Реформа МВД и обыденность

718

politsiyaВоображаемый престиж, байки о социальных гарантиях, обучение по размытыми международным стандартам склоняют незрелых выпускников общеобразовательных школ к поступлению в учебные заведения системы МВД. После этого, также не совсем сознательно, они автоматически переходят на службу в райотделы окончательно захваченные обыденностью дел и собственной значимости. Так длится не один десяток лет. За все это время изменилась немалое количество руководителей, личного состава, а также состоялась реформа.

Полет нормальный.

Однако, ничего не изменилось в самой сущности полиции. До сих пор действует, как и раньше, планово-показательная система деятельности. Это означает, что за текущий месяц должно быть два сбыть, восемь хранений и три оружия (на жаргоне). Имеется в виду фиксация преступлений по признакам ст 307,309 УК Украины (сбыт и, соответственно, хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ) и выявлении факта незаконного обращения с оружием (статья 263 УК Украины). До сих пор следователи, оперативные работники, участковые инспекторы за свой счет покупают униформу (форменная одежда), компьютеры и оргтехнику, бумага, горюче-смазочные материалы. До сих пор руководителей всех звеньев интересует коэффициент раскрытых преступлений по отношению к количеству зарегистрированных преступлений, а потому первоочередной задачей является - не регистрировать преступления, а особенно потенциальные «глухари». Если баланс не удержится и статистика «поплывет», то так недолго и до заслушивания (одно из самых страшных слов в системе) перед руководством. До сих пор существует (а после принятия нового уголовно-процессуального кодекса лишь ухудшилось) нездоровое нагрузки количества производств на одного полицейского. Поэтому качественный и всесторонний рассмотрение обстоятельств преступления, в принципе, невозможно.
Неумолимое колесо истории

Можно по-разному трактовать вышеупомянутый положение вещей, делать возражения, но такой подход привел к катастрофическому недобора кадров в системе МВД. Катастрофический недобор это: когда объявления о вакансиях в оперативные подразделения крепятся клейкой лентой на уличных столбах; когда следователь, обеспечивал охрану общественного порядка до поздней ночи, на следующее утро заступает на дежурство в следственно-оперативную группу еще на сутки когда исполнитель заявления о совершении преступления прямо соответствует потерпевшему, что розыск преступников не будет осуществляться, потому что на исполнении в него еще 300 таких же заявлений ...

Если недобор, то нужно «хантиты» и «рекрутиты» специалистов или принимать с улицы всех желающих. Последний вариант уже имел место еще в далеком 1917-м. Когда 10 марта 1917 постановлением Временно правительства было ликвидировано жандармов и отделы полиции и провозглашено «Народную милицию». Позже она была переименована в рабоче-крестьянскую милицию с целью уточнения своего классового происхождения. Именно тогда, по причине непродуманной кадровой политики, появляется катастрофический дефицит персонала, и в милицию принимали всех желающих.
По результатам такой организации Троцкий писал: «Печать обвиняла милицию в насилии, в реквизициях и незаконных ареста ... .преступление её состояло, однако, в том, что она прибегала к насилию по отношении к представителям того класса, який НЕ привык быть объектом насилия и НЕ хотел привыкать ».
Что делать?

И, кажется, история близка к тому, чтобы повториться. Что же нужно для того, чтобы современная полиция не наступила на те же грабли? Полностью изменить вектор. Для этого необходимо выполнить следующие шаги.

Во-первых - отказаться от советской системы оценки эффективности показателей деятельности, давно исчерпала себя. Планы, их перевыполнение хорошо подойдут для производства, но будут неприемлемыми при борьбе с преступностью. При таких условиях, рядовому работнику полиции самом деле выгодно, чтобы совершались незаконные действия, ведь тогда он выполнит заданную норму. Как один из ключевых показателей эффективности следует рассматривать работу на предупреждение и профилактику преступности. Задать тон по принципу - чем меньше правонарушений на обслуживаемой территории, тем лучше сработал полицейский.

Во-вторых - внести изменения в процессуальное законодательство. В 2012 году тогдашняя власть, принимая на заседаниях Верховной Рады уголовно-процессуальный кодекс, очевидно имела целью отдать все властные полномочия прокуратуре. Иначе как можно объяснить, что практически все решения по уголовным производствах следователь должен согласовывать с процессуальным руководителем, то есть представителем прокуратуры. Такая процедура зарекомендовала себя на практике как низко эффективная и ресурснозатратна. Зато стоило бы постепенно вводить институт детективной деятельности, при котором функции следователя и оперативного уполномоченного сочетаются. Таким образом нивелируется принцип по которому одно лицо собирает доказательства, а другая их анализирует и определяет принадлежность. В ситуациях, приближенных к критическим, это позволяло том или ином подразделения использовать девиз «моя хата с краю». Сейчас несколько пилотных проектов по детективах в полиции уже запущен. Результаты их пока не оглашаются.

В-третьих - очень хороший замысел, который уже не один год обсуждается, но не найдет своего места в законодательстве, это создание службы финансовых расследований. В основу концепта такой службы положено аналитику, которая предусматривает системный подход вместо точечного тушения пожаров. Ключевой доминантой службы расследований, которая будет отличать ее от других структур, будет не наказание отдельных лиц, а выявление противозаконных схем в комплексе.

В-четвертых - материальное обеспечение. Внимание следует сконцентрировать на тех, кто выполняет основную работу, работает «на земле». Потому что именно они непосредственно общаются с населением и именно от этого восприятия зависит общее мнение и уровень доверия. Кроме достойной заработной платы правоохранители должны быть обеспечены одеждой, транспортом, оргтехникой, а не тратить средства из семейных бюджетов. Не должен полицейский думать, где взять деньги, чтобы заправить служебный автомобиль.

На все это требуется финансирование. И чтобы смягчить удар по госбюджету, целесообразно оптимизировать крайне раздутый штат областных управлений полиции и самого МВД. Все сокращения, которые происходили до этого, выдерживали на себе районные отделы. Ну не нужно областным управлением сотни кабинетов с высокоранговых чиновниками, от которых нет никакой пользы обществу.

И еще одно, пятое, но не менее важное по своей сути вопрос, который следует решить на местах - квалификационная подготовка. Без такой нет смысла проводить любые другие действия. Нужно признать, что подавляющее большинство правоохранителей, недавно пришедшие на смену в том числе и вновь патрульной службы, не в достаточной мере владеют навыком аргументации правовыми нормами. Ролики в видеохостинга «YouTube» тому подтверждение. При наличии четкой правовой позиции, понимании своих прав и полномочий, видеозаписей значительно бы уменьшилось. Вряд ли пользователь захотел выкладывать видео, где полицейский аргументировано, уверенно, со ссылкой на нормы законодательства и их разъяснением указывает водителю на нарушения.

Изложенное не является панацеей от всех проблем правоохранительной системы, и являются шагами, которые однозначно стоит осуществить. Только после реализации этих мер можно было бы смело апеллировать к правоохранителям за недостатки в работе. И совсем не удивительно, что в настоящее время полиция занимается не совсем тем, что от нее требуют и ожидают. Дискредитирована, коррумпированная и бездействует полиция это уже следствие непродуманной и легкомысленной политики в этой сфере, а точнее ее отсутствием.

По материалам: hvylya.net