Пытки в полиции. Украина скатывается назад к домайдановским показателям

692

Стулом по спине лежачего, а потом еще добивать ногами. К такой тактике опроса граждан, вся вина которых была в попытке проехать в метро навеселе, применялась четырьмя сотрудниками полиции, которые работали на станции метро «Южный вокзал». Незаконное насилие, говорят в прокуратуре, было системным. Полицейские не только избивали, но и вымогали деньги с приезжих.
– Полицейские брали на себя несвойственные функции, пользовались правовой безграмотностью граждан, которые не знали своих прав, своих возможностей и не знали прав и возможностей полиции, – рассказала пресс-секретарь прокуратуры Харьковской области Вита Дубовик.

Правда раскрылась после того, как одна из жертв не стала мириться с угрозами и обратилась в отдел внутренней безопасности полиции, и те вместе с работниками прокуратуры получили санкции на установку скрытой камеры. Речь идет минимум о двух случаях избиения и двух вымогательствах. Жертвами обмана полицейских стали женщины, которых те заводили в свою комнату и заставляли заплатить «дань» тысячу гривен и еще 3000 гривен за то, что закроют глаза на якобы незаконное использование пенсионного удостоверения в метро и ношение банковской карты матери. Деньги брали после унижений: женщинам приходилось на коленях умолять садистов не лишать их социальных выплат.

Сейчас в отношении четырех работников полиции открыто уголовное производство по статьям «Превышение служебных полномочий и получение неправомерной выгоды». Троим из них избрана мера пресечения в виде содержания в СИЗО без права внесения залога, четвертому – домашний арест. Все отказываются сотрудничать со следствием, хотя следователи говорят, что видео отснятого скрытой камеры достаточно, чтобы подготовить обоснованное обвинительное заключение. В ГУ Нацполиции в Харьковской области заявили, что теперь все комнатушки «кротов» в метро (именно так граждане называют полицейских, несущих охрану в подземке) будут оборудованы камерами видеонаблюдения.

– Я дал поручение установить камеры наблюдения в помещениях, где работают с людьми. Камеры в этих кабинетах будут выведены на сервер с архиватором, и мы будем видеть, кто кого опрашивал и с какой целью эти люди туда доставлялись, – заявил начальник «главка» Олег Бех.

Прозрачность работы было начальным требованием общества к реформе полиции. Оборотни из подземки, кстати, успешно ее прошли несколько лет назад.

Экзамен для умных и жестоких

Из четверых полицейских, которым выдвинуты подозрения в избиениях и вымогательстве, все проходили первичную аттестацию при переходе из милиции в полицию. Лишь один из них – на видео он отличается особой жесткостью и наносит удары лежачему по голове – старший сержант – имеет стаж службы пять лет. У остальных, в том числе начальника подразделения и его заместителя, более десяти лет службы в органах.

Массовая аттестация правоохранителей была проведена в 2016–2017 годах. Харьковская область отличилась наиболее мягкими результатами: из руководящего состава не прошли проверку лишь 13 человек, это 26 %. Для сравнения: в Киеве процент увольнений достиг 80 %. Из общего числа харьковских правоохранителей – а это 6862 человек – проверку не прошли и были уволены из-за служебного несоответствия 261 человек, но 242 из них добились восстановления в должности через суды.

Сейчас полицейские, которые хотят получить повышение по службе, снова проходят аттестацию с участием общественников, но выявить среди них потенциальных садистов и преступников на экзамене практически невозможно, так как тест – это срез знаний. При небольшой подготовке его можно с легкостью пройти, максимум – будет отказано в повышении. По моральным качествам претендентам отказывают только в том случае, если в отношении них уже открыты уголовные производства или есть резонанс в медиа или социальных сетях.

ЕСПЧ для терпеливых

Между тем дело об оборотнях из харьковского метро может стать прецедентом, который докажет, что система готова самостоятельно избавляться от садистов и преступников в погонах. Правозащитники отмечают всплеск незаконного насилия в полиции, который, по оценке мониторинга Харьковского института социальных исследований, достиг домайдановского периода – 59 случаев в 2017 году против 24 в 2015-м, что сравнимо с 78 случаями в 2011 году.

Именно пытки в милиции, а главное – отсутствие реального их расследования на национальном уровне, сделали Украину одной из рекордсменок по обращению в Европейский суд по правам человека за нарушение статьи № 3 («Пытки и жестокое обращение»). Но пройти по этому пути готовы не все жертвы насилия, так как сроки рассмотрения таких дел исчисляются годами. А главное – нет гарантии, что обидчики будут наказаны.

– В принципе, ничего сложного в рассмотрении ЕСПЧ заявлений нет, – говорит юрист Харьковской правозащитной группы Наталья Охотникова, – и суд не требует постоянного представительства адвоката, поездки на заседания. Если и нужны какие-то дополнительные пояснения, то с заявителем свяжутся, и юридическую консультацию можно получить в том числе среди общественных организаций – таких, как наша. Но при этом нужно понимать, что рассмотрение конкретного дела может занимать несколько лет. Это минимум 3,5–4 года. И главное – в Украине нет, как например в Молдове, четко прописанного механизма, когда бы после решения ЕСПЧ наступала ответственность тех, кого обоснованно подозревают в пытках. Их фамилии, безусловно, могут фигурировать в зашифрованном решении, они известны Минюсту, но далее лишь воля министерств и полицейских карать ли подозреваемых. Либо при наличии терпения пострадавшего и его адвоката добиваться открытия нового уголовного производства в отношении правоохранителей по вновь открывшимся обстоятельствам.

Впрочем, то, что это возможно, снова же доказывает практика правозащитников. Так, харьковчанину Сергею Ушакову благодаря адвокату ХПГ после 9 лет пребывания в СИЗО и решения Европейского суда о том, что его право на справедливый суд было нарушено (признание в убийстве выбивали пытками) – недавно удалось добиться пересмотра дела. Оно было направлено в первую инстанцию, а мера пресечения изменена на более мягкую. Но точка в этом деле еще не поставлена.

По материалам: 2day.kh.ua