Постановочный майдан или как удержать власть

621

Если еще недавно события в Украине развивались очень стремительно, то теперь все, похоже, возвращается в прежнее русло. Майдан, похоже, ничего не решает радикалы оказались не такими уж радикалами. Также быстро как облгосадминистрации захватывались, их теперь разблокируют одну за другой. Сегодня все ОГА продолжают работать как обычно, и свои обязанности выполняет даже губернатор Сало. Некоторые захваченные здания у протестующих отбирали силой сами свободовцы, что лишь демонстрирует наличие четких договоренностей с властью. Иностранная поддержка также резко сошла на убыль. Американские издания называют революции в Украине экстремистской, Европа требует только мирного пути даже по отношению к власти, а европейская пресса подвергает критике даже пострадавших активистов. И, наконец, оппозиционная троица официально дистанцировалась от «Правого сектора», который всю эту кашу и устроил. Нужно также и отметить, что многие активисты майдана уже успели покинуть страну, а кто не успел – собирается вот-вот это сделать. Из Украины уже улетели Булатов, Коба, Данилюк и Портников. На очереди также семья Гриценко.

Международная общественность не спешит предоставлять революционерам внешнюю поддержку. Видимо происходящее не совсем стыкуется с их планами. В свою очередь у оппозиции планов вообще не было, так как все произошло очень неожиданно. Единственное что остается – это требовать хоть что-нибудь. Таким требованием стала Конституционная реформа по возврату Конституции 2004 года, что практически ничего не изменит в Украине. Очевидно, что у Партии регионов все равно остается большинство в парламенте, а другие рычаги власти останутся у Януковича. Похоже, что в оппозиции еще не придумали, зачем случилась та революция и что делать дальше. В особенности это касается Майдана, который никому не подконтролен, и распустить его не получится. Но и отмежеваться от него – значит потерять часть рейтинга. Поэтому для поддержания этого рейтинга оппозиция пытается демонстрировать хоть какую-то борьбу.

Хотя майдан еще ничего не добился – все его представители уже успели нарастить массу противоречий между собой. Участники разных группировок обвиняют друг друга, рассказывают прессе компромат, спорят и называют оппонентов предателям идеалов Майдана. Такое уже было в 2005 году, когда об идеалах Майдана говорили и спорили чуть ли не все, а их предателями оказались чуть ли не лидеры. Наиболее очевидным конфликтом между группировками стали разногласия между свободовцами и «Правым сектором». Так радикалы заявили, что не исключают создания собственной партии и участия в выборах, тогда как свободовцы обвиняют их в попытке создать техническую партию в угоду власти. Их реакция вполне понятна, ведь «Правый сектор» будет отрывать именно электората «Свободы». Аналогичные обвинения звучат в адрес Кличко, Гриценко и Парубия. Вполне очевидно, что цель майдана не будет достигнута, и это вызывает у оппозиции панику. Троица усиленно ищет на кого же возложить ответственность за эту неудачу. Аналогичным делом занимаются экстремистские группировки, обвиняющие оппозицию в пассивности. Развиваться майдан уже не может. По информации портала job-sbu.org людей там все меньше. Даже человеческие жертвы не добавили потенциала, а захват зданий привел к обратному эффекту. Лидеры майдана не знают, как поступить с теми зданиями, которые уже захватили и даже пытаются делать там ремонт. Перехват рычагов управления с помощью банального штурма ОГА не приводит к захвату самой власти. Ведь рано или поздно придется заниматься коммунальщиной, выплачивать зарплаты и пенсии. И тут появляется дилемма – либо все же признать власть ОГА или же спровоцировать теперь уже народный бунт бюджетников.

То, что происходит на Грушевского, и вовсе потеряло смысл, а теперь и запал. Поджигание покрышек и бросание камнями ведется на небольшом отрезке улицы и не выходит за его рамки. Это более похоже на инсценировку по договоренности с властью. Ведь таким образом ситуация остается контролируемой. Страдает в лучшем случае тротуарная плитка и милиция, тогда как ни Янукович, ни его клан, ни олигархи материальных, а тем более, физических потерь не несут. Ни одна революция в мире не ограничивается одним кварталом, тогда как в соседнем квартале течет минная жизнь, люди ходят на работу или сидят в ресторанах. Похоже, что никакой революции не было. Все события напоминали постановочные шоу, где несколько сотен подготовленных актеров при поддержке двухтысячной массовки устроили показательные беспорядки, транслируемые в прямом эфире, в первую очередь для того, чтобы их увидело международное сообщество. Однако результат не достиг цели. Как в американской, так и европейской прессе подавляющее число комментаторов оставляют к новостям сообщения, осуждающие агрессию в отношении полиции, а также националистические лозунги.

Примечательно, что если сам Майдан еще в конце прошлого года имел приличную поддержку по Украине, то после событий на Грушевского его поддержка резко упала. Когда страну поставили перед выбором между Януковичем и гражданской войной, украинский народ предпочел меньшее зло виду того, что война хуже любой банды. Очевидно, что если не европейскую интеграцию, то протесты против коррупции и беспредела власти поддержало бы почти все население Украины. И быстрый государственный переворот с сопутствующими судами над коррупционерами, национализацией разворованного и положительными сдвигами в экономике приветствовали абсолютно все. Однако устраивать силовое противостояние, раскалывающее страну только для того, чтобы поменять у власти Януковича на Яценюка или Кличко не хочет никто. При этом так ненавязчиво маячит уже и третий вариант, когда власть уже и вовсе могли бы забрать разнообразные полевые командиры, у каждого из которых свои желания и амбиции. Не зря в прессе порой сравнивали события в Украине с ливийским хаосом. Поэтому даже борцы с властью постепенно уходят с майдана, а лидеры беспорядков уезжают за границу, изредка давая интервью. Но народу они уже не важны. Оппозиционная троица уже не требует немедленных перевыборов, а лишь изображает видимость своих принципов и ищет отходные пути. Практически всех протестующих уже простили и амнистировали. Тех же, кто строит иллюзии и попытается в одиночестве стоять до лета, скорее всего, под амнистию не попадут, и их обвинят в этих самых беспорядках и всех прочих грехах. При этом оппозицию вполне устроит такой вариант. Без финансирования, без поддержки запада и депутатских мандатов самые упертые радикалы поймут, во что влипли. Но тогда их кинут уже все.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org