Семь скандальных поправок

862

Бюджет страны не был бы принят два месяца назад, если бы Рада не поддержала ряд скандальных поправок в пользу определенных олигархов и депутатов. Что это за поправки и сколько за это заплатят украинцы?
Наибольшая доля угонов машин приходится на три-шесть часов утра. Считается, что в этот промежуток времени человек очень крепко спит и шансы встретить на улице нежелательных свидетелей минимальны. Бюджет страны принимается примерно в то же время, пишет Экономическая правда.
Так называемая бюджетная ночь на самом деле мало чем отличается от угона автомобиля. Единственное отличие в том, что классические воры прячутся. Вернемся немного назад, в ночь с 22 на 23 ноября 2018 года, когда принимался бюджет.

На часах четыре утра. Депутаты рассматривают законопроект так называемого бюджетного пакета — изменений в Налоговый кодекс. Именно от этого документа зависит, как будет наполняться бюджет, в каких сферах возрастут налоги, в каких — нет, кто получит налоговые льготы.

«Коллеги, у нас не проходит ни с правками, ни без правок не проходит. Коллеги, внимание! Принципиальная правка для части пятьсот семьдесят седьмой. Внимание! Если она не очень для вас конфликтная, я поставлю с 384-й и 577-й. Коллеги, мне просто сейчас помогите … ».

«Итак, я ставлю на рейтинговое голосование изменения в Налоговый кодекс Украины с поправками … Каждый голос. Прошу голосовать. Прошу поддержать. Прошу голосовать. Три правки, только три правки …».

«Я вижу единственный шанс … Итак, коллеги, сейчас я еще раз поставлю с правками … Коллеги, я прошу за это проголосовать. Неголосование за этот вариант исключает голосование за Налоговый кодекс. Подумайте хорошо. Подумайте, коллеги …».

ЭП цитирует председателя Верховной Рады Андрея Парубия, который в ту ночь вместе с председателем налогового комитета Ниной Южаниной в течение двух часов десятки раз безуспешно ставил на голосование непонятный набор правок.

Рада тогда напоминала биржевую площадку перед закрытием сессии, на которой торговали выигрышными правками.

Все, что обычно обсуждается за закрытыми дверями в комитетах, залах и кулуарах, теперь обсуждался перед объективами телекамер. Однако делалось это языком номеров поправок, понятным только присутствующим в зале, да и то не всем.

В итоге, после двухчасовых примирений поддержку залы получила комбинация из семи учтенных поправок: сто пятьдесят первой, сто пятьдесят второй, триста первой, триста третьей, пятьсот сорок первой, пятьсот пятидесятой и пятьсот семьдесят седьмой.

Только после этого документ с изменениями в Налоговый кодекс приняли, а принятие самого бюджета стало простой формальностью.

С тех пор прошло много времени, украинцы на три недели провалились в праздничный анабиоз, страна начала жить по новому бюджету, а упомянутые правки стали частью действующего законодательства.

Сейчас, когда страна вернулась к деловой активности, ЭП объясняет, что эти правкии предусматривают и почему так сражались за них отдельные политические силы.

Дополнительный «налог» на продажу имущества

Приняв эти поправки, депутаты зацементировали схему с посредниками в сфере оценки имущества, которая будет приносить ее бенефициарам миллиарды гривен ежегодно. В фокусе — сделки по купле-продаже имущества, уоторые не обходятся без оценки.

История возникновения этой схемы берет свое начало с принятия бюджета 2018 года. Тогда «серый кардинал» традиционных «парламентских бюджетных баллов», депутат БПП Максим Куриный внес в Налоговый кодекс поправки, которые «встроили» посредников в процесс внесения отчета об оценке недвижимости от профессионального оценщика в единую центральную базу данных.

Так, с июля 2018 года все продавцы или покупатели недвижимости обязаны сверять цены на квартиры, помещения, дома и землю с базой Фонда государственного имущества. Цель — сделать невозможным занижение оценочной стоимости объектов.

Тогда же появились первые компании-посредники, которые обеспечивали доступ к базе. Их назвали «авторизованными электронными площадками». Задача у посредников прозаическая: они просто «пересылали данные» и получали за это с каждой оценки по несколько сотен гривен, сейчас — уже более тысячи.

За такие услуги вроде как платит сам оценщик, но на самом деле достает дополнительные деньги из кармана тот, кто эту оценку заказывает — продавец недвижимости. То есть это своеобразный дополнительный налог на продажу имущества. Недавно журналисты программы «Наші гроші выяснили, что все эти посредники, вероятно, имеют одного бенефициара и связаны с автором знаменитой «тендерной палаты» Антоном Яценко, который является членом депутатской группы «Возрождение».
Издание Liga.net, ссылаясь на своих собеседников на рынке, сообщает, что изменения на рынке оценки связаны с интересами коллеги Яценко — лидера «Возрождения» Виталия Хомутынника. Сам депутат это уже опровергал.

Правки 151 и 152, которые под давлением «Возрождения» были приняты в «бюджетную ночь», окончательно закрепили дерзкую схему и даже расширили ее возможности. Во-первых, отныне порядок определения стоимости продаваемой недвижимости или обмена будет определить Фонд госимущества, а не Кабмин, как раньше.

По данным «Наших грошей», у Яценко в фонде есть свой человек — Евгений Асташев, заместитель председателя ведомства. Именно Асташев, как отмечает СМИ, занимается работой «авторизованных электронных площадок» (АЭП). Во-вторых, закрепляется монополия нынешних посредников. В Налоговый кодекс были внесены изменения, которые трансформируют понятие «авторизованная электронная площадка».

Отныне любая новая АЭП должна получить согласие нынешних авторизованных электронных площадок на использование информации и документов в виде подписанного протокола обмена между всеми площадками. То есть, если кто-то захочет создать такой «стартап», ему придется получить разрешение от нынешних «игроков рынка».

Речь идет о четырех фирмах: ПП «Інформаційно-консалтинговий центр АСБОУ» (майданчик «Реєстр оцінки»), ТОВ «Ві ай пі департамент» («Оценка.online»), ТОВ «Акцепт онлайн» («Експрес оцінка») и ТОВ «Про закупівлі» («Професійна оцінка»). Из последних новостей — перед Новым годом электронные площадки, которые курируют упомянутые фирмы, повысили цены на свои услуги.

Например, оператору «Реестр оценки» частные нотариусы будут платить 1,2 грн, а оценщики — не менее 1150 грн. 1356 грн — когда оценочная стоимость объекта превышает 200 тыс грн, 1152 грн — когда объект оценивается 20-200 тыс грн. Ранее площадки собирали по 510 грн за одноразовый доступ.

Правка 301 освобождает предприятия от уплаты ренты на добычу ураносодержащих полезных ископаемых на стадии разведки. Норма распространяется на разрешения, полученные после 1 января 2018 года.

Ее автор, депутат из президентской фракции Максим Куринный, при обсуждении в зале уверял, что отсутствие правки может распугать потенциальных инвесторов.

«Речь не об освобождении от налогообложения урановых руд, а об освобождении от налогообложения на стадии разведки, это логично. Предлагается платить рентные платежи только на стадии промышленной добычи», — заявил с трибуны парламента Куринный.

«Не будем пугать инвесторов, пусть заходят. С 91-го года никаких новых месторождений в Украине не найдено», — добавил он. При обсуждении этой поправки лидер «радикалов» Олег Ляшко не отставал от Южаниной и крутился возле трибуны: «Нина Петровна, объясните, а кто те инвесторы, где нам их искать …».

«Идите, пожалуйста, к Куринному, пусть назовет вам инвестора. Я не знаю …», — парировала Южанина.

«Почему это вдруг на ураносодержащие полезные ископаемые не должна уплачиваться рента? Интересная поправка, олигархическая. Возможно, потому что здесь Кононенко, Грановский замешаны и получат от этого сотни миллионов?» — возмущался внефракционный депутат Юрий Левченко.

Однако Куринный не стал объяснять недовольным коллегам, о каких инвесторах идет речь. Как известно, уран используется в качестве основного сырья для производства ядерного топлива, из которого на атомных электростанциях вырабатывается электроэнергия. Доля атомной энергетики в структуре генерации Украины исторически превышает 50%.

Этой отраслью интересуются как люди из окружения министра внутренних дел Арсена Авакова, так и люди, близкие к президенту Петру Порошенко. Компания «Атомные энергетические системы Украины» (АЕСУ), которую связывают с окружением министра, впервые получила лицензии на геологическое изучение и разработку четырех месторождений урановых руд в марте 2017 года.
После этого начался длительный судебный процесс, который в начале ноября 2018 года завершился повторным предоставлением этих лицензий компании из окружения Авакова. Сразу после завершения судебных споров почти 85% АЕСУ выкупили структуры совладельца торговой сети «АТБ» Геннадия Буткевича.

В свою очередь близкий к президентской команде бизнесмен Леонид Крючков недавно засветился в проекте совместного производства ядерного топлива с Россией и Казахстаном.

По данным СМИ, доля в совместном предприятии была приобретена для продажи. Об интересе к строительству завода по производству ядерного топлива в Украине заявляла китайская China Nuclear Fuel Corporation, которая в июне пригласила украинскую сторону на переговоры по этому вопросу.

Возможно, именно поэтому за пакет поправок, включая 301-ю, активно голосовали как представители БПП — 109, так и «Народного фронта» — 73.

Без подарков в бюджетную ночь не остались и крупнейшие металлургические холдинги страны. В первую очередь — «Метинвест» Рината Ахметова и Ferrexpo Константина Жеваго. Изменениями в Налоговый кодекс рента на добычу железной руды была повышена только на 0,8% до 8,8%.
По словам собеседника ЭП в парламенте, международные партнеры настаивали на более существенном повышении ренты, что было необходимо для увеличения доходов бюджета. Впрочем, депутаты согласились лишь на скромные 0,8%.

Более того, стараниями депутата от «Оппозиционного блока» Александра Долженкова, который внес правку 301, срок поднятия ренты был ограничен лишь одним годом. Таким образом, повышение будет действовать только в 2019 году.

На это во время заседания обратила внимание депутат Ольга Белькова, но безуспешно. Выгодная олигархам правка была принята. Это не первый случай, когда в процесс повышения ренты вмешиваются «третьи силы».

В августе 2014 года Верховная Рада проголосовала за повышение ставки с 5% до 8%, но впоследствии оказалось, что в закон был «зашит» коэффициент, который оставил эффективную ставку на уровне 5%. Ошибку исправили только в марте 2015 года после очередного внесении изменений в Налоговый кодекс.

Куда ж без агрохолдингов

Если бюджет 2018 вольше всего «дивидендов» принес аграрному миллиардеру Юрию Косюку, то бюджетный процесс-2019 может записать себе в актив один из владельцев аграрного холдинга «Кернел», экс-депутат Андрей Веревский.

Правка 541 депутата от БПП Алексея Мушака, который является родственником Веревского, существенно облегчила жизнь одной из крупнейших аграрных компаний страны и другим представителям отрасли, которые расширяют производственные мощности и строят новые объекты — от элеваторов до заводов по производству мороженого.

Принятая правка отменяет уплату так называемого долевого участия в местные бюджеты, которая может достигать 10% от общей сметной стоимости строительства. Для агрохолдингов и производителей, которые расширяют свои мощности, это существенная экономия.

Особенно — для компании «Кернел», которая активно развивается. Сейчас компания строит завод по переработке масличных в Хмельницкой области, два элеватора, терминал по переработке и хранению зерна в Черноморском порту. Европейский инвестиционный банк оценивает стоимость этих объектов в 519 млн долл.

Мушак в комментарии ЭП подчеркнул, что сделал большую услугу всем аграрным предприятиям и производителям.

«Уплата долевого участия является налогом на инвестиции и фактически коррупционной схемой. Это нонсенс для большинства развитых стран. Инвесторы в регионах создают рабочие места, вкладывают деньги в развитие местной промышленности, а за это надо сразу заплатить до 10% стоимости объекта», — отметил Мушак.

По его словам, отсутствие фиксированной ставки долевого участия в формулировке «до 10%» — это поле для злоупотреблений.

Законодательство не определяет, какой должна быть ставка. Местная власть сама решает, будет ли это 1% или 10%. Обычно бизнес платит 1% в местный бюджет и дополнительно «благодарит» местную власть за малый процент.

Единственное, что здесь не вяжется, — почему априори коррупционная схема не была отменена для всех застройщиков, а только для аграриев. Об этом во время рассмотрения поправок, в частности, отмечала депутат от «взаимопомощи» Татьяна Острикова.

«Это создает дискриминацию одного вида бизнеса перед другим. Мы либо вообще должны отменить этот паевой взнос, предоставив компенсаторы местным советам, или не создавать льготы тем или иным отраслям экономики и видам строительств», — подчеркивала она.

В конце концов, компания «Кернел» имеет в парламенте мощное лобби. Ее ключевой «союзник» — депутатская группа «Возрождение», голоса депутатов которой сыграли одну из ключевых ролей в принятии бюджета. Как известно, лидер «Возрождения» Виталий Хомутынник владеет долей в «Кернел».

Правкой 550 депутат БПП Михаил Кобцев фактически пролоббировал отмену импортной пошлины на гранулы, из которых производят пластиковые бутылки. Ранее их ввозили из таможенной ставке 1%, теперь она будет нулевой.

В комментарии он объяснил, что такие изменения важны для поддержки отечественных производителей ПЭТ-бутылок, поскольку они не могут конкурировать с европейскими, которые покупают гранулы без уплаты пошлины. Кобцев родом из Харькова. В парламент он попал по спискам. Местный харьковский ресурс Mediaport пишет, что Кобцев «работал в частном бизнесе от создания линз для очков до пластиковых бутылок».

Около двух лет он возглавлял ООО «ТНП», которое специализируется на изготовлении тары из пластмассы. То есть автор правки знаком с этой отраслью. Имеет ли он до сих пор свой бизнес в этой сфере, неизвестно.

В целом это противоречивое решение, учитывая, что цивилизованный мир, наоборот, пытается избавиться от пластика.
«Против» контрафактного виски

Похоже, эта правка техническая, хотя она и защищает определенную бизнес-группу из западной части страны.

Поправка предусматривает, что так называемый зерновой дистиллят должны производить только спиртовые заводы государственной формы собственности. Собственно, спиртзаводов других форм собственности в Украине нет из-за монополии ГП «Укрспирт».

Чем важен зерновой дистиллят для парламентариев? В 2018 году Верховная Рада на законодательном уровне определила понятие «виски». Это алкогольный напиток крепостью от 35% до 45% объемных единиц с характерным ароматом, изготовленный по коньячной технологии из выдержанного в обугленных изнутри дубовых бочках зернового дистиллята.

Однако в законе «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» не было четко предусмотрено, кому именно разрешено производить зерновой дистиллят.

Теперь благодаря поправке 577 депутата из БПП Николая Люшняка «Укрспирт» получил монополию на производство спиртных дистиллятов.

По словам Люшняка, в первом чтении была допущена ошибка, что позволяло предприятиям всех форм собственности производить зерновой дистиллят. Это, мол, могло вызвать коллапс на рынке и привести к его засилью контрафактным продуктом.

«Эта правка нужна для того, чтобы исключить производство контрафакта и некачественного алкоголя», — подчеркнул он ЭП.

Почему этот вопрос лоббировал Люшняк? Он избирался по избирательному округу в Тернопольской области, которая за последние годы вышла в передовики по модернизации спиртовых заводов. В сети можно найти много информации о визитах Люшняка на местные спиртзаводы и его частых контактах с руководством «Укрспирт».

В то же время большинство предприятий ГП контролирует не государство, а различные полукриминальные кланы. По данным источников ЭП, спиртзаводы на Западной Украине курирует бывший депутат-«свободовец», бизнесмен Игорь Кривецкий, более известный по прозвищу «Пупс».

По материалам: argumentua.com