Пытки в тюремных застенках Украины

718

На днях СМИ облетело известие о жителе Симферополя, которому в одном из отделений милиции сломали нос крюком. «АиФ» вспомнил самые громкие заявления о милицейских пытках.

Дело Индило. «Упал с высоты собственного роста»

Индило скончался в Шевченковском РУВД в ночь с 17 на 18 мая от закрытой черепно-мозговой травмы. По данным милиции, студента задержали по просьбе охранника общежития за хулиганство в состоянии алкогольного опьянения. Версия правоохранителей: студент «упал с высоты своего роста».

Родители же Игоря заявили, что их сына убили. В декабре 2011 года Деснянский суд Киева вынес приговор причастным к делу милиционерам. Участковый Сергей Приходько получил пять лет лишения свободы с отсрочкой на два года за служебную халатность и превышение полномочий, а дежурный райуправления Сергей Коваленко попал под амнистию. Сейчас дело на дорасследовании.

Дело Ткача. 14 невиновных

Известно 14 человек, которые были осуждены за преступления серийного маньяка Сергея Ткача. Осужденный в 1987 году Игорь Рыжков отсидел десять лет. Восьмиклассник Яков Попович, которого обвинили в убийстве двоюродной сестры, получил в 2002 году 15 лет. На такой же срок был осужден Виталий Каира. Владимир Светличный, отец убитой девятилетней Ольги Светличной, в 2000 году повесился в камере Днепропетровского СИЗО.

После поимки настоящего убийцы из мест заключения были освобождены три человека, из психбольницы – еще один. Одного из обвиненных расстреляли, еще один человек получил инвалидность в колонии.

Многие из осужденных рассказывали о том, как милиция выбивала из них признания. Максим Дмитренко, отсидевший восемь лет, рассказывал, что на него надевали противогаз, пуская внутрь сигаретный дым, а Виталий Каира упомянул, что его били головой о тупые предметы. По делу о фабрикации улик были арестованы только несколько человек, в том числе три бывших работника одного из райотделов милиции Запорожской области.

Дело Беликова. «Ласки» дубинкой

Житель Донецка Михаил Беликов обвинил милицию в том, что 17 июня 2012 года на опорном пункте ему сломали ребро и изнасиловали дубинкой. По словам пострадавшего, подполковник Олег Заец, к которому Беликов обратился за помощью, велел ему поскорее забыть о происшедшем и принести 1,5 тысячи гривен «за спасение».

Сейчас подполковник, а также участковый Руслан Сутковой и солдат Вадим Чижков ожидают своей участи на скамье подсудимых.

Дело Савицкого. Инвалидность от ППС

Жителя Ивано-Франковской области Богдана Савицкого в августе 1998 года избил наряд патрульно-постовой службы. Мужчина попал в милицию после конфликта с оператором местной АЗС. Теперь он прикован к инвалидной коляске на всю жизнь. В 2012 году Европейский суд по правам человека обязал Украину выплатить мужчине 154 тыс. евро компенсации. Уголовное дело, открытое против милиционеров, вскоре было закрыто. Милицейская экспертиза заявила, что пострадавший упал с «высоты своего роста на голову и сломал позвоночник».

Похожие случаи произошли с Сергеем Кулишом и Александром Каверзиным. Первого милиция обвинила во взяточничестве и вымогательстве, второго – в убийстве семи человек, в том числе трех милиционеров. В этих случаях ЕСПЧ также решил, что Украина обязана выплатить 33,5 и 40 тысяч евро компенсации каждому из пострадавших,официально признав их жертвами истязаний.

Дело Куксы. Семейная драма

В марте 2006 года Светлану Куксу вместе с тремя подростками обвинили в убийстве ее мужа. По словам женщины, после нескольких часов избиений двое парней признали свою вину. Третий подписал признание, когда в милицию приволокли его отца-пенсионера и стали избивать у него на глазах. Саму Светлану, как она говорила, заставляли сидеть по семь-восемь часов на стуле, лишая возможности сходить в туалет, поесть или выпить воды. Ночью женщину вывозили в «мягкую комнату», всю дорогу рассказывая, как ее будут убивать.

На свободу Кукса вышла весной 2012 года. После того, как она обнародовала информацию о пытках, милиционерам предъявили обвинение по статьям «пытки», «превышение служебных полномочий» и «служебная подделка». Следователь прокуратуры Зелененко, несмотря на изначально открытое против него уголовное дело, перевелся работать в прокуратуру другого города. Дело закрыли за «отсутствием состава преступления».

Дело Харитонова. «Миллион алых роз»

Бывшего пономаря Антона Харитонова обвинили во взрыве в Свято-Покровском храме Запорожья в начале августа 2010 года. Сам он неоднократно рассказывал на судебных заседаниях, как милиционеры лишали его возможности связаться с адвокатом и родственниками, не давали спать по трое суток, лишали воды и еды, принуждали есть из помойного ведра, петь «Миллион алых роз». Причем снимали это на видео.

Харитонов уже третий год сидит в СИЗО, а проверка по факту избиений так и не проводилась. Родственники осужденного готовят очередную апелляцию.

Дело Кардави. Чужакам здесь не место

В 2008 году Тамаза Кардави арестовала милиция по подозрению в краже и хранении наркотиков. Его поместили в Киевский изолятор временного содержания. 8 августа 2008 года милиция провела обыск в квартире Кардави. Впоследствии задержанный сообщил, что его личные вещи при обыске были украдены.

2 апреля Тамаза Кардави перевели в отделение для арестованных Киевской городской клинической больницы скорой помощи. Факт пыток был зафиксирован медиками: они отметили следы сексуального насилия. В 2010 году иностранец скончался в больнице. Милиция свою вину не признала.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

В отчете международной организации Amnesty International за 2011 год говорится: «В Украине фактически существует культура безнаказанности за серьезные уголовные дела, включая пытки и вымогательство, совершенные правоохранителями в ходе их работы». По подсчетам Харьковского института социальных исследований, только в 2010 году в Украине от пыток и жестокого обращения пострадали до 790 тысяч человек. За тот же год омбудсмен получил пять тысяч жалоб на пытки. Несмотря на это, официальная статистика смертей задержанных в Украине отсутствует.

По материалам aif.ua