покидает из-за расширения международных санкций.

В Индии «балалайку» летчики прозвали «летающим гробом» из-за того, что за годы эксплуатации из имевшихся 946 самолетов разбилось в авариях 476, и по этой причине, Индия намерена к 2019 году вообще снять их с вооружения.

Китайские авиазаводы, в свою очередь, с 2017 года решили снять с производства местную экспортную версию МиГ-21, фронтовой истребитель J-7.

Вот и выходит, что на более чем обширном мировом рынке совершенствования самолетов этой бывшей российской разработки остаются всего один-два игрока.

До того как Украина решила разорвать военно-технологический договор с РФ, тамошние носители проектного советского наследия марки МиГ-21 имели шансы вытеснить украинские заводы в пользу более податливых или просто, более благонадежных внешних российских партнеров.

Сейчас этот шанс вытеснения Украины с рынка МиГ-21 навсегда ушел. И вполне возможно, что именно Хорватия сможет первой оценить свои выгоды от новой ситуации на мировом рынке самолетов этой модели.

По материалам: hvylya.net