Самоубийство подростков: Причину моей смерти ищите в Интернете

2 477

Волна подростковых самоубийств, захлестнувшая российские города, заставила власти присмотреться к социальным сетям, где большую часть времени проводили погибшие школьники. Создавая специальные группы поддержки, психологи будут отслеживать детей, которые склонны к суициду. Украинские власти пока о подобной проблеме вслух предпочитают не говорить, хотя только за последний месяц в стране зафиксировано уже несколько случаев, когда дети ушли из жизни без объяснения причин.

«Падаю в счастье»…

На днях на территории одной из сельских школ в Ровенской области повесился 17-летний парень. В том, что стало причиной такого шага, пытаются разобраться правоохранители. В течение 10 дней они должны определиться, будет ли возбуждено уголовное дело по факту доведения до самоубийства (или по другой статье).

Продолжается проверка и по факту смерти 14-летнего подростка из Донецкой области. Его нашли повешенным во дворе своего дома. «По уже собранной информации установлено, что ребенок проживал с матерью, которая заботилась о нем. Семья характеризовалась положительно. Обучался в одной из школ района, с одноклассниками поддерживал дружеские отношения, конфликтов не имел», - рассказала прокурор Советского района Макеевки Наталья Софилканич.

Рядом с ребенком был найден блокнот с запиской, в которой мальчик написал: «Мама, прости, я так больше жить не могу».

Месяцем раньше 13-летняя школьница из Тернополя попыталась свести счеты с жизнью, выпрыгнув с пятого этажа. К счастью, девочка выжила, но физически серьезно пострадала. Врачи установили у нее открытый перелом бедра и закрытую травму грудной клетки.

Вовремя доставили в больницу и еще одну 13-летнюю школьницу из Закарпатья. Врачи диагностировали у юной пациентки острое медикаментозное отравление и положили ее в реанимацию. Как выяснилось, девочка наглоталась дома таблеток парацетамола, потому что больше не хотела жить.

Таких случаев в Украине пока, к счастью, не очень много. А вот в соседней России с начала года количество детских и подростковых суицидов резко выросло. В частности, только в феврале произошло больше десятка случаев самоубийств подростков в Москве и подмосковной Лобне, а также в Ростове-на-Дону, в Сибири. 1 февраля в Якутске повесился 13-летний ученик седьмого класса. Его тело обнаружила мать, придя с работы. 5 февраля в селе Тамбовке Амурской области повесился семиклассник. Предположительной причиной самоубийства послужил запрет родственников посещать социальные сети из-за снижения успеваемости в школе. 7 февраля в городе Лобне Московской области спрыгнули с крыши 14-этажного жилого дома две школьницы - 14-летние Лиза Пецыля и Настя Королева. Обе девочки погибли на месте.8 февраля свел счеты с жизнью московский школьник. 14-летний Саша Филипьев своей квартиры на 17 этаже жилого дома на Варшавском шоссе после ссоры с отцом.Спустя три дня 15-летняя московская школьница Диана Сивакова выбросилась с 23-го этажа высотного дома. Незадолго до гибели девочка обсуждала с родными и одноклассниками эпидемию суицидов среди российских подростков.

А уже 13 февраля СМИ сообщали о смерти 16-летнего школьника из Ростова-на-Дону, покончившего с собой после ссоры с родителями. В тот же день в Краснодарском крае во дворе своего дома повесился 13-летний подросток из благополучной семьи.16 февраля были зафиксированы еще четыре случая подростковых суицидов - в Москве, в Санкт-Петербурге, Элисте и Красноярском крае.

В распространенном в феврале докладе ЮНИСЕФ отмечалось, что 20% российских подростков подвержены серьезным депрессиям. «Уровень депрессии среди подростков России находится на отметке 20%, тогда как в западных странах он не превышает 5%», - говорилось в докладе. По данным ЮНИСЕФ, в России фиксируется рост заболеваний детей и подростков психическими расстройствами и расстройствами поведения, отмечено увеличение смертности. «Эта цифра в 3-5 раз превышает аналогичные показатели большинства стран европейского региона, основной причиной смертности (75% случаев) являются несчастные случаи - травмы и отравления», - отмечали авторы. По данным ЮНИСЕФ, в среднем в России показатель самоубийств для юношей и девушек находится на уровне 30-31 случай на 100 тыс. населения в год.

Комментируя происходящее, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов отметил, что в России до сих пор нет честной статистики по суицидам среди подростков. «Проблема подростковых суицидов является сейчас наиболее острой. К сожалению, до сих пор нет четкой и честной статистики по этому поводу. По нашим данным, в России ежегодно происходит 4 тыс. попыток самоубийства среди подростков, оконченных суицидов - около 1,5 тыс.», - указал он.

Подростки уходили из жизни легко, рука об руку. О своих намерениях они рассказывали взрослым и друг другу, надеясь, что кто-то их еще успеет остановить. 15-летняя школьница, прежде чем сделать последний шаг, разместила в социальных сетях инструкцию о том, как легче и быстрее покончить с собой. «Моя жизнь – мои правила. Падаю в счастье», - написала на своей странице девочка, а потом выбросилась из окна 16-этажки. Еще одна школьница, которой исполнилось 12 лет, повесилась, написав в предсмертной записке: «Причину моей смерти ищите в Интернете».

Когда политики молчат...

Во всемирной паутине можно прочесть сотни просьб о помощи. «Иду в школу с мыслями о суициде и слезами (хоть я и пацан, но эмоции уже сдерживать не могу), выхожу из школы с таким же настроением. Меня нет, и это не мой день рождения... Уж лучше совсем не праздновать», - пишет 14-летний Кирилл.

«Все мои друзья - белые вороны или одиночки, как я сама. Это место не для меня. Далее. Я чувствую как тону в болоте. А еще навязчивые мысли, нервные срывы. Как только подумаю о вхождении во взрослую жизнь, о принятии решений - сразу паникую», - рассуждает 17-летняя Леся.

Если ввести в поисковиках слова «подростковый суицид», то сразу обнаружишь десятки способов и даже рейтинг наиболее распространенных способов, помогающих покончить с собой. На одном из сайтов виртуального «клуба самоубийц» я прочла: «Правила нашего клуба очень просты и лояльны. Мы будет заниматься виртуальной симуляцией смерти, которая по сути своей немного другая, но не менее привлекательна, не правда ли?».

Как на такой призыв должен отреагировать подросток, если ему показывают и подсказывают, как «красиво» и легко можно решить все свои проблемы?

Когда в России одна за другой пошла череда детских смертей, психологи потребовали закрыть подобные сайты, попытались отслеживать специальные группы, на которых ребенку пытаются так «промыть мозг», что он перестает себя контролировать. Но чуда не произошло. Одни группы сменяют другие, а на личных страницах подростков в различных социальных сетях по-прежнему появляется информация от случайных пользователей, которые умело зомбируют школьников и пропагандируют смерть.

«Я неоднократно меняла пароль, потому что мою страницу кто-то постоянно взламывает, - рассказывает 15-летняя Настя. – Мама мне даже устроила скандал, когда увидела фотографии, которые непонятно откуда появлялись. На одной из них была изображена девочка с такими же волосами как у меня. Она закрывала свое лицо, словно плакала. На другой картинке девочка сидела на кровати, которая была залита кровью, а перед ней лежал убитый голубь. При этом от моего имени кто-то постоянно писал о том, почему смерть – это хорошо».

В последнее время в сети появились и другие страницы, где психологи, судмедэксперты рассказывают о том, к чему приводят неудачные попытки свести счеты с жизнью. Там же опубликованы открытые письма родителей, которые потеряли своих детей.

«Ты никому ничего не доказала. Прошел месяц. Твои друзья уже не приходят к тебе на могилу… Что поделать, у них-то жизнь продолжается, у них все впереди… Родная моя… Лесюшка… ведь ты знала, что все может быть замечательно, стоило только захотеть!!! Ты выбрала другое… Я никогда не узнаю – почему», - написала мама школьницы, которая повесилась.

«К сожалению, мы привыкли сидеть и ждать, а потом искать крайних, - говорит психолог Елена Пласкина. – То, что происходит сейчас в России должно насторожить, заставить действовать. А мы продолжаем выжидать, пока и нас захлестнет волна детского суицида, также как сегодня захлестнуло «цунами насилия». В стране нет государственных программ по профилактике суицидов среди подростков, по большому счету этой проблемой вообще никто не занимается. Медики обращают на нее внимание только в том случае, если психиатр обнаружил у ребенка какую-то болезнь. Но многие ли родители способны распознать признаки депрессии и добровольно отвести свое чадо к такому специалисту? Социальные психологи тоже сидят и ждут, пока к ним кто-то добредет добровольно. Хотя можно было бы начать с элементарного – вывесить в школах номер телефона доверия, куда ребенок может позвонить, если у него возникли проблемы».

По словам Елены Пласкиной, история Оксаны Макар, которую изнасиловали и пытались сжечь, заставила общество, наконец, «увидеть» проблему, на которую психологи пытались обратить внимание не один год. Тема насилия над женщинами теперь стала одной из наиболее популярных и все вдруг вспомнили, сколько ежегодно совершается таких преступлений. А нардепы в очередной раз принялись зарабатывать дивиденды на будущее, рассуждая об ужесточении меры наказания, а также обвиняя тех или иных насильников в причастности к политическому лагерю конкурентов. Но что можно изменить, когда трагедия уже произошла? Сегодня примерно такая же ситуация с подростковыми самоубийствами. Ждем и не замечаем. Но каким громким должен стать повод, чтобы на него кто-то захотел отреагировать?

По материалам mair.in.ua