Последствия решения Конституционного суда Украины
26 февраля Конституционный суд признал неконституционной статью Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание для чиновников за незаконное обогащение. Об этом сообщили сразу несколько источников УП и другие СМИ.
Статья N368-2 позволяла привлечь чиновников к ответственности в случае, когда их активы и расходы явно превышают официальные доходы. Логика проста: если семья чиновника имеет имущество и стиль жизни, не соответствующие их официальным доходам — он причастен к коррупции и должен отвечать за это.
Чтобы не было манипуляций о нарушении презумпции невиновности, доказать несоответствие имущества официальным доходам — задача следователя и прокурора.
Конституционное представление по ликвидации ответственности за незаконное обогащение подали еще в декабре 2017 59 народных депутатов, среди которых и фигуранты дел по этой статье Уголовного кодекса.
Общественные и международные эксперты и ученые аргументировано считают уголовную ответственность за незаконное обогащение вполне конституционной.
Последствия возможного решения КС не только для громких расследований Национального антикоррупционного бюро Украины, но и в целом для Украины уже можно предвидеть. Ведь криминализация незаконного обогащения была одним из требований сразу двух международных партнеров Украины — Международного валютного фонда и Европейского Союза.
обязательства Украины
Уголовную ответственность за незаконное обогащение в действующей редакции ввели в 2014 году. Это было одним из ключевых обязательств Украины перед Международным валютным фондом в соответствии с меморандумом с апреля 2014 года.
Полномочия расследовать незаконное обогащение топ-чиновников, по замыслу МВФ, получало НАБУ.
По правилам Фонда, откат в исполнении обязательств по предварительным меморандумами в рамках программ финансирования препятствует получению следующих траншей.
Проще говоря, из-за отмены ответственности за незаконное обогащение Украина не получит следующий транш МВФ, даже если все остальные обязательства по текущим меморандумом с МВФ будут выполнены.
Без средств МВФ Украине снова может столкнуться с существенными трудностями в выплатах внешних заимствований. Ведь только в 2019 году Украина должна погасить долгов на 14 млрд долларов США, что составляет 75% от международных резервов Украины по состоянию на начало 2019 года.
Криминализация незаконного обогащения также была одним из требований ЕС в рамках контракта по развитию государства.
Кроме этого, отмена незаконного обогащения вполне выхолостит систему электронного декларирования состояния чиновников, эффективное функционирование которой было требованием Плана действий по визовой либерализации ЕС, а также действующей программы макрофинансовой поддержки Украины Европейским Союзом.
Ведь электронной декларирования работает на выявление и опережение коррупции, только если чиновник может предстать перед судом как за ложь в декларации, так и за несоответствие состояния доходам.
Если же незаконное обогащение перестанет быть преступлением, чиновники обогащаться из сомнительных источников, декларировать это и наслаждаться безнаказанностью.
Кого может амнистировать Конституционный суд
По данным пресс-службы НАБУ, детективы расследуют эпизоды из незаконного обогащения в 65 уголовных производствах.
Тяжелее предусмотрено наказание для топ-чиновников — лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества.
Будут закрыты 65 дел НАБУ относительно незаконного обогащения народных депутатов, министров, руководителей госучреждений, военных прокуроров, заместителей председателя СБУ и других одиозных топ-чиновников.
Все дела, независимо от того, они находятся в суде, или еще находятся на стадии досудебного рассмотрения, автоматически закроются. Четыре года работы НАБУ над ними пойдут просто коту под хвост.
Более того, все чиновники страны фактически получат амнистию по их незаконных доходов. Ведь такое решение Конституционного суда фактически отменяет это преступление в Уголовном кодексе.
Между 65 дел о незаконном обогащении топ-чиновников, например, дело первого заместителя председателя Службы безопасности Украины Павла Демчин. По версии следствия, в период с апреля 2015 по декабрь 2016 Демчина и его семья приобрели автомобилей и земельных участков почти 4 млн гривен. Соответствующих доходов для таких дорогих покупок у заместителя председателя СБУ не было.
Радуется потенциальному закрытию своего дела и председатель Государственной аудиторской службы Лидия Гаврилова. В течение 2015-2017 годов она получила в собственность имущество и драгоценности на общую сумму в почти 10 млн гривен. Стоимость таких активов значительно превышает доходы чиновницы.
Праздник может прийти на улицу головы скандального Окружного административного суда Киева Павла Вовка, который, по версии следствия, скрывает ценное имущество и элитный дом через фиктивный развод.
Вместе с Волком праздновать бывший военный прокурор сил АТО Константин Кулик, который сейчас занимает руководящую должность в ГПУ. Его обвиняют в приобретении имущества на сумму почти 3 млн гривен.
Возможного незаконного обогащения касается расследования НАБУ в отношении бывшего руководителя Государственной фискальной службы Мирослава Продана. Его подозревают в необоснованном приобретении имущества на сумму 89 млн гривен во время работы главой ДФС.
65 счастливчиков входит также народный депутат от Радикальной партии Евгений Дейд. Расследование по факту его возможного незаконного обогащения начали в ноябре 2016 года. В 2015-2016 годах Дейда стал владельцем недвижимого имущества и автомобилей, стоимость которых в 4 раза превышает его официальные доходы и доходы членов его семьи.
Дело о возможном незаконного обогащения расследуется в отношении лидера Радикальной партии Олега Ляшко. Ранее журналисты обнаружили, что Ляшко вместе с женой приобрели недвижимости на 20 млн гривен.
Это лишь 7 из 65 дел, которые расследует НАБУ, и которые будут закрыты после решения КС. Незаконного обогащения также касаются расследования антикоррупционных органов по нардепов Андрея Лозового, Игоря Мосийчука, генпрокурора Юрия Луценко. На прошлой неделе в суд направили дело министра инфраструктуры Владимира Емельяна.
Во всех этих случаях чиновники больше не будут отвечать на вопросы происхождения средств и смогут защититься от ответственности, просто законно оформив приобретение. Их всех амнистируют и все простят.
Как спасти ситуацию?
На самом деле, никак.
Согласно закону, решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит или пересмотрено.
Не только фигуранты 65 дел НАБУ, но и все субъекты электронного декларирования получат амнистию. Украинцы же заплатят за это возможным дефолтом.
Политическая ответственность за это будет лежать на Президенте Петру Порошенко.
Именно президент как автор закона о Конституционном суде должен был предвидеть формирования КС через независимый конкурс — однако он этого не сделал.
Более того, Порошенко, в отличие от Верховной Рады, не отозвал судей, назначенных по квоте Президента еще во времена Виктора Януковича. 18 конституционных судей поровну назначают Президент, ВР и съезд судей Украины.
Благодаря главе государства до сих пор вершат правосудие предназначены Януковичем заместитель Конституционного суда Александр Тупицкий и судья Александр Касминин. Последний, согласно расследованием журналистов, незаконно присвоил себе служебное жилье стоимостью около 5 млн гривен.
В свою очередь депутаты, вопреки Конституции, ввели порядок номинирования судей КС исключительно по представлению парламентских фракций.
То есть и президент, и народные депутаты сделали все, чтобы Конституционный суд оставался под политическим влиянием.
По материалам: for-ua.com