«Рыночный передел» в Киеве – 2
В продолжение темы передела рынков Киева интересно рассмотреть ситуацию на Владимирском и Перова. В обоих случаях на рынки заходили правоохранители: на Владимирском была прокуратура и спецподразделение «Сокол». Авторынок на Перова почтили своим присутствием работники УСБУ. Но по чьему приказу они действовали – до конца не ясно. У нас страна такая, что нанять спецназ или сотрудников СБУ для выполнения рейдерского захвата – несложно. И не очень дорого…
Заход силовиков на Владимирский рынок произошел, спустя 11 дней после столкновения торговцев и «Беркута» у метро «Лесная». О чем мы рассказывали в предыдущей части цикла. Может быть поэтому, учтя предыдущие ошибки, против торговцев, большинство из которых были женщины, выставили одно из самых элитных подразделений милиции — спецназ УБОП «Сокол».
Как и в случае с «Лесным», хотя никто официально не предупреждал предпринимателей о предстоящем визите силовиков, они знали это уже с вечера. Журналисты «ФАКТОВ», побывавшие на месте происшествия, написали, что многие торговцы ночевали на рабочих местах. Кто-то, побоявшись за свой товар, вывез его загодя. Утром, в 7 часов, спецназовцы пробовали прорваться к дирекции, им воспрепятствовали. Тогда люди в камуфляжной форме начали грубо расталкивать женщин. Бравые бойцы применили физическую силу, в результате чего около десятка человек пострадали. Все они сняли побои.
Как выяснилось, таким образом, сотрудники прокуратуры вместе с представителями экологической инспекции Киева решили начать внеплановую проверку рынка. У них было предписание закрыть коммунальное предприятие якобы в связи с нарушением условий хранения отходов, отсутствием плана здания рынка, которое построено в 60-х годах прошлого века, а также отсутствием плана… каменного забора, ограждающего рынок.
Директор Владимирского рынка Лариса Ярошевич сказала журналистам, что решение о закрытии рынка было рейдерским захватом. Выявленные «нарушения», по ее словам, лишь повод для того, чтобы закрыть рынок, а потом либо будет приватизирована земля, на которой он расположен, либо сменено руководство предприятия. При этом она не уточнила, кто может стоять за рейдерами, хотя наверняка это знает.
Попытки приватизировать коммунальные рынки – Владимирский и Житний – делались давно. 2 марта 2010 года Киевсовет после пикетов жителей столицы отменил приватизацию Владимирского и Житнего рынков. Во времена правления «молодой команды» Леонида Черновецкого под угрозой приватизации и продажи оказались также здания Бессарабского и Демеевского рынков. Владимирский и Житний не продали «с целью снятия социального напряжения в обществе». Тогда, кстати, на защиту рынков встала прокуратура города.
В данном случае прокуратура явно идет на поводу у таинственных захватчиков. Но кто это, в отличие от ситуации на «Лесном», мы можем только догадываться. Посему существует несколько версий.
Версия первая – попытка смены администрации для вытеснения «киселевцев». В чем специфика Владимирского рынка: там до сих пор платят два сбора за место – 1600 грн. в администрацию, и 200 дол. – бандитам. Другими словами, Владимирский до сих пор кормит «киселевцев».
Напомним, что Владимир Карпович Кисель, 1946 года рождения, кличка «Дед», «Кисель», «Карпович» — бывший спортсмен, мастер спорта по классической борьбе, был лидер одного из самых многочисленных и влиятельных ОПГ Киева 90-х. Имел все шансы занять пост официального мафиози №1 и легализоваться. Он постепенно начал входить в политику, избирался депутатом родного Московского райсовета, активно меценатствовал, строил церкви, даже заявлял о намерении стать монахом.
По данным «Украины криминальной», из гнезда «Киселя» в самостоятельные лидеры ОПГ выросли такие фигуры как: Игорь Ткаченко («Череп»), Юрий Кононенко («Конон»),
Балабкин («Балабан»), Гешелин («Геша»), Сельтов («Черный»), Стащенко («Стас»), Олейников («Олень») и др. Очень многих из них уже нет в живых или на «поверхности», но кое-кто весьма преуспел. В частности, к птенцам гнезда Киселева причисляют Мишу Бродского, Александра Прессмана и старину Габовича. Хотя тут еще вопрос, кто чьим птенцом был. Но это так, к слову. К тому же после гибели Киселя в ДТП остался и здравствует его сын Вадим, который, наверняка, получил какое-никакое наследство от обширных владений отца.
А Владимирский рынок в этих владениях традиционно занимал не последнее место. Поэтому ситуация с властью «теней прошлого» на нем совершенно органична. Тем, кому это не нравится, не нравится и директор рынка Лариса Ярошевич.
Лариса Владимировна – дама интересная. Уроженка Ужгорода, 1963 г.р. Директором коммунального предприятия стала, придя из бизнеса. У нее есть (или была, во всяком случае) собственная компания «Техногласс». Так же некоторое время Ярошевич работала в ЗАО «Европейский страховой альянс». Сместить ее, чтобы вывести рынок из-под контроля «киселевцев», — вполне может быть мотивом тех, кто хочет занять место последних.
Вторая версия (возможно, это продолжение первой), что захват Владимирского спровоцирован Вадимом Иванченко. Иванченко – это открытый оппонент Ларисы Ярошевич. Депутат Голосеевского райсовета и кандидат в депутаты Киевсовета от Партии регионов.
Ему принадлежит несколько довольно крупных коммерческих структур. В том числе ООО «Одессос холдинг» (совместно с супругой Антимоса Кухилавы, известного одесского вора в законе, позиции которого сейчас ослабели). Еще одна структура – ООО «Комфорт плас», учрежденная с Андреем Панушем из Борисполя: она владела чуть ли не всеми игровыми автоматами этого города-спутника Киева.
Самое известное предприятие Иванченко, которое он основал вместе с отцом Анатолием Степановичем, это ООО «Стугна». По официальным данным, оно производит незамерзающую жидкость для систем отопления. По неофициальным – держит часть павильонов на Владимирском рынке.
В прошлом году Иванченко вступил в схватку с Ярошевич и даже создал свой профсоюз, борясь против повышения администрацией арендной платы. Что там было на самом деле неизвестно, что Лариса Владимировна рассказывала журналистам, что ее преследовал и запугивал водитель Иванченко по имени Валерий Макаров. Из-за чего она вывезла свою семью из Киева.
С Иванченко директор предприятия связывала и нападение на сына ее заместителя. Пятеро неизвестных избили парня битами во дворе собственного дома, требуя рассказать, где в данный момент находится его отец. Молодой человек с тяжелейшей черепно-мозговой травмой попал в больницу.
Однако, учитывая дружеские отношения Ярошевич с «киселевцами», трудно поверить, что она не нашла управу на молодого буйного регионала. Если, конечно, за ним не стояли фигуры посерьезнее.
Как бы там ни было, но недавний визит представителей власти на Владимирский показывает, что конфликт вокруг рынка еще не улажен. И борьба за него, скорее всего, продолжится. Но уже с привлечением структур власти.
Что же касается авторынка на Перова, то там был наезд УСБУ по Киеву, спровоцированный непонятно кем. Рынок как целостный имущественный комплекс принадлежит ЗАО «Днепровский рынок». У этого ЗАО несколько учредителей-частных лиц: Валентин Нешта, Татьяна Аршинец, Валентина Павлюченко, Евгений Пилипчук, Наталья Писаренко, Андрей Аршинец, Николай Мигашко и др.
До последнего времени громких конфликтов вокруг авторынка заметно не было. И вдруг в начале апреля на рынке появились представители Главного управления по контролю за благоустройством Киевской горадминистрации и коммунального предприятия “Благоустройство”, и начали демонтаж ларьков на основании решения городской комиссии от 24 марта.
Как стало известно, решение было принято по письму… Управления Службы безопасности Украины по Киеву от 22 февраля с.г. «О неправомерном использовании целостного имущественного комплекса государственного коммунального предприятия “Днепровский рынок ” и нецелевом использовании земельного участка».
С каких это пор СБУ занимается животрепещущими вопросами целевого использования земли под киосками и чего они вообще заехали в эту тему, осталось до конца не выясненным. У людей, близких к рынку на Перова, есть предположение, что снос киосков заказали под строительство то ли офисного, то ли жилого комплекса, где СБУшное начальство имеет свою долю. Так это или нет, жизнь покажет. Торговцы уверены, что спецслужбы скоро вернутся, чтобы добить их и довести дело до победного конца…