Поможет ли Зеленский Вакарчуку?

555

Пока в «Слуге народа» строят планы на работу монокоалиции, фракции поменьше раздумывают о своих дальнейших действиях – координировать ли их с властью, между собой или уходить в монооппозицию. Самая маленькая фракция «Голос» пока собирается с силами. Для некоторых в партии полученный ими результат в 5,82% стал ударом, так как они рассчитывали едва ли не повторить успех Зеленского на президентских выборах. Другая часть «Голоса» сдержанно радуется, так как предварительные опросы, да и экзит-полы в день голосования и вовсе не гарантировали попадания в парламент.

Впрочем, это уже фактические результаты и в этом смысле в «Голосе» могут вздохнуть спокойно, так как все уже позади и мандаты они получат. Гораздо хуже обстоят дела с конкурентами в «Слуге народа», так как благодаря мажоритарщикам партия получит большинство. Очевидно, у Вакарчука рассчитывали хотя бы на третье место, потому вынуждены на ходу переписывать свои планы по позиционированию. До дня выборов в «Голосе» едва ли не собирались присоединиться к власти, вступить в коалицию со «Слугой народа» и даже претендовать на портфели в правительстве. Однако после голосования партия оказалась на политической обочине. С одной стороны они и попали в Раду, но с другой стороны ненамного оторвались от тех, кто туда не попал.

Впрочем, это не означает, что новый премьер-министр не возьмет никого в Кабмин из кандидатур, предложенных Вакарчуком. По некоторым данным у него в команде есть неплохие кандидаты на эти посты, особенно учитывая, что у Зеленского реальный дефицит кадров и присутствуют в основном неопытные новички. Так, например, в Кабмине могли бы работать Юлия Клименко или Павел Кухта, имеющие соответствующий опыт. Однако на сегодняшний день ни в «Слуге народа», ни в «Голосе» переговоры ни о возможной коалиции, ни хотя бы совместной работе в парламенте не ведутся.

Сам Вакарчук сетует на то, что к выборам у него было недостаточно времени на подготовку. По его словам, остальные партии, попавшие в Раду, не останавливали кампанию после президентских выборов, тогда как «Голосу» пришлось начинать все с нуля. О создании партии было объявлено лишь 16 мая. Вакарчук надеялся, что парламентские выборы пройдут в ноябре. Буквально через неделю после полноценного старта партийной работы Зеленский объявил о досрочных парламентских выборах. Фактически для «Голоса» это был стартап, и за два месяца пришлось быстро формировать команду, составлять списки, составлять стратегию и т.д. Предвыборная агитация длилась всего 30 дней. Учитывая эти обстоятельства, полученные результаты не так уж плохи. К тому же нужно учитывать, что имелись и серьезные проблемы с региональными представителями партии, контролирующими голосование – не везде это можно было обеспечить. Иногда возникали недоразумения между штабами, партиями и мажоритарщиками, когда они делили полномочия в вопросах агитации и контроля подсчета голосов. О том, что у «Голоса» с мажоритаркой проблемы говорит хотя бы то, что из всей Украины по округам прошли лишь союзники, которых предложили в «Украинской Галицкой партии». Кроме того однопартийцы Вакарчука отмечают свои тактические ошибки в коммуникации. Зачастую они пытались рассказать избирателям слишком много за слишком короткое время. Удалось лишь отметить отличия себя от старых политиков и указать ряд отличий от «Слуги народа». Многие важные месседжи отложили на самый конец кампании, потому не успели их качественно раскрыть для электората.

Сам же Вакарчук даже не вспоминает тот факт, что буквально прошлым летом его рейтинг как кандидата в президенты был выше, чем рейтинг Зеленского. По некоторым данным в штабе Порошенко, а именно Игорь Грынив изучали рейтинги Вакарчука еще два года назад, и на Банковой сделали вывод, что электорат Порошенко с радостью проголосует ща музыканта. В течение долгого времени сам Вакарчук отмалчивался и не давал внятного ответа на вопрос о своих политически амбициях, сохраняя интригу. Возможно это также сыграло негативную роль, так как он «зарядил» ожидания электората, который потом предал. Если бы он сразу сказал что не пойдет на президентские выборы, так как не готов стать президентом, но будет работать над парламентскими выборами эффект был бы совсем другим. И еще одной важной ошибкой стало то, что до голосования у Вакарчука стали признавать готовность вступить в коалицию со «Слугой народа» – фактически этим они отдали часть своих голосов партии Зеленского.

Сейчас в офисе партии «Голос» почти никого нет. Это несравнимо с той суетой, которая царила там во время избирательной кампании. Многие разъехались по отпускам, а некоторые члены партии, осознав что «пролетели», прекратили сотрудничество. Списочникам, не попавшим в парламент, предложили два варианта – стать помощниками депутатов или работать аналитиками, помогать в оргработе и подготовке законопроектов. Возможно кому-то предложат пойти в правительство или занять другие посты если об этом будут договорённости со «Слугой народа», которых пока никто не дает. Сам избирательный штаб собираются переформатировать в секретариат партии, которому поручат работу с парт ячейками и поддержку фракции. Но как бы то ни было очевидно, что в «Голосе» сейчас царит неопределённость. Заметно, что однопартийцы Вакарчука не знают, что делать дальше, каково будет их позиционирование в парламенте и каковы перспективы. В самом «Голлсе» не унывают и говорят, что относительно власти попали не в самую плохую позицию с возможностью критиковать, когда есть за что и поддерживать что-то положительное.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org