Порошенко ведет войну с некоторыми олигархами
Президент воспроизводит порочную модель времен Кучмы «под себя».
Укрощение отдельных олигархов не изменит системы как таковой. Ведь в Украине до сих пор отсутствует организованная альтернатива в виде гражданского общества или малого и среднего бизнеса.
«Атака на Игоря Коломойского», как ее уже успели окрестить обозреватели и эксперты, активизировала дискуссии по поводу того, что происходит в стране: начало процесса деолигархизации или новый передел сфер влияния. «Тиждень» также попытался проанализировать последствия недавних событий и новую диспозицию украинского олигархата.
Ребалансировка
Прежде всего следует отметить, что отстранение от власти Януковича год назад резко усилило роль олигархов в жизни страны. Иначе и не могло быть в условиях эволюционной смены власти, когда сохранялся сформированный ими старый парламент и оставались неприкосновенными их экономические, политические и медийные активы. Таким образом, система осталась почти нетронутой, а из-за ослабления государства и роста внешней угрозы роль олигархов только усилилась. Однако развитие событий в течение следующего года существенно изменило баланс сил в ее пределах.
В результате победы на президентских выборах резко возрос политическая вес Петра Порошенко. Активность в противодействии сепаратизму и защите страны от российской агрессии усилила позиции главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского, который все больше претендовал на роль «вице-короля Юго-Востока». Между тем постепенно слабели позиции фаворитов предыдущего режима — арестованного в Вене Дмитрия Фирташа и особенно Рината Ахметова. Последний в стране стал ассоциироваться с поддержкой сепаратистов, потерял значительную часть активов и доходов вследствие аннексии Крыма и боевых действий на Донбассе.
Все менее уютно чувствует себя Виктор Пинчук, который традиционно имел сложные отношения с Игорем Коломойским. В то же время значительно активнее в политической и экономической жизни страны стали Игорь Еремеев и Константин Григоришин.
Традиции украинской олигархии предусматривали использование малозаметных рычагов влияния на власть для получения преференций и доступа к государственным активам и денежным потокам. Однако поведение Игоря Коломойского в последнее время вышло за пределы соответствующей парадигмы: он стал публично и демонстративно проявлять пренебрежение к официальным институтам власти, прибегать к угрозам рейдерских захватов государственных активов.
Фактически Коломойский не желал признать власть Порошенко в качестве главы государства, и это как внутри страны, так и извне ставило вопрос о ее управляемости. Причем Игорь Валерьевич в отличие от других олигархов владел еще и ресурсом добровольческих батальонов и, по данным источников, постоянно угрожал возможностью их использования для защиты своих бизнес-интересов. В этих обстоятельствах обуздание строптивого магната стало вопросом выживания для главы государства, и его поддержали в этом Запад и другие олигархи.
Итак, ситуацию с Коломойским следует рассматривать как элемент борьбы не с олигархической системой вообще, а, скорее, с одним ее представителем, который попытался стать над правилам, чем ей же и создал угрозу. Показательно, что именно этими мотивами и объясняет недавние события сам президент Порошенко.
Так, в интервью каналу ICTV 28 марта он заявил: «... если мы пытаемся построить в стране порядок, то они (олигархи. — Ред.) — хаос. И передвижение по городу колонн техники, и дивиденды Укрнафты, и убийство сотрудника СБУ — это все хаос, который я терпеть не буду. Речь идет совершенно не о фамилии ... каста неприкасаемых будет ликвидирована ». Хотя глава государства и называет это «деолигархизация», но, как видим, речь идет лишь об определении «красных линий», выход за которые недопустим, но никак не о стремлении демонтировать систему как таковую.
Другим очевидным мотивом наступления на олигархов является отстранение их от «распила» прибыли государственных предприятий, преимущественно монополий. Это было заметно как в случае Укрнафты, во время конфликта с Коломойским, так и в отношениях власти с такими украинскими олигархами, как Дмитрий Фирташ или Ринат Ахметов.
Первый в прошлом году потерял контроль над ранее «арендованными» государственными Иршанским и Вольногорским ГОКами, продукция которых продавалась по заниженным ценам, а в последнее время столкнулся с попытками лишить его облгазы приобретенных в 2012 году распределительных газовых сетей.
Ахметов потерял значительную часть государственных дотаций по «зеленому тарифу», который недавно уменьшили вдвое, вынужден был поступиться монополией в экспорте электроэнергии, так и не смог пролоббировать финансирование за счет ГП «Энергорынок» своих энергогенерирующих мощностей на захваченных террористами территориях.
Но и здесь очень важно, чтобы сдвиги завершились не просто изменением персоналий, которые питают свой личный интерес, паразитируя на государственных компаниях, а реальным поступлением / сохранением дополнительных средств у последних и государственном бюджете. Например, во время скандала с Укртранснафтой представители команды Коломойского начали откровенно указывать на то, что предприятия, с которых до недавнего времени «кормился» Фирташ, в частности — Вольногорский ГОК, и дальше работают по коррупционным схемам, но теперь от этого свою долю получают премьер-министр Арсений Яценюк и его «серый кардинал» Николай Мартыненко. Лакомые куски энергетического рынка и привлекательные активы, которые потеряли или могут в ближайшее время потерять Фирташ и Ахметов, по данным СМИ, или уже достались, или должны достаться российскому олигарху Константину Григоришину.
Зато пока речь не идет о преодолении монополизма олигархов как такового, а тем более о лишении их влияния на государственную политику, которую они оказывают через своих депутатов или даже целые политсилы в парламенте и местных советах, собственных ставленников в ключевых для регулирования тех или иных секторов экономики государственных органах, и т. д..
Тот же Коломойский до последнего блокировал, например, вступления в силу соглашения об открытом небе с ЕС, угрожавшего его монопольным позициям на рынке авиаперевозок. И здесь до сих пор ничего не сделано для исправления ситуации. Сохраняется тотальная монополизация энергетического сектора страны олигархами, ориентированными на Россию — врага, в том числе и в энергетической войне: более 70% обл- и горгазов принадлежат Фирташу, 30% производства электроэнергии и более 70% добычи угля — ДТЭК Рината Ахметова.
Последняя контролирует и около трети поставок электроэнергии конечным потребителям через свои облэнерго, крупнейшие из которых Киевэнерго и Днепроэнерго. Ряд облэнерго принадлежит уже упомянутому российскому олигарху Константину Григоришину.
Новые фавориты
В последнее время стали заметны новые фавориты, которые стремительно наращивают свою долю в наиболее прибыльных и стратегических рынках страны благодаря влиянию в высших эшелонах власти. Речь идет о группе волынского олигарха Игоря Еремеева, которого считают основным конкурентом Коломойского на рынке нефтепродуктов, и о том же Константине Григоришине. Эти двое по своей роли, похоже, могут вскоре стать аналогами Фирташа и Ахметова во времена Януковича.
Совладелец группы «Континиум» Игорь Еремеев как в предыдущем, так и нынешнем составе парламента имеет собственную депутатскую группу, которая ранее формально, а сейчас фактически принадлежит к правящей коалиции. Андрей Пивоварский, его креатура, стал одним из министров нынешнего правительства, а сама группа «Воля народа» очень часто голосует синхронно с коалицией, иногда помогая компенсировать недостаток дисциплины в ее рядах. В окружении Игоря Коломойского не скрывают конфликта с группой Еремеева, заинтересованность той в вытеснении менеджмента Игоря Валерьевича из Укртранснафты и Укрнафты. И даже называют этот мотив определяющим в недавнем противостоянии. Еремеева считают близким к Игорю Кононенко, бизнес-партнеру и давнему товарищу президента Порошенко.
Однако гораздо больше внимания заслуживает фигура другого нынешнего фаворита — российского олигарха Константина Григоришина. Именно его креатурой считается назначенный по квоте БПП министр энергетики Владимир Демчишин.
Недавно депутат Верховной Рады от партии «Самопомощь» Лев Пидлисецкий обвинил Григоришина в том, что он установил тотальный контроль над оператором объединенной энергосистемы Украины — госкомпанией «Укрэнерго» и осуществляет там полную замену кадров «до начальников отделов». С происками Григоришина СМИ связывали также срыв контрактов на поставку южноафриканского угля для нужд украинских государственных ТЭС в прошлом году осенью.
Есть основания опасаться, что фигура Григоришина может стать для президента Порошенко тем самым, что и фигура Фирташа свое время для Виктора Ющенко. Григоришин и Порошенко — давние бизнес-партнеры. Когда они даже вместе пытались выкупить контрольный пакет акций телеканала «Интер» у Игоря Плужникова, а с 2007 года совместно контролировали Севастопольский морской завод. То есть именно через Григоришина Кремль может осуществлять мягкое воздействие на Порошенко, как когда-то с помощью Фирташа на Ющенко, ангажируя его привлекательными бизнес-схемам, которые будут привязывать Украину к России. Первыми такими примерами можно считать контракты на поставку из РФ угля и электроэнергии, заключенные этой зимой.
И никого не должны вводить в заблуждение те факты, что в свое время Константина Григоришина называли среди основных спонсоров оранжевой революции, что он является выходцем из Запорожья, а львиная доля его активов находится в Украине («Энергетический стандарт», в управлении которого находятся ряд облэнерго, Укрречфлот, Запорожский завод сверхмощных трансформаторов «Супер», Запорожтрансформатор, Сумское машиностроительное научно-производственное объединение им. М.В. Фрунзе и др.).
Несмотря на свое украинское происхождение, Григоришин является типичным российским олигархом, перспективы которого зависят прежде всего от его удобства и полезности для Кремля. Сам он не только гражданин РФ по паспорту, но и проживает в Москве, его бизнес тесно связан с российскими государственными компаниями, где он имеет разветвленные связи (Газпром, электроэнергетическая компания «Интер РАО ЕЭС» и др.).
За лаврами украинского Иванишвили
По крайней мере, два украинских олигарха могут вскоре запустить амбициозные политические проекты, главной целью которых будет свержение нынешней коалиции или хотя бы ее основных действующих лиц.
В окружении Коломойского не скрывают намерений взять реванш за поражение и унижение. Там категорически отвергли намерения игры в сепаратизм, но активизации участия в политической борьбе следует таки ожидать. К этому призывает закономерное разочарование части граждан в политических силах правящей коалиции, прежде всего президентской и премьерской. Под влиянием прогнозируемого ухудшения социально-экономической ситуации в стране можно ожидать нарастания этой негативной для власти тенденции. В то же время переориентация разочарованного электората на Оппозиционный блок, скорее всего, будет минимальной. Его рейтинг если и будет расти, то в первую очередь благодаря активизации пассивного на прошлых выборах традиционного избирателя ПР и / или КПУ.
В этих условиях у Коломойского есть возможность завести в местные советы, а в случае досрочных парламентских выборов — и в парламент значительное количество собственных депутатов в составе одной или нескольких политсил. Вряд ли он будет претендовать на статус публичного политика, по крайней мере — длительное время. Прежде всего, это рискованно, ведь завышенные ожидания быстро обращаются ненавистью и раздражением. Однако может сформироваться более или менее широкое объединение, призванное не допустить реванша враждебных Коломойскому Ахметова или Фирташа, а также ослабить влияние противников из нынешнего властного лагеря.
По дорожке, которую протоптал Бидзина Иванишвили, фактически следует и еще один олигарх — Дмитрий Фирташ. Судебное дело против него в Австрии медленно сходит на нет из-за отсутствия доказательств, а сам он готовится к триумфальному возвращению в Украину со все менее скрываемой привязкой к избирательному циклу.
На помпезном форуме «Украина завтра» в Вене в начале марта Дмитрий Фирташ представил собственную инициативу модернизации государства и пути развития, альтернативные нынешнему. На встрече было анонсировано создание Агентства модернизации Украины, которое должно подготовить пошаговый план освоения $300 млрд инвестиций, необходимых для его реализации. Завершиться этот процесс должен до конца сентября нынешнего года, то есть самого разгара избирательной кампании в органы местной власти (если она не будет перенесена). Показательным является тот факт, что очень комплиментарный телесюжет об этом мероприятии сразу вышел в России на «Первом канале».
Дмитрий Фирташ просигнализировал, что будет делать ставку на популистскую составляющую и возвращение страны в фарватер России. В частности, он отметил, что важно начать с конституционной реформы, призванной обеспечить федерализацию или децентрализацию, «поскольку без решения этой задачи нельзя ничего изменить». А также отметил, что, несмотря на «все болезненные отношения с Россией, Украина должна стать не плацдармом, а мостом между Европой, Россией и Азией. Мы должны сделать единый рынок, а не смотреть в одну или другую сторону».
Поскольку инициаторами модернизации выступили формально подконтрольная Фирташу Федерация работодателей Украины и так же зависимые от него профсоюзы, то речь и инициатива олигарха были насыщены популистскими заявлениями, которые он почему-то не спешил реализовывать на своих многочисленных предприятиях в Украине все предыдущие годы. В частности, по его словам, «неправильная стратегия — поставить задачи и привлекать инвесторов в страну дешевой стоимостью труда». Кроме того, он взялся критиковать нынешнюю власть за политику строгой экономии, мол, «надо понимать, что людям надо жить. Через 25 лет — это хорошо, но нам нужно ежедневно делать огромные шаги, чтобы каждый день мы могли видеть улучшение ситуации и уровня жизни».
Такие идеи могут оказаться популярными перед местными и, не исключено, досрочными парламентскими выборами, когда население устанет от затягивания поясов, которое началось в 2014 году и усилилось в 2015-м.
Наряду с проведением таких мощных пиар-мероприятий у Фирташа более системно подошли и к проблеме восприятия Украины в Европе. Скажем, европейский информационный телеканал Euronews вместе с телегруппой Inter Media Group 13 марта объявил о подписании лицензионного соглашения на быстрый запуск своей украинской версии. Поскольку заключению такого соглашения с медиа-ресурсом Фирташа долго противодействовали сами (23,9% акций) французские акционеры Euronews, положительного результата удалось достичь после того, как в начале марта 2015 53% акций канала за €35 млн неожиданно приобрел египетский миллиардер Нагиб Савирис. Интересное совпадение ...
Необходимое условие
В условиях отсутствия организованной политической силы или широкого общественного движения, способного взять на себя ответственность за развитие страны и проведение кардинальных преобразований, а не их имитации, склонность большинства населения к популизму и в дальнейшем будут использовать в своих интересах те или иные олигархи. В стране все еще нет организованной прогрессивной силы, способной заполнить место, освобожденное при вытеснение олигархов из политики. Его могут заполнить или представители крупного бизнеса меньшего калибра (а это как бы добавит нестабильности), или нынешние бюрократия и силовики (и это тоже ничего хорошего стране не сулит).
Для проведения реальной, а главное, результативной деолигархизации, которая способствовала бы динамичному развитию страны, нужна организованная альтернатива в виде институционально оформленного гражданского общества. Или мощных и организованных политических сил, основанных на активном участии малого и среднего бизнеса. Отчаянная борьба на Майдане должна получить продолжение в новых формах, иначе ни бесстрашие в свержении режима и смерть сотен героев ни в этот раз, ни в будущем не изменят системы, в рамках которой продолжают существовать все нынешние парламентские политические силы.
По материалам: argumentua.com