Расплата за проигранные газовые войны

731

1523594985_72_main Можно выиграть пару сражений, но в итоге продуть всю войну, и не только газовую. Позитивный исход дела «Нафтогаз против Газпрома» в Стокгольмском арбитражном суде, неожиданно решившего пойти навстречу Киеву, вскружил украинским политикам голову. Они уже мысленно «пилят» 2,56 миллиарда долларов и всерьез заявляют о намерении диктовать Москве условия газового транзита в Европу. Вот только даже с поддержкой США и опорой на двойные стандарты Запада в отношении России сделать это будет невозможно. Ведь Путин тоже умеет жульничать!

Если попытаться объективно и развернуто ответить на вопрос, с чего всё началось, то мы, пожалуй, вернемся во времена Мазепы. Поэтому будем кратки и начнем нашу историю с договора между «Нафтогазом» и «Газпромом», заключенному в январе 2009 года премьером Юлией Тимошенко при благословении президента Ющенко. Согласно этому договору, Украина обязывалась покупать у России по 52 миллиардов кубов газа ежегодно, причем по весьма высоким ценам - порою выше «рыночных».
Казалось бы, причем тут Янукович? Ну разве только тем, что он посадил подписавшую его Юлию Тимошенко, а ещё подписал Харьковские соглашения, снизившие цену российского газа на 100 долларов в обмен на продолжение аренды Севастопольской базы ЧФ РФ еще на 25 лет. Затем, в ноябре 2013-го, Янукович договорился с Москвой об еще одной скидке, почти на 100 долларов, в обмен на отказ от Ассоциации. Правда, это стоило ему президентского кресла. А когда после второго Майдана захватившие власть политики начали требовать расторжения договора за 2009 год, они почему-то при этом поносили незадачливого Виктора Федоровича. Ну, как известно, в Украине всегда во всем виноваты если не Россия или СССР, так «попередники»

В марте 2014-го Путин не просто сжульничал и «украл ладью», он огрел вождей Майдана шахматной доской по ушам. Сначала «Газпром» отменил для Украины газовую скидку по договоренности за ноябрь 2013 года, мотивируя это тем, что Киев значительно задолжал за потребленный газ (на самом деле это был ответ на Майдан). Затем Путин провел успешную аннексию Крыма – на глазах у растерянно раззявившего рты нового правительства Украины и приплясывающего полковника Мамчура. После чего 31 марта 2014 года Харьковские соглашения были денонсированы Москвой, а газовая скидка отменена.
Затем в газовых отношениях Украины и России наступила «холодная война», суть которой заключалась в том, что «Нафтогаз» сократил закупки российского газа до минимума, а потом прекратил их вообще – перейдя на т.н. «реверсный газ». И уже осенью 2014 года Киев и Москва обратились для решения своих газовых споров в Стокгольмский арбитражный суд. Тяжба там длилась три года, и вот в декабре 2017-го и феврале 2018-го суд вынес решения в пользу Украины.

Решениями суда, газовый договор 2009 года был фактически пересмотрен в пользу Украины. Нас освободили от необходимости закупок обязательных объемов газа (сократив их с 52 до 5 миллиардов кубов), однако начислили 2 миллиарда долга за эти добранные 5 миллиардов кубов (вместо требуемых «Газпромом» 37 миллиардов). Нам изменили контрактовую цену газа (снизив её почти на 130 долларов). Зато Россию наказали за сокращение транзита через Украину (на 4,6 миллиарда долларов). В итоге за Россией остался долг перед Украиной в 2,6 миллиарда долларов, а Киев должен покупать у «Газпрома» по 5 миллиарда кубов газа в 2018 и 2019 годах, до истечения срока действия договора.
«Потужна перемога»? Официальный Киев так и твердил, разве что не танцуя перед телекамерами. Ну а на самом деле?

Наверное, стоит начать с того, что Стокгольмский арбитражный суд, как говорится, «накосорезил» и «потерял края», когда вынес решение о пересмотре договора. Почему? Потому что в западной юридической практике договор – это святое, это основа бизнеса. И западные суды выносят решения по искам о нарушениях этих договоров, а не нарушают их сами. Каким бы кабальным не был договор от 2009 года, он был подписан Украиной добровольно и в ясном рассудке, в противном случае его бы давно признали недействительным полностью. В данном же случае договор просто пересмотрели в пользу Киева – любопытный случай в мировой практике! Стокгольмский суд опустился до уровня Печерского, чем навредил, в первую очередь, себе, подмочив свою репутацию.

Ну да двойные стандарты нынче стали нормой повсюду, так что это не удивляет. Да и Москва не стала «бить посуду», хотя имела на это все основания. Вместо этого она решила в одностороннем порядке разорвать договор 2009 года, включая контракт на транзит газа через Украину. Видимо, исходя из соображений что после этого она уже не будет должна Украине 4,6 миллиарда долларов за сокращение транзита. Казалось бы, что это просто глупость, за которую придется заплатить еще дороже…

Дело в том, что история двойных стандартов Запада по отношению к России началась еще во времена Петра Великого, так что её трудно этим ошарашить и обидеть. Шулерство Запада она воспринимает как норму, поэтому не тратит время на возмущения и истерики, равно как и не позволяет себя «развести». Так что с огромной долей вероятности можно предсказать, что решение Стокгольмского суда Москва выполнять не будет, хотя и сразу его на три буквы не пошлет.

В настоящее время Кремль намерен обжаловать это решение, а заодно поставить под вопрос объективность и компетентность Стокгольмского суда. Причем, вопрос то она формально поставит перед Швецией и Европой, но это будет «мощный сигнал», адресованный другим. Как стало известно, Кремль уже ведет с Китаем, несколькими нефтегазовыми странами и, возможно, с Германией переговоры относительно создания отдельного международного «энергетического суда», на который не будут иметь большого влияния западные «либеральные» политики, предвзято настроенные и против России, и против Китая с Ираном. Конечно, создание такого суда дело не одного года, но если затея будет реализована, то Москва приобретет намного больше, чем она потеряла в Стокгольме.
Ну а пока Кремль решил устроить Европе немного «управляемого хаоса». Сначала завил о намерении прекратить транзит газа через Украину, потом что сделает это не ранее 2019 года. На фоне мартовского похолодания это привело к резкому повышению оптовых цен на газ в Европе до 500 и более долларов. Что в очередной раз продемонстрировало ущербность европейского «газового рынка», цены на котором определяют частные компании, не прочь поспекулировать во время кризисов. И эту модель навязывают Украине!

А вот Путин, держа в своих руках все газовые рычаги, может управлять этим хаосом, который он же создает. Наверное, это и был тот самый ответ Москвы в ответ на двойные стандарты Европы. Точнее, пока лишь предупреждение. Мол, вы можете присудить нам хоть сто миллиардов долга перед Украиной, но если мы закроем кран, то в Европе начнется апокалипсис! При этом Путин уже может угрожать выборочно: заработавший «Северный поток» отдельно обеспечит газом Германию и Австрию, как главных союзников России в Европе, а вот остальных можно и попугать!

При этом «Северный поток» (вторая линия которого активно строится) еще больше рассорил Германию с Польшей, Прибалтикой, Британией и США. То есть пока Киев наивно думает, что решение Стокгольмского суда подтверждает лозунг «весь мир с нами», и мечтает о том, сколько бы еще отсудить у «Газпрома», Путин усердно и небезрезультатно шатает сами основы западного миропорядка…

Что же в реальности «мы здобулы»? Конечно, то что после Путинского беспредела 2014 года Украина воспользовалась западными двойными стандартами в отношении России, это вполне логично и справедливо. И всё же более правильным было бы просто расторгнуть все договоры с «Газпромом» (мало ли поводов, что ли?), остановившись на нулевом варианте, а уже потом заключить новые, если стороны этого захотят. Это было бы жесткое перемирие, а вот Стокгольмский суд, напротив, инициировал затяжную газовую войну. Выиграть в которой Украине вряд ли сможет, потому что она совершенно ничего не решает. Решает Стокгольмский суд, решает «Газпром», а вот «Нафтогаз», увы, может лишь соглашаться или нет с чужими решениями. Нет у нас методов против Вовы Путина, потому что единственное, что может Украина – это перекрыть транзит, что ей не позволят те же европейцы.
С чем мы входим в новую газовую войну? Еще в 2015 году украинцам объявили, что страна достигла газовой независимости, и более не зависит от капризов «Газпрома». Формально это было так, а реально? Газовая «независимость» является лишь миражом, временным стечением обстоятельств, основная причина которых в чудовищном падении украинского промпроизводства. При Януковиче промышленность жрала 23-24 миллиарда кубов в год (при Ющенко и все 35), а сейчас лишь около 11. Свою лепту внесли и события весны 2014 года, сократившие показатели потребления газа коммунальным сектором: без Крыма и половины Донбасса они достигают лишь 17-18 миллиардов кубов (в 2013 году – 27), к тому же людей вынуждают экономить чудовищные тарифы.

Это кстати самое больное место газовой «независимости»: почему государственная политика в сфере энергетики взяла курс на «потреблять меньше – платить больше»? Разве это изменения к лучшему? Разве греть воду электрическим баком и трястись нал каждым литром и киловаттом лучше, чем от души плескаться в ванне, как в старые добрые времена? Что за извращенный ум призывает украинцев брать пример с европейских стран, где люди зимой мерзнут в своих квартирах, потому что не могут заплатить за отопление, чудовищно дорогое даже по европейским меркам? Это не реформы, это какой-то геноцид!

Далее, общее потребление газа Украиной даже в нынешнем кризисном варианте составляет 31-32 миллиарда кубов в год. Будет ли оно расти – неизвестно, потому что реанимации украинской промышленности при нынешней власти не будет, и это даже не прогноз, а утверждение. Но и сейчас собственная добыча газа (20,7 миллиардов кубов) покрывает лишь 2/3 его потребления. Остальное Киев последние два года докупал «в Европе», громогласно заявляя что более мы в российском газе не нуждаемся.

«Перемога»? Отнюдь! Ведь на западной границе «Нафтогаз» покупает тот же самый российский газ, который только что транзитом прошел через Украину. Более того, газ покупается по каким-то замысловатым схемам и через фирмы-прокладки, что позволяет причастным к этому чиновникам и политикам класть себе в карман немалую маржу. Вот почему они так неистово лоббируют «реверсный газ». Но беда не в этом (а где у нас в стране не «пилят бабло»?), беда в том, что если «Газпром» действительно прекратит транзит газа через Украину, то никакого «реверсного газа» тоже не будет. И что тогда?

Действительно, а что? Может быть, свои заводы остановят Коломойский и Пинчук? Нет, они будут исправно потреблять газ и дальше – газ, который добывают в Украине их фирмы. Недостаток газа отразится лишь на населении, которому действительно придется мерзнуть, словно британским беднякам. Ну, ничего, зато почувствуют себя настоящими европейцами!

От этого мрачного сценария Украину пока что спасает то, что «Газпром» не построил все свои обходные газопроводы, а потому не может прекратить транзит через нашу страну. Но однажды он их таки построит и запустит. Что тогда? А тогда очередная газовая война Киева с Москвой будет с треском проиграна.

Разумеется, что Украина могла бы и должна была начать строительство газовых терминалов для закупок газа с юга (Кавказ, Турция, Румыния), и начать это давно, минимум с 2014 года. Это и обеспечило бы настоящую газовую независимость Украины, а не шутовскую, как сейчас. Но вместо этого постмайданная власть предалась каким-то непотребствам, а сейчас на полном серьезе собирается засудить «Газпром» до смерти. А дальше что? Может быть, на Банковой надеются, что Стокгольмский суд присудит «Нафтогазу» Тюменское месторождение? Или что своим постановлением он вообще упразднит Россию? Воистину в психбольнице власть захватили сумасшедшие!

Но знаете, что тревожит еще больше? Что прекращение транзита газа через Украину является не самым худшим сценарием, который приготовил Украине мстительный Путин. Намного хуже, если он решит взять этот транзит под свой контроль.

По материалам: from-ua.com