Референдум, которого не будет

275

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что окончательный вариант договоренностей между Украиной и Россией будет приниматься через референдум. Тем не менее, эксперты уже сделали свои выводы.

Понятно, что открытые высказывания высших чиновников в Украине всегда направлены сразу на несколько аудиторий. Внимание многих стран сейчас приковано к Украине, таким образом Зеленский при помощи СМИ обращается не только к согражданам, но и правительствам западных государств, а также и к Путину. Достаточно вспомнить, что и до вторжения Россия активно следила за украинскими заявлениями, чтобы немедленно отвечать собственными претензиями и снимать на эту тему пропагандитские сюжеты. Фактически сейчас ни Зеленский, ни Подоляка, ни Ермак не могут высказываться публично исключительно для украинцев. С другой стороны у руководства нет возможности сделать какое-либо обращение к Кремлю так, чтобы об этом не узнали в Украине. Очевидно, что и заявления о референдуме было скрытым обращением к Москве, и одновременно он сообщил эту информацию и Украине.

Нетрудно догадаться, для чего это было сделано. Заявление о референдуме – опорная позиция на переговорах против любых претензий Владимира Путина. Даже если Зеленский захочет пойти на какие-либо уступки, то против этого будет общество. Не так давно Зеленский уже говорил о возможности проведения референдума по Донбассу и Крыму. Тогда он говорил про референдум после разговора с Байденом, который состоялся в декабре. Позже Алексей Арестович сделал намек на то, что упомянув референдум, Зеленский просто отреагировал на некое давление, поступавшее из администрации Байдена – якобы Белый дом требовал признать оккупированную часть Донбасса и Крым в таком виде, как это представляет Москва. Также по словам Арестовича, вполне понятно, что Зеленский сделал это заявление как для Байдена, так и для Путина, то есть пригрозил, что переложит ответственность по этому вопросу на весь украинский народ. Вместе с тем команда Зеленский прекрасно знает, что согласно всем соцопросам большая часть украинцев выступала против признания как Крыма так и ОРДЛО. Так и сейчас нынешние соцопросы подтверждают, что требование Москвы на референдумах однозначно будет провалено. Особенно контрастно это выглядит на фоне продолжающихся бомбардировок и обстрелов.

В марте соцопросы показывали, что около 80% граждан считают недопустимым признать частью России оккупированные территории Крыма и Донбасса. Более чем очевидно, что граждане также выскажутся и против того, чтобы передать России Херсон, Мариуполь, Харьков или любой другой город. Похожая ситуация и вокруг членства Украины в Североатлантическом альянсе. Даже несмотря на то, что общественность серьезно разочарована поддержкой со сторон НАТО, да и сами власти сейчас открыто ведут политку по подготовке обществе к тому, что вступление в НАТО будет невозможным, тем не менее, если бы реферндум провели сейчас, то 56% украинцев высказались бы против запрета Украине вступать в военные блоки. Согласны с этим лишь 30%. Вместе с тем пролодление активного оборонительного сотрудничества с НАТО без вступления поддерживают более 40%. Еще 85% высказались за создание отдельного военного блока с Польшей и Великобританией. Таким образом, даже если бы украинцы подержали на референдуме исключение возможности Украины вступить в НАТО, пункт о нейтральном статусе поддержки бы не получил. Очевидно, что в этой ситуации от возможностей рефеерундума будет отказываться и Россия. В Кремле уже намекнули, что по мнению Путина, его ультиматумы более важны, чем рефенедумы. В российском МИДе в декабре прошлого года отметили, что референдумы уже прошли в Крыму и на Донбассе, а Лавров отметил, что разговоры о рефередумах сейчас имеют целью затягивать переговоры. Но реальные причины всем очевидны – в Кремле понимают результаты по всем этим вопросам, если они будут вынесены на референдум.

Есть и еще один важный момент. Любые проведения голосований законным путем сейчас выполнить практически невозможно. Согласно Конституции выносить на референдум вопросы об изменении территориальной целостности или ликвидации суверенитете запрещено. Кроме того, законы «О всеукраинском референдуме» и «О правовом режиме военного положения» прямо запрещают голосование во время военного положения. Согласно закону о референдуме, на голосование можно вынести лишь один вопрос, тогда как Москва требует гораздо больше. Таким образом для того, чтобы оформить документально российские ультиматумы касательно территорий и нейтрального статуса, парламенту придется переписывать эти законы и проводить отдельный референдум по переписыванию правил изменений в Конституцию. Процесс этот довольно долгий и результата причем он не гарантирует. Сделать же все незаконно не позволят сами граждане.

Более того, даже технически провести референдум сейчас нереально. Значительная часть населения находится на оккупированных территориях, в зоне боевых действий или стали переселенками в том числе за рубежом. Для проведения голосования придется организовать этих людей, формировать территориальные избирательные комиссии или же разработать систему электронного голосования. Для этого потребуется принятие нормативных документов и финансирование – и все это нужно будет делать под обстрелами. Даже если Россия согласится остановить военные действия ради референдума, то очевидно, что пауза будет использована для перегруппировки и на Банковой это прекрасно понимают. Но самым важным является то, что референдумы по любым острым вопросам всегда серьезно раскалывали общественность. Во время войны да еще с большим количеством оружия у населения все это становится очень опасным. Очевидно что несмотря на те ограничения, которые переговоры накладывают на руководство Украины, не стоит забывать о продлении общения с украинской нацией и поддержке с ней коммуникации и просвещения.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org